Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Своя игра" по теме "Деепричастие"


Аннотация к работе

  1. Автор: Шестакова Светлана Анатольевна, учитель МБОУ «Сосновская основная общеобразовательная школа».

  2. Предмет, класс: Русский язык, 6 класс.

  3. Тема учебного занятия: Обобщение по теме «Деепричастие».

  4. Место занятия в учебном процессе: «Деепричастие».

  5. Форма занятия: Урок-игра (урок обобщения и систематизации знаний по изученной теме).

  6. Название ЦОР: «Своя игра. Обобщение по теме «Деепричастие»

6 класс».

  1. Формы и способы применения ЦОР на данном уроке:

Этап урока

Форма использования

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация

Приветствие, создание рабочего настроя на урок

Сообщение темы и цели урока

Демонстрационная презентация

Усиление мотивации к обучению

Повторение и обобщение изученного материала

Демонстрационная презентация

Средство познавательной активности

Итог урока

Рефлексия

Демонстрационная презентация

Оценивание работы команд и подведение итогов урока

«Своя игра». Условия игры:

I тур: Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд.

В игре вам могут встретиться сектора:

«сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются.

«» - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы.

«своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда.

II тур: Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.


2


Слайд 1
Урок русского языка в 6 классе С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ» с. Сосновка, 2012 год
Слайд 2
Каждое слово нам чем-то знакомо, Нужно только подумать, вглядевшись в него… Каждое слово очень весомо… Будь же внимателен, будь осторожен, Если используешь в речи его. С. И. Лунина из рассказа «Танечка» Своя игра Обобщение по теме: «Деепричастие»
Слайд 3
Условия игры: • • • • • • • • I тур Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд. В игре вам могут встретиться сектора: «сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются. «» - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы. «своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда. II тур Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.
Слайд 4
I тур Загадки синтаксиса Всякая всячина Бюро морфологии В мире морфемики Весёлая орфография 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 II тур
Слайд 5
• Вопрос 10: Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении: Звонко чирикая, воробьи купались в луже. • Ответ: Синтаксическая роль деепричастия «чирикая» в предложении – обстоятельство. Загадки синтаксиса
Слайд 6
• Вопрос 20: Объясните допущенные в предложении ошибки и исправьте их: Петька бежал, сломя голову. • Ответ: Сломя голову – фразеологический оборот и запятой не выделяется. Загадки синтаксиса
Слайд 7
• Вопрос 30: Расставьте знаки препинания в предложении: Волны несутся гремя и сверкая чуткие звезды глядят с высоты. • Ответ: Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты. Загадки синтаксиса
Слайд 8
• Вопрос 40: Музыкальная пауза  Загадки синтаксиса
Слайд 9
• Вопрос 50: Почему в этих предложениях возникли речевые ошибки? 1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 2. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. 3. Возвратясь домой, шёл дождь. • Ответ: Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация. Загадки синтаксиса
Слайд 10
• Вопрос 10: О какой части речи эта загадка? Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! • Ответ: Деепричастие. Всякая всячина
Слайд 11
• Вопрос 20: из букв: Составьте деепричастие БАСЬЯУЛЫ • Ответ: Улыбаясь. Всякая всячина
Слайд 12
• Вопрос 30: Восстанови пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие. Дружба как стекло, … не сложишь. • Ответ: Дружба как стекло, разбивши, не сложишь. Всякая всячина
Слайд 13
• Вопрос 40: Что общего в этих предложениях? По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М. Лермонтов). Набегают тучки на небо, гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов). А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов). • Ответ: В этих художественных текстах мы обнаруживаем устаревшие формы деепричастий, образованные при помощи суффикса -учи (-ючи), которые в современном русском языке уже не употребляются. Всякая всячина
Слайд 14
• Вопрос 50: Послушайте стихотворение Р. Саути “Лодурский водопад”, сколько здесь деепричастий? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! • Ответ: 48 Всякая всячина
Слайд 15
• Вопрос 10: Что называют деепричастием? • Ответ: Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость). Бюро морфологии
Слайд 16
• Вопрос 20: Какое слово является деепричастием? 1. Дерзок 3. Построенный 2. Летает 4. Подпрыгивая • Ответ: Подпрыгивая – деепричастие, т.к. обозначает действие, сопутствующее основному действию (добавочное): например, бежал (как?) подпрыгивая. Бюро морфологии
Слайд 17
• Вопрос 30: Выполни морфологический разбор деепричастия в предложении: Волнуясь, она подошла к склону холма. • Ответ: Волнуясь (что делая?) – деепричастие. 1. Волнуемся + -я2. Морф. признаки: несов. вида, возвратное. 3. Подошла волнуясь (обстоятельство). Бюро морфологии
Слайд 18
• Вопрос 40: Какими признаками наречия обладает деепричастие? • Ответ: Не изменяется, в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. Бюро морфологии
Слайд 19
• Вопрос 50: «Сюрприз». Дополни правило. Деепричастия … вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия … вида обозначают законченное добавочное действие. • Ответ: Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие. Бюро морфологии
Слайд 20
• Вопрос 10: Назовите способ словообразования деепричастий. • Ответ: Деепричастия образуются суффиксальным способом словообразования. В мире морфемики
Слайд 21
• Вопрос 20: Разбери деепричастие вытираясь по составу • Ответ: Вытираясь В мире морфемики
Слайд 22
• Вопрос 30: Назови суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида. • Ответ: Суффиксы деепричастий совершенного вида: -в, -вши, -ши; суффиксы деепричастий несовершенного вида: -а, -я. В мире морфемики
Слайд 23
• Вопрос 40: «Своя игра». Как образовались деепричастия плача и увлёкшись? • Ответ: Плача - деепричастие несовершенного вида образовано от основы глагола настоящего времени плачем с помощью суффикса -а; увлёкшись деепричастие совершенного вида образовано от основы инфинитива увлечься с помощью суффикса -ши. В мире морфемики
Слайд 24
• Вопрос 50: Придумайте деепричастие, соответствующее схеме: В мире морфемики
Слайд 25
• Вопрос 10: Выберите правильную букву и объясните выбор. К..саясь (а/о) • Ответ: Касаясь (после корня с чередующейся гласной а есть суффикс -а-). Весёлая орфография
Слайд 26
• Вопрос 20: Укажите слитно пишущееся деепричастие с не: 1) (не) вернувшись 2) (не) играя 3) (не) годуя 4) (не) учась • Ответ: 3) Негодуя. Весёлая орфография
Слайд 27
• Вопрос 30: Музыкальная пауза  Весёлая орфография
Слайд 28
• Вопрос 40: Объясните орфограммы на месте пропуска букв в деепричастиях. Бл…стая, в…дыхая Л…ская, выр…стая. • Ответ: Блистая, вырастая (корни с чередованием гласных), вздыхая (приставка, оканчивающаяся на з), лаская (проверяемая безударная гласная в корне слова). Весёлая орфография
Слайд 29
• Вопрос 50: Исключи «пятое лишнее». А) (не) решая, (не) посмотрев Б) (не) сказав, (не) читая В) (не) навидя, (не) годуя Г) (не) думая, (не) поднимая Д) (не) говоря, (не) прыгая • Ответ: В) ненавидя, негодуя, так как эти деепричастия пишутся слитно с не. Весёлая орфография
Слайд 30
II тур • Одни ученые считают, что деепричастие – это самостоятельная часть речи, другие называют деепричастие особой формой глагола. Какое утверждение, на ваш взгляд, верное? • Ответ: Единого мнения о деепричастии на сегодняшний день нет.
Слайд 31
Слайд 32
Литература • Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. • Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. • Русский язык. Справочник школьника / Сост. О.В. Галаева; Под. ред. В. В. Славкина. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. Ломоносова, 1996. • http://festival.1september.ru

Полный текст материала Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Своя игра" по теме "Деепричастие" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Светлана Анатольевна  Swetusya
11.04.2012 0 9863 1803

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК