Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем по изобразительной деятельности с целью обогащения словарного запаса дошкольников


На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами в детском саду указывали A.M. Бородич, Ю.С. Ляховская, О.С.Ушакова. Значимость этой работы показывают исследования, в которых вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами затрагивались в связи с решением таких проблем, как:
• определение содержания словарной работы;
• усвоение переносных значений слов детьми;
• совершенствование качества связных высказываний дошкольников;
• становление словесного творчества;
• развитие образной речи детей;
• понимание содержания текстов художественной литературы;
• формированию интереса к родному языку;
Существуют некоторые особенности происхождения фразеологизмов русского языка, это:
- исконно русские;
- старославянские;
- заимствованные из других языков.
В зависимости от происхождения они делятся на несколько групп:
1. фразеологический зверинец (приложение 1);
2. сказочные фразеологизмы (приложение 2);
3. цветные фразеологизмы (приложение 3);
4. математические фразеологизмы (приложение 4);
5. фразеологизмы о человеке «От макушечки до пят» (приложение 5);
6. окружающий мир и др. (приложение 6).
Наша работа с использованием фразеологической лексики осуществляется поэтапно:
1) знакомство с фразеологическим оборотом — толкование. Сначала даётся толкование предложенных фразеологических оборотов: за семью замками — большой секрет, великая тайна;
2) использование наглядной основы в работе с фразеологическим оборотом активизация фразеологизма в речи детей. Детям предлагается подобрать синонимы к каждому фразеологическому обороту, а также вспомнить
сходную ситуацию из жизни. Данный прием, на наш взгляд, способствует «вхождению высказывания в жизненный опыт ребенка»; (тише воды, ниже травы)- бесшумно.
3) закрепление знаний детей. В процессе повседневного общения, при анализе бытовых ситуаций детям предлагаем вспомнить и назвать фразеологизм, который бы соответствовал случаю (начинать с нуля - заново; наломать дров - наделать ошибок).
4) выполнение творческих заданий: воспитанники составляют рассказ и прорисовывают ситуацию, либо наоборот.
Например, при изучении темы: «Человек», используются «фразеологические загадки».
Такие как:
- её теряют иногда; она варит; на неё неожиданно падает снег (голова).
- его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос).
- не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают (уши).
А при изучении темы «Дикие животные», подбирая признаки животных, детям предлагается договорить сравнения:
голоден как волк ; хитёр как лиса ; колючий как ёж ; труслив как заяц ; неуклюжий как медведь.
Только после этого формируется у детей умение конструировать высказывания, включающие фразеологизмы. Чтобы ребёнок услышал, увидел и почувствовал слово в данной ситуации.
Полный текст материала Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем по изобразительной деятельности с целью обогащения словарного запаса дошкольников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семенова Светлана Викторовна  nadin0905
31.05.2011 0 2701 1316

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК