Социально-реабилитационная программа "Маленькие дети с большими правами"


Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Содержание реабилитационной программы
  4. Участники реабилитационного процесса
  5. Мероприятия по реализации программы
    1. Правовая работа
    2. Работа с воспитанниками
    3. Работа с семьями воспитанников
    4. Работа со школой
    5. Работа по профилактике самовольных уходов
  6. Ожидаемые результаты
  1. Пояснительная записка

«Маленькие дети с большими правами» - программа правового воспитания детей через приобщение их к активной общественно-полезной, познавательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, способной понимать и успешно выполнять гражданские обязанности, имеющей активную жизненную позицию.

Человек, живущий в цивилизованном обществе, должен обладать знаниями о правах человека, правах и обязанностях гражданина, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; должен уметь применять правовые знания, а так же иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс. Он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но и выработку навыков  и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.

Программа «Маленькие дети с большими правами» направлена на просвещение воспитанников детского дома в области правовых знаний. Она предоставляет возможность в разнообразной деятельности формировать у воспитанников активную жизненную позицию, помогает детям овладевать знаниями в области прав человека, формировать навыки применения этих знаний. Правовые знания нужны воспитанникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу.

Программа предполагает работу с детьми в возрасте от 3 до 18 лет и нацелена на сотрудничество с воспитателями, психологом, учителями, координацию действий с ребенком и его социумом.

  1. Цели и задачи программы

Цель: правовая и социальная защита несовершеннолетних, их реабилитация, повышение уровня правовой культуры воспитанников.

Задачи:

  • Обеспечить защиту прав и законных интересов воспитанников и вооружить их знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
  • Формировать у воспитанников навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Создавать социально-педагогические условия для развития личности в условиях детского дома
  1. Содержание реабилитационной программы

Работа по программе «Маленькие дети с большими правами» - это процесс сотрудничества детей и взрослых. Беседы, занятия, праздники и т.п. – средство, прежде всего, нравственного и правового воспитания гражданина. Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в воспитаннике, педагогах. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на « разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся воспитанник:

  • Правила, право, обязанности, закон, правонарушения.
  • Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Гражданские, имущественные и другие права ребенка.
  • Правила общения в коллективе.
  • Правила безопасной жизнедеятельности.
  1. Участники реабилитационного процесса

Основными участниками реабилитационного процесса являются социальный педагог и воспитанники детского дома.

Функции участников

Социальный педагог

Воспитанники

Защищает законные права и интересы воспитанников; проводит мероприятия по правовому воспитанию; определяет содержание мероприятий

Принимают участие в мероприятиях по правовому воспитанию

  1. Мероприятия по реализации программы

Правовая работа (защита законных прав и интересов воспитанников)

№ п/п

                    Мероприятия

   Сроки исполнения

1

Оформление личных дел вновь поступивших воспитанников

В течение 3 дней

2

Оформление приказов на поступивших и выбывших детей

В день поступления или выбытия

3

Выполнение запросов на документы воспитанников, необходимые  для формирования личных дел

По необходимости

4

Сбор всей возможной информации для анализа ситуации, в которой оказался несовершеннолетний

В течение года

5

Восстановление жизненно важных документов воспитанников

По необходимости

6

Работа с УФМС (оформление гражданства, получение паспортов, регистрация по месту пребывания)

В течение года

7

Работа со Сбербанком (оформление сберегательных счетов, контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета воспитанников)

Один раз в три месяца

8

Работа с ИФНС (оформление свидетельств ИНН воспитанникам)

В течение года

9

Работа с городским и сельскими поселениями (запросы справок и необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства воспитанников)

В течение года

10

Сотрудничество с ОВД по осуществлению розыскных мероприятий;

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

По необходимости

 

Один раз в три месяца

11

Участие в делах гражданского судопроизводства по защите интересов и прав воспитанников

В течение года

12

Работа с УПФ по назначению пенсии по случаю потери кормильца, специальные пенсии детям-инвалидам до 18 лет

По необходимости

13

Содействие органам опеки и попечительства УО по семейному жизнеустройству воспитанников

В течение года

Работа с воспитанниками

№п/п

           Мероприятия

Сроки исполнения

1

Знакомство с детьми при поступлении, изучение их личности, установление доброжелательных отношений с ними

В течение года

2

Выявление проблем, трудностей, потребностей детей и оказание им социальной и правовой помощи

В течение года

3

Проведение групповых и индивидуальных бесед с воспитанниками:

- беседа по правилам поведения и общения    

   в детском доме;

- «Как подготовить ребенка к участию в судебном заседании»;

- «Мой путь от дома до школы»;

- «Правила личной безопасности».

Профилактические беседы:

- «Курение – коварная ловушка»;      

- «Прием наркотиков – всегда полет, но в  

     конце – всегда падение»;

- «Скажи алкоголю – нет!».

Беседы о правах ребенка:

- «Маленьким детям – большие права»    

   (знакомство с Конвенцией о правах   

   ребенка);

- час общения по правовому воспитанию  

   «Ты имеешь право…»;

- игра-путешествие «Права ребенка в новом

    веке»;

- беседа-игра «Мы все разные, но мы все

   равны»;

- конкурс рисунков «Права детей глазами  

   самих детей»;

- викторина «Герои книг имеют право»;

- беседа «Права детей - забота государства»;

- встреча с инспектором ПДН «Если ты  

   преступил закон»;

- беседа «Российская конституция –

   основной закон твоей жизни».

Изготовление памятки «Если ты оказался в трудной жизненной ситуации…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям)

 

При поступлении ребенка

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

Апрель

Сентябрь

 

 

Январь

 

 

Март

 

Май

 

Июль

 

Июнь

Август

Октябрь  

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

В течение года

Работа с семьями воспитанников

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

1

Сбор сведений о родителях, родственниках, о характере их отношения к ребенку

В первые месяцы после поступления ребенка

2

Проведение бесед с детьми об их отношении к семье, о желании поддерживать связь с ними

В течение года

3

Посещение семей воспитанников с целью выявления проблем семьи. Проведение бесед с родителями о возможности возвращения ребенка в семью

В течение года

4

Патронирование семей после возвращения в них детей

В течение года по необходимости

5

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей после воссоединения семьи

По запросу родителей

Работа со школой

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

1

Оформление вновь поступивших детей в школу

В течение недели после поступления

2

Проведение бесед с воспитанниками по вопросам дисциплины и успеваемости

В течение учебного года

3

Взаимодействие с директором, завучем, социальным педагогом школы по вопросам мотивации воспитанников к учебной деятельности, налаживания взаимоотношений со сверстниками и учителями

В течение учебного года

Работа по профилактике самовольных уходов воспитанников

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

1

Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов

В течение года

2

Оформление плана розыскных мероприятий по розыску воспитанников

По необходимости

3

Информирование ООП и ОВД о самовольном уходе

В течение суток

4

Сотрудничество с работниками ИПДН по вопросу правовой защищенности и ответственности перед законом воспитанников

По отдельному плану

5

Ведение журнала регистрации самовольных уходов воспитанников

В течение года

  1. Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы в данном направлении предполагается достижение следующих результатов:

  • Овладение конкретными правилами поведения в детском доме, усвоение требований, предъявляемых к воспитаннику, осознание своих прав, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права;
  • Удовлетворение разнообразных интересов воспитанников;
  • Успешная социализация воспитанников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Воспитанники должны соблюдать правила поведения и жить по законам вежливости.  Но самое главное то, что у воспитанников должно выработаться представление о главных ценностях человека: добро, справедливость


Полный текст материала Социально-реабилитационная программа "Маленькие дети с большими правами" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буркова Вера Николаевна  Екатерина_Пашкова
Социальный педагог, Окуневский детский дом "Мечта"
08.08.2015 0 1342 201
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0