Методическое сообщение «Исполнительские конкурсы для детей»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Печора»

Методическая разработка

Преподавателя высшей квалификации по классу фортепиано

Богдановой Н.В.

Тема: «Исполнительские конкурсы для детей»

12.02.2019г.



Конкурсы для детей полезны и необходимы. Они развивают стремление детей к соревнованию, помогают открывать таланты, расширяют репертуар детей, являются практической школой для педагогов. Но ни в коем случае они не являются самоцелью, нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию ребёнка.

При подготовке к конкурсу должна быть проделана основательная подготовка. Итог которой - убедительное, технически зрелое, музыкально-содержательное исполнение, которое было бы достойно сравнения с достижениями других детей. Неудачное выступление нужно расценивать как успешным, чтобы не надломить веру ребёнка в свои способности и не затруднить его дальнейшее музыкальное развитие.

Существуют основные правила подготовки к конкурсу, своя « техника». Преподаватель должен заранее задуматься может ли данный ребёнок участвовать в конкурсе, имеет ли он необходимые предпосылки для участия в конкурсе. У некоторых детей уже в начале обучения проявляются характерные задатки будущего конкурсанта. Но у ребёнка по мере его развития могут появиться качества необходимые для участников конкурса.

Кроме музыкальной одарённости для выбора учащихся к конкурсу необходимо уметь учащемуся быстро, сосредоточенно и основательно заниматься - заниматься профессионально уже в детском возрасте. Такие занятия будут способствовать изучению программы помимо конкурсной, где он будет осваивать новые задачи. Поставленные задачи могут быть решены только при предельной концентрации внимания для запоминания и реализации многочисленных указаний преподавателя от урока к уроку.

Есть дети не обладающие способностью быстрого заучивания. Подготовка к конкурсу идёт медленнее и не так продуктивно. И всё же не бесполезно предоставить возможность и таким учащимся хотя бы раз в жизни принять участие в конкурсе. Подготовка таких детей к конкурсу от преподавателя требует длительного напряжённого труда. Такие дети чувствуют доверие со стороны учителя, превосходным стимулом для них послужит возможный успех на конкурсе. После окончания конкурса появляется охота к работе, наблюдается прогресс в занятиях. Участие в конкурсе является решающим моментом для выбора профессии музыканта. Причиной неуспеха на конкурсе может быть недостаточное расположение учащегося к конкурсу или ограниченность способностей преподавателя, неумение проникнуть в выразительные возможности произведения.

Если в обычных занятиях преподаватель вводит в программу сочинения, содержащие элементы не вполне способствующие природным способностям ученика, чтобы устранять эти трудности, учащихся на конкурсах нужно показать с самой лучшей стороны. Ядро конкурсной программы должны составлять вещи, которые в исполнительском и техническом отношении ему лучше всего удаются.

Ученик на конкурсе должен быть показан всесторонне. Должна быть обдуманна драматургия программы. Все разученные для конкурса произведения должны составлять единое продуманное целое. Каждая пьеса является отдельным выразительным звеном. В последовательности пьес должна быть контрастность, драматическая напряжённость, использование пьес, написанных в разных тональностях. В конкурсной программе пьесы, требующие наивысшего напряжения, должны чередоваться с пьесами, которые такого напряжения не требуют. Но и эти пьесы столь же выразительны и позволяют учащемуся проявить свои исполнительские способности.

Начинать подготовку к конкурсу необходимо с работы над наиболее фундаментальными произведениями, которые предъявляют ученику повышенные требования. Вначале необходимо проработать глубоко и тщательно сложные места с педагогом. Затем ученик переходит к самостоятельной работе. Когда эта часть программы почти освоена, ученик может заняться другими более лёгкими сочинениями. Когда программа доучена окончательно, необходимо исполнять её публично - на школьном концерте – с целью выработки и поддержания привычки к эстраде. За месяц до конкурса начинается последняя подготовка. Педагог с учеником встречается чаще. Ставятся перед учеником ясные рабочие цели и требуется их исполнение от урока к уроку.

В дни конкурса преподаватель находится рядом с учеником. Его основная задача в дни кого основная задача в дни конкурса – создать для учащегося при его повышенном нервном состоянии наиболее благоприятную атмосферу. Перед концертом ученик должен ночью хорошо выспаться, ему необходимы ежедневные прогулки. Во время конкурса педагогу, не обладающему чувством юмора, труднее создать условия для успешного выступления ученика, чем преподавателю, обладающим этим чувством.

Перед конкурсом не следует много наедаться и много пить воды(потеют руки). Ни в коем случае не стоит прибегать к допингам, кроме витаминных препаратов. Достаточный контакт учащемуся с инструментом перед конкурсным выступлением должен быть обеспечен. Потребности доучивать программу перед конкурсом учащийся уже не должен испытывать. Работа над пьесами проходит в представлении, без инструмента, в мысленном продумывании до последнего дня. Перед своим выступлением ученику не стоит слушать выступления других конкурсантов. Это может сказаться отрицательно на его выступлении (вызвать нервозность, может расстроить его). Педагог должен приложить все усилия, чтобы ребёнок просто радовался возможности участия в конкурсе, возможности померяться силами, а не стремился к завоеванию первенства. Не нужно взывать к его тщеславию, а стараться воспитывать в ребёнке другие качества: слушать выступления других, радоваться заслуженному успеху других, учиться у других выступающих. Максимальное спокойствие необходимо ученику в последние несколько часов перед выступлением. Он может гулять, заниматься на фортепиано, читать. На сцену должен выходить полностью сосредоточенным, бодрым, свежим.

Для педагога конкурс является важным средством самовоспитания: он учится сохранять спокойствие, вдумывается и вслушивается в работу других и бескорыстно радуется успехам подрастающего поколения.

«Вообще, выступая, надо верить в себя, в своё исполнение – иначе играть нельзя. Во время работы будьте суровы к себе, ищите и добивайтесь лучшего. Но когда подготовка закончена, дата концерта назначена играющий должен проникнуться убеждением, что его исполнение превосходно, не требует и не допускает никаких изменений и улучшений. А после концерта отбросьте иллюзии и возмитесь вновь за придирчивейшую работу над всем, что покажется вам неудовлетворительным в вашем исполнении» - Коган Г.М. «У врат мастерства».









Список используемой литературы:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издательство «Музыка». Москва. 1971г.

2. Достал Ян. Ребёнок за роялем. Издательство «Музыка». 1981г.

3. Перельман И. В классе рояля. Издательство «Музыка». 1983г.

4. Коган Г. У врат мастерства. М.,1969г.

5. Леви. Приручение страха. М., 2002г.









14 марта. 2017г.


Полный текст материала Методическое сообщение «Исполнительские конкурсы для детей» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богданова Надежда Васильевна  Публикатор
13.03.2019 0 186 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0