Презентация «Человек необычной судьбы - В.И. Даль»

Презентация «Человек необычной судьбы - В.И. Даль»

Владимир Иванович Даль. Имя этого человека можно встретить в учебниках русской литературы и в трудах по фольклористике, в книгах по этнографии и трудах по истории медицины и даже в руководствах по военно-инженерному делу.

Слайд №3

Но для нас Даль в первую очередь создатель « Толкового словаря живого великорусского языка». Сорок семь лет своей жизни посвятил Даль его созданию. Словарь включает более 200 тысяч слов, 80 тысяч из которых ранее в словари не включались. Если их просто выписать столбиком понадобится 450 тетрадей в линейку.

Слайд №4

Самое удивительное, что Владимир Иванович Даль не был филологом или лингвистом, т. е человеком, профессионально занимающимся языкознанием. Не был он и русским. Мать Мария Фрейтаг - немка, отец – датчанин. Но свое новое отечество Иоганн – Христиан или как его называли, на русский манер Иван Матвеевич любил и старался передать свою любовь детям. Впоследствии, Владимир Даль вспоминал, что отец очень сокрушался, что его сыновья не могут принять участие в войне 1812 года. ( Владимиру тогда было 11 лет). Сам Даль родился 10(22) ноября 1801 года в Лугани, Екатеринбургской губернии, затем семья Далей жила в городе Николаеве на месте слияния рек – Ингула и Южного Буга. До 13 лет он воспитывался дома, где получил хорошее образование. Родители Владимира Даля, были людьми просвещенными.

Слайд №5

В 13 лет Владимир Даль вместе с младшим братом Карлом отправляется в Петербург поступать в Морской корпус. В корпусе в ту пору царили жесткие порядки. За малейшую провинность могли высечь. Аккуратный, всегда подтянутый, дисциплинированный Даль был одним из немногих, кого за пять лет учебы не высекли ни разу. Но другие поротые писали о корпусе восторженные мемуары, а Даль всю жизнь ненавидел это учреждение. « Одни розги», - говорил он о корпусе в старости и вспоминал преподавателя с фамилией Метельский, запрещавшего кадетам говорить слово метель: «говори вьюга» и дежурного офицера, растоптавшего сделанную детьми новогоднюю пирамиду. Потому что не положено! Но были и другие. Иначе не выходили бы из корпуса талантливые флотоводцы, артиллеристы, кораблестроители. Окончить корпус было не просто. При выпуске сдавали экзамены по алгебре, геометрии, тригонометрии, высшей математике, геодезии, астрономии, физике, навигации, механике, теории морского искусства, грамматике, истории, иностранным языкам, артиллерии, фортификации, корабельной архитектуре. Неудивительно, что и спустя годы время от времени вдруг выяснялось, что Даль неплохой математик, географ, даже умелый инженер. Во время польской компании 1831 года он построил мост для переправы через Вислу. Описания, которого было издано во Франции
В числе лучших 12 выпускников. Владимир Даль отправляется на бриге «Феникс» в учебное плавание к далеким берегам в Швецию и Данию. В Стокгольме Даля едва вытащили из музея, а вот во время бала в Копенгагене Даль убежал под лестницу и уснул. В Дании русских гардемаринов принимал настоящий принц Христиан. Принцу доложили, что отец Даля датчанин. Принц обратился к Далю, Даль по-французски отвечал, что датского языка не знает. Его возили по Копенгагену, заезжали ко всем живущим там Далям, в надежде найти родственников. Все они были только однофамильцами. Сопровождающий Даля князь Ширинский – Шихматов огорчался. Даль радовался. Он хотел домой в Россию. В Дании было интересно гласам и ушам, а вот сердцу прохладно. Он не чувствовал, что это его родина. Вместе с Владимиром Далем участвовали в этом путешествии Павел Нахимов и Дмитрий Завалишин. Нахимов станет впоследствии русским адмиралом, героем Севастополя, при обороне которого, погибнет. Дмитрий Завалишин один из самых способных учеников корпуса (в старших классах ему даже поручали вести уроки математики) станет членом Северного общества декабристов, более 30 лет проведет в Сибири на каторге и поселении. Напишет воспоминания и статьи по истории и экономике Сибири. У Даля свой путь.

Слайд №6

В морозный мартовский день 1819 года Владимир Даль отправляется к месту службы. В город Николаев. Новая с иголочки форма греет плохо. Молодой мичман жмется от холода. Ямщик басит утешая:
- Замолаживает.
- То есть, как замолаживает? – недоуменно переспрашивает Даль.
- Пасмурнеет,- коротко объясняет ямщик.- К теплу.
« Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучами, говоря о небе клониться к ненастью». Так Даль записывает первое слово для своего будущего словаря.

Слайд №7

Отслужив семь лет во флоте, Даль выходит в отставку и уезжает поступать в город Дерпт на медицинский факультет. У Дерпта в то время три имени. Русское – Юрьев, эстонское – Тарту, немецкое – Дерпт. Говорят, что у каждого города есть своя особенность. Дерпт город – студент. На его улицах не затихает жизнь. Жуя на ходу пироги, спешат на занятия будущие историки, ботаники, юристы. Время про веденное в Дерпте называл Даль: «временем восторга и золотым веком». Он часто бывает в доме профессора хирургии Мойера, куда приходят поэты Василий Андреевич Жуковский и Николай Михайлович Языков, любимый ученик Мойера будущий великий хирург Николай Иванович Пирогов, сыновья историка Карамзина. Даль тоже считается одним из лучших на факультете. Кажется, он нашел себя свое место в жизни: окончить университет, работать в Дерпте врачом. Но в 1829 году начинается русско-турецкая война и всех студентов медиков призывают в армию. Даль досрочно защищает диссертацию, и отправляются к месту службы

Слайд №8

Он лечит раненых, борется с холерой и чумой и… собирает слова. «Едва объявляется привал, Даль тотчас исчезает, через несколько минут его можно уже видеть где-нибудь в толпе солдат с неизменной тетрадкой в руке» - писал однополчанин Даля доктор де Морни. Даль записывает слова, услышанные от солдат, собранных со всех концов России. Расспрашивает, как называются в различных областях предметы, явления, удивляясь, что одно и то же слово в разных краях может обозначать различные предметы и наоборот один и тот же предмет называться по-разному.

Слайд№9

Возьмем, к примеру, самую обыкновенную…лужу. В Костроме она - калуга, на Севере - лыва, в Тамбове - мочажина. Пока шел спор о луже, оказалось, что Калуга это и вид рыбы на севере и болото или топь в Твери и Костроме, и полуостров в Туле и садок для ловли рыбы в Архангельске. Лыва: и лужа, и лес, и трава, принесенная морем.

Слайд №10

Скоро слов стало так много, что для их перевозки понадобился верблюд. Однажды во время турецкого налета верблюда угнали. Даль был в отчаянии. К счастью, через две недели казаки привели отбитого у турок верблюда. Упакованные тюки с записями мирно покоились на мохнатых горбах. Туркам не понадобились труды Даля.
Позже тот же Де Морни запишет, что из трехсот прибывших в армию докторов погибло от вражеских пуль и болезней более двухсот. С марта 1832 года Даль работает ординатором военно-сухопутного госпиталя в Петербурге, приобретает известность хирурга-окулиста. Но конфликты с начальством вынуждают его оставить медицину. Даль не умел лгать в отчетах.

Слайд №11

В 1832 году появилась в Петербурге книга сказок с длинным названием «Русские сказки из предания народного на грамоту гражданскую переложенные, к быту народному приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Автор ее Казак Луганский, он же Владимир Даль. Сказки эти были не очень интересны. Даль не умел придумывать увлекательных сюжетов, приключений для своих героев.

Слайд №12

Ценность их в другом. Книга получилась похожей на небольшой словарик народного языка, сборник пословиц и поговорок. «Что за роскошь, что за смысл! Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – говорил Александр Сергеевич Пушкин, которому Даль показал свои сказки.

Слайд №13

Вместе с Пушкиным путешествовал Даль по Оренбуржью. Пушкин в ту пору собирался писать историю Пугачевского бунта и собирал материалы для своей будущей книги. Говорят, что во время этой поездки они подарили друг другу сюжеты сказок. Пушкин _ Далю о Георгии Храбром и волке, а Даль Пушкину сюжет сказки «О рыбаке и рыбке». Эту сказку подарит Пушкин Далю с дарственной надписью «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

Слайд №14

Последняя встреча Пушкина и Даля происходит при трагических обстоятельствах. 27 января 1837 года Пушкин смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Даль, бывший проездом в Петербурге по делам службы узнает о дуэли только на следующий день и сразу же поспешит на Мойку, где жил поэт. И как врач, как друг будет с Пушкиным до последней минуты. Именно Даль услышит последние слова поэта. Позже Даль напишет об этом воспоминания. На память о поэте вдова Пушкина Наталья Николаевна подарила Далю сюртук, в котором стрелялся поэт, и перстень.

Слайд №15

За несколько лет до этого году Даль снова круто изменяет свою судьбу. Становится чиновником особых поручений при военном губернаторе Перовском. Семь лет Даль провел в Оренбурге, проводя время в постоянных разъездах по степи, посещая казацкие станицы, и аулы казахов. После служит в Петербурге и Нижнем Новгороде. И везде Даль следует сам и учит других: «Служите по совести, старайтесь делать добро». Он разбирает крестьянские жалобы, добивается открытия больниц, принятия в школы крестьянских детей на казенный счет. Народ называл Даля «Правдивый Даль». Начальство видело в нем исполнительного чиновника, а он писал друзьям, что кругом ложь, лицемерие, что дела делаются только в проектах да на бумагах. Утешение Даль находил в другом. Помимо службы он пишет рассказы и очерки, изучает жизнь и быт народов в тех краях, где бывает, собирает коллекции флоры и фауны и ведет в «Литературной газете» раздел «Зверинец», где пишет о разных животных, пишет учебники по зоологии и ботанике, лечит людей и пишет труды по медицине, мастерит ларцы и прялки и работает на токарном станке, собирает сказки, пословицы, слова.

Слайд №16

В1853 году Даль отправляет в Академию наук свой сборник «Пословицы русского народа», где собрано более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Каждую из них Даль записывал на узкую полоску бумаги. Даль называл их ремешками. Если сложить все ремешки получится лента километров семь длинной. Пословицы Даль расположил по темам. Например: Родина – Чужбина, Молодость- Старость и т. д. Каждая тема отдельная тетрадь. Всего 180 тетрадей. 1809 тем. Несколько лет сборник отказывались, печать находили крамольные, направленные против власти пословицы. Даль отказался убрать из сборника неугодные пословицы. «Пословица неподсудна, - говорил он. Это мудрость народа». Только спустя 9 лет в 1862 году сборник был напечатан.

Слайд 17

Примеры пословиц.

Слайд №18

В1859 году Даль выходит в отставку и поселяется в Москве. Теперь он может целиком посвятить себя созданию словаря. Более лет трудился Даль над созданием своего словаря. Ни у кого не было столько слов. Даль предлагал академии наук: «Возьмите все мои запасы безвозмездно и меня возьмите. За небольшое жалование, буду вместе с вами, трудится над словарём». Далю отказали. Вместо этого предложили продать слова по 15 копеек за слово, которого нет в словаре, изданном академией и по 7 за дополнение. Даль разозлился. Он отослал тысячу таких слов и дополнений с припиской «тысяча первая». В Академии поинтересовались, сколько же всего таких дополнений. Даль прикинул: на «В» – 5400, на «З» – 7230 на «К» – 4200 на «Н»- 9820. В академии всполошились и решили денег не тратить. Издать словарь Далю помог публицист А.И.Кошелев. Человек высокой культуры да к тому же весьма обеспеченный. Он предложил деньги на издания словаря.
Даль взял, но только взаймы. Спустя некоторое время он вернул эти деньги…

Слайд №19

Как устроен словарь Даля?
Даль долго думал, как лучше расположить слова. По - алфавиту? Но тогда между словами близнецами ездить и ехать встанут: ель, енот, епископ, ерш, ефрейтор и еще десятки слов никакого отношения к езде не имеющих.
По корню? (Был и такой способ построения словарей.) Но тогда получилось бы примерно так: лом – ломать - ломкий – выламывать - надлом – обломиться – перелом – разломить – сломать- уломать и.т.д.
Даль выбрал средний путь: слова он расположил по алфавиту, но слова расставил не по отдельности, а гнездами. В каждом гнезде слова, образованные от одного корня. За исключением слов, которые образовались при помощи приставок. Эти слова помещены под теми буквами, с которых начинаются. Теперь слово школа возглавляет гнездо, в котором поселилось несколько десятков слов. Мы узнаем, что школа это не только учебное заведение, но и посевы и присадки деревьев разных возрастов для разводки плодовых или лесных деревьев, выучка лошади, всякое положение человека, где он приобретает находчивость, опыт и знания. Школить значит учить, держать строго под присмотром. Школьник, школяр – ученик, кто ходит в школу. Школярство – сухое, тупое учение, неотступно следующее мелочным, часто вздорным правилам. Школьничать, школярить – забавляться школьными шалостями, повесничать.

Слайд №20

Словарь Даля
• Подскажет объяснение, толкование слов.
• Поможет узнать значение устаревших слов.
• Познакомит с особенностями произношения в разных областях.
• Расскажет о «тарабарском» языке.
• Откроет новые, порой удивительные значения привычных слов.
• Послужит прекрасным этнографическим материалом, путеводителем по народной жизни, из которого можно узнать, как жили люди в прошлом, какие щи хлебали, из чего одежду шили, коней, каких мастей, в какие сани запрягали.
• Подарит богатейшее собрание пословиц, хранилищ народной мудрости.

Владимир Иванович Даль был человек немногословный, поэтому, когда он говорил: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык»,- ему верили.
Скончался Владимир Иванович Даль 4 октября 1872 года в Москве. Похоронен был на Ваганьковском кладбище. За несколько лет до смерти был избран почетным членом академии наук, награжден Ломоносовской премией. До последнего часа Даль оставался, верен своему увлечению.
Говорят, что перед смертью он попросил дочь: «Запиши словечко».

Полный текст материала Презентация «Человек необычной судьбы - В.И. Даль» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Миронова М.С.; Кастусева Н.Э.  mirmarik
воспитатель; библиотекарь, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с угл. изучением отдельных предметов» г.Череповец
04.07.2012 1 29365 7363
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Маньшев Павел • 18:36, 30.07.2012
Спасибо! Очень интересный материал о В.И.Дале, который можно использовать на уроках и классных часах! Желаем успехов!