Статья "Опыт оформления Портфолио объединения в учреждении дополнительного образования"


Мирошникова Г.Н.,

г. Саратов, МАУДО ДТДиМ,

кандидат педагогических наук,

педагог дополнительного образования



Опыт оформления Портфолио объединения

в учреждении дополнительного образования



Цель данной статьи – пригласить читателей совершить экскурс в историю 10-летней давности и вместе полистать первое Портфолио объединения французского языка «Радуга» ДТДиМ г. Саратов, чтобы понять, а востребовано ли оно сегодня? Помогает ли Портфолио объединения в работе, в целом.

Несмотря на наличие Портфолио объединения, датированного 2004 годом, возник интерес к опыту оформления данного вида Портфолио, сложившемуся на сегодняшний день в различных регионах России. Обращение к СМИ и интернет ресурсу вызвало удивление: на двадцать вариантов Портфолио ученика, выпускника, воспитанника, педагога доп. образования, лишь несколько моделей Портфолио объединения, большая часть из которых это электронный формат, скорее напоминающий презентацию «Визитная карточка объединения». И всё же, единичные примеры «настоящего» Портфолио коллектива были найдены, это наши коллеги из Омска, Красноярска и других городов.

Дальнейшее изучение материала внесло ясность. Портфолио коллектива – достаточно новый и перспективный вид Портфолио, раскрывающий сущность и специфику конкретного творческого объединения. Его задачей является отслеживание роста, а затем и становления коллектива на основе представленных наглядно результатов труда этого коллектива.

Портфолио объединения относят к разряду инновационных форм оценивания, называя его «аутентичной» т.е. истинной, транспарентной оценкой деятельности. Действительно, сопоставляя результаты работы своего творческого коллектива с общепринятыми образовательными стандартами, руководитель и сам сможет сделать вывод о наличии прогресса в обучении или необходимости пересмотра и совершенствования организации деятельности объединения.

Основы Портфолио закладываются на начальном этапе развития коллектива, а затем оно лишь систематически пополняется. Только так Портфолио объединения может демонстрировать прогресс во времени. Пытаюсь перенестись во времени ориентировочно на 10 лет назад и вспомнить, а что двигало нами, когда с 2004 по 2008 год создавалось первое Портфолио объединения французского языка, а создавалось оно добровольно и осознанно.

Сегодня, когда говорят о преимуществах Портфолио объединения, отмечают его рейтинговую функцию, речь идёт о возможности присвоения конкретному творческому объединению «рейтинга» / «рейтингового звания» на основе достижений коллектива. Помните, как называли раньше – «образцово- показательный коллектив». Это может служить мотивацией для оформления Портфолио в наши дни, но думали ли мы тогда об этом? Вряд ли… Скорее, нам подходит следующее высказывание: «Портфолио объединения – демонстрация того, что умеете в своём предметном направлении в данный период времени».

Название нашего первого Портфолио это подтверждает – «Творческий паспорт объединения французского языка». У нас было желание творить и вместе создавать историю объединения, поэтому данное Портфолио изобилует детскими творческими продуктами, на основе французского языка.

Перед основными разделами располагаются вводная статья – краткое описание Портфолио и его содержание. Первый раздел: «История и перспективы развития объединения «Радуга» содержит авторские работы учащихся, на основе которых были выбраны гимн, девиз и эмблема объединения (это, конечно, радуга – l`arc-en-ciel). Приведём несколько строк из гимна на русском языке:

«… Французский знают в нашей стране, красив он и учится легко,

Не вешай нос, не будь в стороне, с французским уладится всё!»

Заметим, что все вышеперечисленные атрибуты действительны и сегодня. Запечатлён для истории учебный кабинет – наше образовательное пространство. Современный кабинет французского языка сохранил этот дизайн. Здесь же представлены: памятка для родителей «Раздели радость познания», циклограммы о контингенте учащихся, а также схематично представлены учебные заведения города, их более двадцати, в которых учились воспитанники того периода.

Перспективы развития объединения изложены в одной из первых дополнительных образовательных программ 2007 года, записанную на дискете. Этот носитель информации сегодня становится «раритетным экспонатом», но он бережно сохранил нашу программу «минимум» и «максимум». Дополнительная общеразвивающая программа в настоящее время дорабатывается и обновляется, но основы авторской программы были заложены именно в этот период.

Второй раздел: «Творческие работы учащихся». Здесь хранятся образцы рецептов французских блюд, о которых ребята не только рассказывали, но и по которым готовили при поддержке родителей. Авторские билингвальные стихотворения, которые часто публиковались в печатных изданиях. Рефераты, доклады, проекты. Один из них – коллективный билингвальный проект «Помнить, чтобы жить», который, объединив людей разных поколений и профессий, вышел за пределы ДТДиМ на российский уровень. О нём сообщали СМИ, была написана книга. По сюжету проекта нарисована картина, ставшая экспонатом музея ДТДиМ. Всё, благодаря стихотворению К. Симонова «Жди меня», которое мы однажды начали учить на французском языке «Attends-moi, attends sans cesse, résistant au sort. Par la pluie et tristesse, аttends-moi encore…», а столкнулись с неожиданным открытием, что, впрочем, и должно случаться в процессе проектной деятельности.

По мере накопления материала появилось Приложение «Копилка творческих продуктов». Сегодня эту функцию выполняет электронное Приложение, в котором собраны все презентации, фотографии и видеофильмы.

Раздел №3 – «Сертифицированные достижения учащихся». Здесь хранятся разноуровневые Дипломы и Грамоты учащихся, отражающие положительную динамику процесса обучения. Например, Тихонова Таня, первые документы получены в 2003-2005 годах, среди сертификатов – Диплом о включении её имени в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России», 2006 г.

Именно этот раздел помог нам позднее при формировании Портфолио учащихся: Текферд Аиши, Рябининой Яны, Мелкумян Элины, сначала для Бенефиса одарённых детей ДТ, а затем для презентации их индивидуальных маршрутов. Материалы именно этого раздела послужили основой для доклада на конференции, посвящённой проблемам детей с ограниченными возможностями в феврале 2015 г. Мы просто открыли Портфолио объединения и взяли подборку о Валентине Ткаченко. Здесь хранятся все документированные достижения Валентина инвалида детства по зрению с момента поступления с 2003 года до получения в 2009 году знака отличия «Звёздный шаг в будущее»: его документы, авторские статьи в журналах и копии газетных статей о нём.

Четвёртый раздел«Отзывы и благодарности».

Примечательно, что в данном разделе сначала схематично представлены наши партнёры по сотрудничеству, как во Дворце творчества, так и за его пределами. Далее следуют отзывы и Благодарственные письма. Одно из них на обычном листе бумаги, написанное от руки, особенно дорого, оно от участников «Семейного клуба»: семья Нуховых, семья Рябининых, семья Текферд и других. А, ведь, эти ребята – Аиша Т., Яна Р., Арсений Н. уже 9-10 лет с нами.

Здесь же добрые отзывы, оставленные в книге Почётных гостей объединения. Например, запись от 22 декабря 2000 года, сделанная Домиником Гребером французским оперным певцом и композитором, посетившим ДТДиМ. В книге отзывов наряду со словами благодарности он оставляет адрес музыкальной школы, которой руководит, и приглашение учащимся «Радуги».

Пятый раздел «Методическая копилка педагога» включает в себя копии похвальных документов, сертификатов, свидетельств, методических статей и пособий, подтверждающих профессиональное мастерство руководителя объединения. Документы как очень серьёзные и солидные, так и не очень…, но они также дороги. Например, Сертификат «по прыжкам в высоту» результативности объединения. Спасибо тем, кто придумывал такие оригинальные поощрительные документы.

Сегодня для мобильности Портфолио объединения разработчики предлагают альтернативный вариант хранения документов, это – Карта индивидуальных достижений воспитанника и Карта индивидуальных достижений педагога, заверенные печатью образовательного учреждения, на основании подлинников.

Портфолио коллектива, как правило, всесторонне демонстрирует не только учебные результаты учащихся, но и совместные усилия, приложенные к их достижению. При внедрении Портфолио объединения, как и любого нововведения в образовательный процесс, существуют определённые трудности, противоречия, вопросы. И, чтобы этого избежать, специалисты советуют подключать творчество, добавлять что-то своё, привносить что-то новое, и, включаясь в этот творческий процесс, создавать своё авторское Портфолио объединения, неповторимое и уникальное, как и сам творческий коллектив, руководителем которого Вы являетесь.


Полный текст материала Статья "Опыт оформления Портфолио объединения в учреждении дополнительного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мирошникова Галина Николаевна  GalinaDTDiM2010
19.11.2017 1 1437 65

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 ssdbook • 23:52, 21.12.2017
Добрый день. Правильно ли я понял: портфолио объединения представляет ценность для организации, но не для педагога? Есть ли у вас пример, я никогда не встречался с такой формулировкой. Фактически это отчет о деятельности организации.