Презентация по литературе «Горе от ума»


Слайд 1
«Горе от ума» Государственное общеобразовательное учреждение Гимназия № 56 Петроградского района г. Санкт-Петербурга (Чкаловский пр. д 35) Серия уроков литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Алимова Алла Викторовна
Слайд 2
«Горе от ума» ЦЕЛИ: осмысление проблемы ума в комедии; выяснение смысла заголовка произведения; ЗАДАЧИ: развитие умения проводить аналогии, совершенствование логического мышления; обучение видению произведения шире его фабулы; совершенствование умения работать с текстом произведения и справочной литературой; развитие речи и самостоятельности мышления. МЕТОДЫ: постановка проблемных вопросов; составление опорных схем; выстраивание логических цепочек; ОБОРУДОВАНИЕ: презентация .
Слайд 3
«Горе от ума» «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы… Александр Блок Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных. А.А. Бестужев. «Горе от ума» есть… галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука. И.А. Гончаров.
Слайд 4
Александр Сергеевич Грибоедов Комедия «Горе от ума» Въ моей комедіи 25 глупцевъ на одного здравомыслящаго человѣка; и этотъ человѣкъ разумѣется въ противурѣчіи съ обществомъ его окружающимъ, его никто не понимаетъ никто простить не хочетъ, за чѣмъ онъ немножко повыше прочихъ, сначала онъ веселъ, и это порокъ
Слайд 5
Александр Сергеевич Грибоедов Комедия «Горе от ума» А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными. (А.С. Пушкин)
Слайд 6
«Горе от ума» Фамусов – фр. famux – всем знакомый, пресловуто известный Фамусов Павел Афанасьевич управляющий в казенном месте хозяин дома отец
Слайд 7
«Горе от ума» Продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит в комедии: 1.Умеренность и аккуратность (Молчалин) 2. Дистанция огромного размера (Скалозуб) 3. Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка, послужи! ( Фамусов) 4. И точно, начал свет глупеть. (Чацкий) 5. Кто беден, тот тебе не пара! (Фамусов) 6. Шел в комнату, попал в другую (София) 7. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок. (Фамусов) 8. И золотой мешок и метит в генералы (Лиза) 9. Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом! (Фамусов) 10. А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных! (Чацкий)
Слайд 8
«Горе от ума» 2 действие Словарь: Пономарь – низший церковный служитель, может быть и певцом, и чтецом в церковном хоре Камергер – (нем. комнатный дворянин) – старшее придворное звание Ключ – знак звания камергера (к парадному мундиру камергера полагался золотой ключ) Езда цугом – езда в карете, запряженной несколькими лошадьми Куртаг - приемный день при дворе Вельможа в случае – фаворит Тупей – прическа в виде пучка волос, собранного на затылке, и крепко закрученный и загнутый кверху хохол
Слайд 9
«Горе от ума» 2 действие Словарь: Календарь – Адрес-календарь – «книжка, ежегодно печатаемая, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские; все присутственные места с показанием чиновников, наполняющих оные». В Адрес-календаре имелись записные (чистые листы) листы для пометок, таким образом, фамусовские дела как бы «вливались» в штатное расписание Российского государства. Карбонари - (итал. - угольщик) – так назывались члены тайного революционного общества, возникшего в Италии в начале 19 в. Для реакционных дворян слово «карбонарий» значило: бунтовщик, неблагонадежный человек.
Слайд 10
«Горе от ума» 2 действие •Монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…» •В какой момент произносится этот монолог? •О чем «философствует» Фамусов? •Как события, которые он просит записать, характеризуют его жизнь? •Каков темп речи Фамусова? •Кто свидетель этого монолога? Какова роль монологов Фамусова и Чацкого? Когда начинается конфликт между Фамусовым и Чацким? Монолог Чацкого вроде бы перерастает в диалог, но так ли это? Зачем Фамусов рассказывает Чацкому о Скалозубе? Как ведет себя Фамусов со Скалозубом? Какую цель преследует? За что Фамусов хвалит Москву? Какой видит Москву Чацкий? Кто же из двоих патриот?
Слайд 11
«Горе от ума»  Когда на сцене появляется полковник Скалозуб?  О чем он говорит, какие слова и выражения употребляет в речи?  Каковы его взгляды  на жизнь,  на службу  на карьеру  на образование?  К какому поколению по возрасту ближе Скалозуб? А по мировоззрению?  После «оды» Фамусова Москве звучит полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?»  Чем вызван гнев Чацкого?  Что понял из монолога Скалозуб? А вы?
Слайд 12
«Горе от ума» 2 действие Почему Чацкий не вызывает у Фамусова доверия? Чацкий Фамусов Что каждый из героев ценит в людях? Какие наставления дает Фамусов Чацкому? Как Чацкий комментирует каждое из них? Чацкий охарактеризовал Фамусова как человека «века минувшего». Что это значит в вашем понимании?
Слайд 13
«Горе от ума» 3 действие Чацкий снова в доме Фамусова. Зачем на этот раз? Как встречает его Софья? Что отталкивает ее от Чацкого? Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что хорошо относится к Молчалину? Какие недостатки Молчалина перечислил Чацкий? Почему Софья, девушка довольно умная, предпочитает Молчалина? Какие достоинства видит в Молчалине Софья? Диалог Чацкого и Молчалина раскрывает характеры двух персонажей ( используется прием самохарактеристики) Каким видит Чацкий Молчалина? Каким видит Молчалин Чацкого? Что мы узнаем нового о Чацком?
Слайд 14
«Горе от ума» 3 действие Анализ сцены Проанализировать сцену (эпизод) это значит:  определить роль данной сцены в развитии всего действия и конфликта пьесы выяснить значение сцены в идейном замысле произведения  определить взаимоотношения персонажей их душевное состояние  показать, с помощью каких приемов драматург раскрывает характеры персонажей
Слайд 15
«Горе от ума» 3 действие Каково место сцены бала в сюжете комедии? Какие события предшествуют сцене бала? 5 явление Кто из гостей появляется первый? Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца? Что с ним произошло? Что важно для родителей и дочерей Тугоуховских? Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина? Какой вы видите свояченицу Фамусова Хлёстову? Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова? Кто автор сплетни о Чацком? Почему? Как развивается сплетня? Почему все подхватывают сплетню?
Слайд 16
«Горе от ума» 3 действие Комизм Монолог Чацкого «Французик из Бордо» В чем смысл этого монолога? В чем трагизм и комизм ситуации? Чацкого, оказывается, никто не слушает «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря тратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон? На Хрюминых? Трагизм Чацкий поднимает действительно важные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу.
Слайд 17
«Горе от ума» Монолог Чацкого «Французик из Бордо» Каких очень серьезных тем касается Чацкий в своём монологе? Как Чацкий оценивает фамусовское общество?  обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство (устраивает «гоненье на Москву»)  противопоставляет высокое служение общественному благу («делу») прислуживанию влиятельным «лицам»  выступает за оценку людей по их нравственным качествам, а не по чину  высмеивает поверхностное образование, примитивное воспитание, подражание всему иностранному  призывает с уважением относиться к национальной культуре, русской истории
Слайд 18
«Горе от ума» 4 действие Какие события составляют содержание 4 действия? Кто такой Репетилов? Оправдывает ли от свою фамилию? Как его изображает Грибоедов? Сцена из спектакля В каком монологе развязка общественной и личной драмы Чацкого? Какими чувствами, эмоциями окрашен этот монолог? Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше? Как, по-вашему, сложится судьба героев комедии? Назовите внесценические персонажи. Какова их роль в комедии?
Слайд 19
«Горе от ума» Использованные ресурсы 1. Грибоедов А.С. «Горе от ума». Комедии. Драматические сцены. – Л.: Искусство, 1987. 2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: «Языки русской культуры», 1996. 3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10т. Изд. 3. Т. Х. – М.: Наука, 1966. 4. Тынянов Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара: Роман. Сюжет «Горя от ума». – М.: Сов. Россия, 1981. 5. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). – М.: Лабиринт, РГГУ, 2001 6. http://images.yandex.ru/ - иллюстрации 7. thepoem.narod.ru›griboe.htm 8. feb-web.ru›feb/griboed/texts/lp87/lp_pic1.htm

Полный текст материала Презентация по литературе «Горе от ума» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алимова Алла Викторовна  Ада
27.09.2011 4 15128 3306

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК