Опыт преподавания "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста при помощи рассказов цепной структуры"


19


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Якорёк» комбинированного вида»

ЗАТО Александровск г. Гаджиево Мурманской области







Развитие связной речи у детей

дошкольного возраста

при помощи рассказов цепной структуры



Опыт работы воспитателя

I квалификационной категории

Шатровой

Альбины Васильевны






Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Признавая всю важность речевой работы, следует подчеркнуть огромную роль преемственности между детским садом и школой в реализации путей развития всех сторон речи в дошкольном и школьном возрасте. Некоторые направления работы совпадают, например, характер требований к уровню развития речи. Прежде всего, речь должна быть содержательной, грамматически правильной, точной, связной, образной. Изложение речи требует логической последовательности и четкого звукового оформления (плавности, интонационной выразительности, умеренного темпа). В связи с этим работа, направленная на развитие речи ребенка в дошкольном возрасте, очень важна.

В группе компенсирующей направленности (логопедической) проблема развития речи стоит наиболее остро. У детей нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Я проанализировала данные диагностики воспитанников, изучила научную и учебно–методическую литературу по развитию речи дошкольников (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, В.И. Селеверстова, Г.М. Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.) и пришла к выводу, что связная речь - это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с нарушениями речи она самостоятельно не формируется, а при спонтанном развитии не достигает того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе. Поэтому этим умениям и навыкам уделяю особое внимание до того, как дошкольники научатся читать.

Для высказываний детей с речевыми нарушениями были характерны:

-  нарушения логической последовательности повествования;

-  нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

-  незавершенность фраз;

-  возвращение к ранее сказанному;

-  длительные паузы на границах фраз;

-  отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Именно поэтому, одним из основных направлений своей педагогической деятельности я выбрала методическую тему «Развитие связной речи у дошкольников при помощи рассказов цепной структуры». Работу в этом направлении построила на основе опыта работы В.К. Воробьёвой «Методика формирования умения пересказывать текст цепной организации».

Для преодоления этих проблем я поставила следующие задачи:

1) Развивать умение отбирать предметные картинки для рассказа, располагая их в определённой последовательности;

2) Учить детей осмысленно воспроизводить образец рассказа в речи;

3) Обогащать активный, пассивный словарь детей;

4) Развивать умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами;

5) Соблюдать лексическую точность, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

В ходе реализации данных задач определились следующие трудности:

  1. Связная речь входит в комплекс занятий по формированию лексикограмматических категорий, т. е. нет отдельного занятия по развитию связной речи;

  2. Вместе с тем, в соответствующей специальной литературе (и в программах в частности) не указано  количество занятий отводимых на связную речь;

  3. Программные произведения часто вызывают у детей с нарушениями речи трудности при пересказе.         

  4. Не достаточно текстов рассказов цепной структуры;

Поэтому спланировала свою работу и наметила пути преодоления этих трудностей. Для реализации поставленных задач создала следующие условия:

  1. Обогатила в группе предметно-развивающую среду.

  2. Провела диагностику.

  3. Отобрала тексты цепной структуры.

  1. Изготовила наглядный материал (дидактические игры, предметные картинки, схемы, символы, модели и др.).

  2. Провожу тематические занятия по лексическим темам.

  1. Оформила “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – запоминалки, стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки и т.д.)

  2. Наладила тесный контакт с семьёй: встречи с родителями, беседы, консультации.

  3. Организовала работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.

  4. Провожу ежедневно артикуляционную гимнастику.

  5. Использую речевые игры, упражнения вне занятий.

  6. Провожу пальчиковую гимнастику.

  7. Организую самостоятельную деятельность детей.

Работу по развитию связной речи у детей я строю с учетом возрастных особенностей. Осуществляю основные принципы дидактики: постепенный переход от простого к сложному с соблюдением принципов последовательности и систематичности, сознательности и самостоятельности, наглядности, доступности, прочности.

При организации детей использую различные формы обучения связной речи:  занятия, игры, экскурсии, наблюдения, режимные моменты, прогулки, которые предоставляют большие возможности для свободного общения.

На занятиях использую следующие приемы: объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрацию наглядного материала, упражнения, оценку речевой деятельности и др. Во время занятий постоянно создаю такие ситуации, которые побуждают ребенка к речевым высказываниям, развивают желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. В зависимости от поставленных задач, степени подготовленности детей, уровня их активности, самостоятельности изменяются приемы обучения. Использую на занятиях по развитию связной речи и игровую мотивацию. Игровая мотивация повышает интенсивность обучения связной речи. Мотивацию общения строю на заинтересованности детей речевой деятельностью.

В нерегламентированной деятельности дети самостоятельно и совместно со мной закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, грамматических категорий и поставленных звуков, правильную интонацию, элементы выразительной речи.

С детьми провожу специально организованную индивидуальную работу с целью развития у них воображения, логического мышления, памяти и речи, формирования умения общаться и ориентироваться в окружающей среде.

Значимую роль в организации речевой среды играет дидактический наглядный материал, позволяющий ребенку расширить и уточнить для себя картину мира. Он способствует речемыслительной деятельности детей, помогает вывести ребенка за рамки привычного окружения.

В группе я оборудовала коррекционный уголок, который является неотъемлемой частью речевой среды. При подборе игрового, дидактического и наглядного материала опиралась на рекомендации логопеда. Игры соответствуют структуре речевых нарушений детей, их индивидуальных и возрастных особенностей и направлены на развитие и коррекцию речи ("Из какой мы сказки?", "Мои любимые сказки", "Что сначала, что потом", "Что к чему", "Найди и угадай", "Кому что нужно" и другие). Игровой и дидактический материал меняется в зависимости от лексической темы еженедельно. В целях предоставления свободы действий игровой материал всегда доступен детям.

Регулярно провожу с родителями информационно–разъяснительную работу через консультации, индивидуальные беседы, рекомендации: «Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?», «Как расширить словарный запас ребенка», «Игры и речь детей» и др.

Главная цель работы с родителями - научить их адекватно оценивать речь своего ребенка и активно способствовать её развитию. Важно донести до сознания родителей, что коррекционная работа дает положительные результаты только при согласованных действиях учителя-логопеда, воспитателя и родителей.

При подборе текстов рассказов цепной структуры по изучаемым лексическим темам учитывала последовательность передачи мысли от предложения к предложению по цепочке. Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 – 7 предложений. Его содержание можно легко отобразить графически.

Предметно-графическая схема или картинно–графический план выглядит так: на первом месте – изображение предмета или живого объекта, на втором – действие в виде стрелки. На третьем – изображение нового предмета или живого объекта сюжета. Например: Заяц увидел елку. В качестве примера рассмотрим рассказ «Яблоко».

В лесу росла дикая яблоня. На яблоне висело яблоко. Яблоко увидел заяц. Заяц захотел сорвать яблоко с яблони. На яблоне сидела ворона. Ворона сорвала и уронила яблоко. Яблоко упало на спину ежику. Ежик поделился яблоком с зайцем.

Я предлагаю детям внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Затем дошкольникам предлагаю отобрать из ряда картинок, представленных на фланелеграфе, только те, которые относятся к данному повествованию. Дети обычно легко справляются с этой задачей.

Далее прошу расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

л ес г яблоня

я блоня яблоко

я блоко заяц

з аяц яблоко

я блоня ворона

в орона яблоко

я блоко ежик

е жик заяц

Затруднения детей в воспроизведении события являются хорошим поводом для использования графического плана, который на первых этапах работы с рассказами цепной структуры я выполняю заранее.

Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему. Стрелкой обозначают действие. Я, показываю схему, объясняю детям, что она поможет вспомнить и рассказать по порядку то, о чем говорится в рассказе.

Анализируя вместе с детьми схему, обращаю внимание на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так подвожу детей к выводу, что именно за счет такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ, рассказ получается только тогда, когда предложения "дружат".

Для закрепления содержания картинно-графического плана предлагаю задания:

  • восстановите заданный порядок картинок по памяти ("Предложения "рассыпались");

  • найдите и исправьте ошибку в расположении картинок ("Предложения "перепутались");

  • найдите место "пропавшей" картинки в ряду других ("Потерялось слово в предложении");

  • найдите лишнюю картинку (лишнее слово в предложении).


В работе с детьми уделяю серьезное внимание словарной работе. Для обогащения и активизации словаря детей предлагаю такие задания:

  • Вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);

  • Какое слово – действие еще можно сказать?

  • Послушайте мои слова и выберите нужное.

Предлагаю детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла. Подходящее новое слово обозначаем красным квадратом, оно заменяет стрелку в первом предложении. ( В лесу выросла дикая яблоня.) Таким образом, отрабатываем каждое предложение. Потом предлагаю двум детям пересказать рассказ по очереди: одному по – новому, другому по – старому. Это дает возможность детям понять, что об одном и том же можно рассказать по- разному.

Для активизации словаря детей предлагаю соединять предложения в рассказе используя: местоимения (он, его, ему...), наречия (там, тут...), словосочетания (на этой яблоне...), синонимы. Это дает возможность дошкольникам понять, что содержание текста от этого не меняется, а становится более разнообразным и интересным.

На одном занятии я отрабатываю с детьми один вид связи.

Д остаточно трудным, но интересным для детей является знакомство с правилами связи слов в предложении. Я ввожу карточку запрета . Ее закрепляю на месте той картинки, которую называть нельзя. Первое предложение называю так, как оно дано в тексте. К первому слову второго предложения подбираю с детьми новое слово:

  • Как можно сказать о яблоне? (Она).

Графически схема будет выглядеть так:

л ес яблоня

яблоко

я блоко заяц

яблоко

я блоня ворона

яблоко

я блоко ежик

заяц

В лесу росла дикая яблоня. На ней висело яблоко. Яблоко увидел заяц. Он захотел сорвать яблоко с яблони. На яблоне сидела ворона. Она сорвала и уронила яблоко. Яблоко упало на спину ежику. Он поделился яблоком с зайцем.

В результате планомерной, целенаправленной работы по обучению детей связной речи на основе рассказов цепной структуры на протяжении 2007 – 2009 года видна положительная динамика, которую показали воспитанники при диагностическом обследовании. Показатели речевого развития улучшились в два раза по всем направлениям. Это доказало эффективность методики и целесообразность ее использования как на занятиях, так и в свободной деятельности детей не только в группах компенсирующей направленности (логопедических), но и в общеобразовательных.















РЕЗУЛЬТАТЫ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

дошкольников

подготовительной к школе группы

компенсирующей (логопедической)

направленности

«Золотая рыбка»

за 2007-2008 учебный год

































РЕЗУЛЬТАТЫ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

дошкольников

подготовительной к школе группы

компенсирующей (логопедической)

направленности

«Золотая рыбка»

за 2008-2009 учебный год











Таким образом, использование рассказов цепной структуры способствует развитию у дошкольников связной речи, обогащению и активизации словаря по лексическим темам, улучшению памяти, внимания, мышления. Всё это помогает детям преодолевать трудности в речевом развитии, тем самым успешно подготовиться к обучению в школе.










Библиографический список


Воробьева В.К. Формирование у младших дошкольников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология. 1988,.№6.

Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. 1989, №4.

Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно – повествовательной речи // Дефектология. 1990, №4.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

Ефименкова Л.Н. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи. М., 1993.

Сеничкина В.В. Конспекты по формированию связной речи практическими методами на примере рассказов цепной структуры. Мурм., 2004.




Полный текст материала Опыт преподавания "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста при помощи рассказов цепной структуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шатрова Альбина Васильевна  aibina
06.11.2011 2 5923 739

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК