Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Корень слова"


Слайд 1
5 класс Корень слова АХМЕТОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ «ЛЕСНОВСКАЯ ООШ» НОВГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Слайд 2
КОРЕНЬ - РОДОНАЧАЛЬНИК Жил–был Корень –уч-, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель и многие другие. Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой роднёй, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова. Но начинается-то всё с корня!
Слайд 3
Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская Какой корень? Из данного стихотворения выпишите все родственные слова к слову прогульщик, выделите корень.
Слайд 4
КТО ЕСТЬ КТО ИЗОБРАЖЁН ИЗОБРАЖЁН НА НА КАРТИНКАХ? КАРТИНКАХ? ЕСТЬ ЛИ В ЛИ ЧТО-ТО ЧТО-ТО ОБЩЕЕ ОБЩЕЕ В НАЗВАНИЯХ НАЗВАНИЯХ ЭТИХ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ? ЖИВОТНЫХ? ЯВЛЯЮТСЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЛИ ЭТИ ЭТИ СЛОВА СЛОВА ОДНОКОРЕННЫМИ? ОДНОКОРЕННЫМИ?
Слайд 5
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ! В МОРЕ СУШИ ПОЛОСА НАЗЫВАЕТСЯ КОСА А У ДЕВУШКИ КОСА ЦВЕТА СПЕЛОГО ОВСА. НА ТРАВЕ ЛЕЖИТ РОСА – КОСИТ ТРАВУШКУ КОСА. А У МЕНЯ ОДИН ВОПРОС: СКОЛЬКО ЕСТЬ НА СВЕТЕ КОС? Б. ГОЛЬДБЕРГ. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОДИНАКОВО ЗВУЧАТ, НО ИМЕЮТ РАЗНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, НАЗЫВАЮТСЯ …
Слайд 6
перенос занос поднос обноски носильщик носовой носик переносица нос действие «носить» носище часть лица
Слайд 7
КОРНИ - ОМОНИМЫ Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет, просто корни этих слов по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково. Такие корни слов называются омонимичными. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются!
Слайд 8
ГДЕ ЧЬЁ ГНЕЗДО? проводка проводник водный заводной заводь водить вода водяной подводник подводить безводный вывод
Слайд 9
НАЙДИ «РОДСТВЕННИКОВ» Горка горец загорелый горение горный выгоревший гористый горючий предгорье пригорок Гореть Гора
Слайд 10
А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ? Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь моё ухо!» А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши. Что же произошло в корне этих слов?
Слайд 11
В КОРНЯХ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ИЛИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ИЛИ ДАЖЕ «ИСЧЕЗНОВЕНИЕ» ГЛАСНЫХ просить прошу распушила пух с//ш ш//х прошу спрашивать о//а рот рта о//нулевой звук
Слайд 12
ПОДБЕРИ «РОДСТВЕННИКОВ» С ЧЕРЕДОВАНИЕМ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ К СЛЕДУЮЩИМ СЛОВАМ Пеку Лекарь Бег Замок Ноги Дороги Снег Творог Пирог печь лечить бежать замочек ножки дорожки снежок творожок пирожок
Слайд 13
НАЙДИ СЛОВА С КОРНЯМИ, В КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО «ИСЧЕЗНОВЕНИЕ» ГЛАСНЫХ Лев – льва Лев орел сокол орел - орла пень, олень пень – пня сурок сурок коза сурка собака пес конь пес - пса
Слайд 14
НАЙДИ КОРЕНЬ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВАХ Отец отца отчизна отчество отечество отеческий
Слайд 15
ЕСЛИ ОДИН СОГЛАСНЫЙ ЧЕРЕДУЕТСЯ С СОЧЕТАНИЕМ СОГЛАСНЫХ, ТО ЭТО СОЧЕТАНИЕ ПОЛНОСТЬЮ ВХОДИТ В СОСТАВ КОРНЯ Кормить - кормлю Любить - люблю Слепой - ослепление -л- не является новым суффиксом, а входит в состав корня.
Слайд 16
В КАКОМ ПРИМЕРЕ ПРАВИЛЬНО ВЫДЕЛЕН КОРЕНЬ В СЛОВЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ? 1. ПОЗДРАВление 2. ПОЗДРАВЛение 3. поЗДРАВление 4. поЗДРАВЛение 5. ПОЗДРАВЛЕНие 6. ПОЗДРАВЛЕНИе Ответ: 4. поЗДРАВЛение, но поЗДРАВил
Слайд 17
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТО ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА? ПОПРОБУЕМ НАЙТИ КОРЕНЬ… Жечь зажечь зажигать жгучий жжение поджог жечь зажигать е//и; г//ч жгучий е//нулевой звук; г//ч (как жечь – жгу) жжение г//ж (как жгу – жжение) поджог е//и//о (как в словах запереть – запирать – запор)
Слайд 18
КАК ОТКОПАТЬ ДРЕВНИЙ КОРЕНЬ, ИЛИ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР Изучая древние книги, языковеды узнали, что слова не всегда были такими, каковы они сегодня. Чтобы определить, какую форму имело слово, что оно значило, какие слова были родственными ему, от какого корня произошло слово или из какого языка заимствовано, необходимо сделать языковые раскопки. Так, например, слово булыжник имеет древний корень бул - (була – «шишка, ком»). Сведения по истории слов содержатся в этимологических словарях. Там можно прочитать, что в слове сутки древний корень - тк -, что сутки – это стык дня и ночи; а в слове перчатка древний корень перст – (палец).
Слайд 19
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ СЛОВА ЛЬГОТА, ПОЛЬЗА, ЛЁГКИЙ, НЕЛЬЗЯ? Не знаете? Тогда послушайте! В очень далёкие времена в стране слов жило-было существительное льга. Была у этого существительного одна особенность: очень любило оно менять свой облик, а изменившись, да взяв с собой в спутники приставку или суффикс, разгуливать по стране слов. Привыкло существительное к своим помощникам: не может с ними расстаться до сих пор. Говорят, что видели его и без спутников, но сейчас оно одно не попадается. Да и вы его часто встречаете, но не всегда подозреваете, что это именно оно. Так знайте, если встретите существительные льгота, польза, прилагательное лёгкий, наречие нельзя – это слова с тем же корнем льга.
Слайд 20
ПОПРОБУЙТЕ ПОПРОБУЙТЕ ВЫДЕЛИТЬ ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ КОРЕНЬ СЛЕДУЮЩИХ СЛЕДУЮЩИХ ГЛАГОЛАХ ГЛАГОЛАХ В В  ОБОШЛА  СОГНУЛ  ОБУЛА  ПРЕДПОЧЛА  Справка: предпочесть - признать лучшим по сравнению с кем-либо, чем-либо другим; отдать преимущество, выбрать.
Слайд 21
БЫВАЮТ БЫВАЮТ ЛИ ЛИ СЛОВА СЛОВА БЕЗ БЕЗ КОРНЯ? КОРНЯ? Слов без корней не бывает. Единственным исключением в русском языке является глагол вынуть, в котором выделяется приставка вы-, суффикс -ну- и окончание -ть. В результате исторических изменений сегодня слово вынуть осталось без корня. Но вынимать и вынуть — однокоренные слова. В слове вынимать корень -ним-, а в слове вынуть, образованном от вынять, был корень -ня: историческое чередование я/им (сравните понять — понимать).
Слайд 22
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. ЗАКОНЧИ ФРАЗУ.        Корнем называется … . Корень - …… часть слова. Корень выражает … . Корень в слове выделяется с помощью подбора … . Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются … . Омонимичные корни не являются ... . В корнях слов может происходить … .
Слайд 23
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (НА ВЫБОР)     Параграф 74; выучить правило; упр. 383; объяснить выбор гласной в корне слова; Найти в «Школьном словообразовательном словаре» корни, имеющие в родственных словах чередования; подготовить устное сообщение о корнях двух трёх слов по материалу, взятому из «Этимологического словарика школьника»; Подготовить рассказ о существительном «вага» (по материалу из книги В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы») – индивидуальное задание.
Слайд 24
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках» М.: Просвещение, 1991;  Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. «Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991;  В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке» – Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990;  http://fotki.yandex.ru - картинка «Барс»;  http://сzhevelo.com - картинка «Барсук»;  http://rus.1september.ru;  http://ru.wiktionary.org;  http://siryx.ru – картинка «В море суши полоса»;  http://artsurikov.ru – картинка «Девушка с косами»;  http://dreams.grimuar.info – картинка «Косарь»  http:// edu.internet-school.ru 

Полный текст материала Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Корень слова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахметова Вера Владимировна  Чирикова
20.01.2012 7 17706 4635

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК