Презентация к уроку "Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Идиот""; 10 класс


Краткий конспект урока - дополнение к презентации.

Оргмомент.

Знакомство с целями урока (слайд 2)

Сегодня учащимся предоставляется выбор произведения из «Пятикнижия» великого писателя. Но нельзя оставить без внимания роман, который у всех на слуху, но мало кому известен – «Идиот». Хотя бы для того, чтобы понять сущность произведения, разобраться в причинах названия и возможных их толкованиях.

Поверхностно знакомимся, выделяя главное и важное, с историей создания романа (слайд 3).

Данный урок не обычный, построен по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Максимально приближена к первоисточнику экранизация романа в 2003 г. режиссера Владимира Бортко (в презентации даны ссылки для просмотра роликов. Трейлер на фильм – это толчок для интереса в дальнейшем рассмотрении произведения. Слайд 4.)

Чтобы раскрыть суть произведения, его названия, понять замысел автора, следует получить общее представление о главных героях. Князь Мышкин (слайд 5).

Слайд 6. Перед вами два портрета главного героя романа Достоевского: И. Глазунова и самого автора. Отметьте сходство и различие. (На обеих иллюстрациях видны признаки болезни князя. На портрете Глазунова – это глаза Мышкина, а Достоевский в своей зарисовке отметил особенности строения черепа).

Слайд 7 – Евгений Миронов в образе князя Мышкина.

Слайд 8. Лев Николаевич – может не зря такое сочетание имени и отчества указал автор? Особый герой – самый «мягкий по характеру», широкий по доброте душевной, особенный. Со своим глубоким мышлением, практически идеальный, как Бог… Достаточно посмотреть или прослушать монолог о смертной казни, задевающий за живое даже жестокого человека.

Слайд 9. Настасья Филипповна – интересная, своеобразная героиня, близкая по духу главному герою. Первое знакомство читателей с ней происходит через портрет глазами князя Мышкина.

Слайд 10. Характер героини идеально раскрывается в эпизоде со сожжением денег. Настасья Филипповна – центральный женский персонаж со своей, сломленной судьбой. Она играет мужскими сердцами, пытаясь найти оправдание своему. Иногда жестокая, гордая, иногда готовая показать себя настоящую – глубоко несчастную. Это и сводит её с ума.

Слайд 11. Аглая Епанчина – светлый, невинный образ, но в то же время, готовый постоять за свою честь. Страдает от нерешительности князя и уверенности , бросающей вызов из женской гордости Настасьи Филипповны. С пониманием и готовностью помочь относится к Мышкину, он ценит её как друга, но не находит в себе силы и уверенности для полного выражения своих чувств и намерений.

Слайд 12. Парфен Рогожин – жестокий, добивающийся своей цели любыми путями, даже путем пренебрежения своей гордостью и материальным благополучием. Без памяти влюблен в Настасью Филипповну (её красота никого не оставляет равнодушным), до смерти – в прямом смысле этого слова.

Слайд 13. Анализируем сюжетное наследие великого произведения.

Слайд 14. Финал романа – неожиданный, в чем-то и предсказуемый. Рассуждаем:

  • Дает ли автор надежду на излечение главному герою на протяжении всего произведения? (нет, он, как и Иисус – пытался внести в этот мир свет, но тьмы слишком много, а он один).

  • Предсказуема ли судьба Настасьи Филипповны? (Уже неоднократно были замечены признаки сумасшествия, определенности и уверенности ей не хватало, мучила доброта князя, его светлый облик, Настасья Филипповна не смогла бы дальше спокойно жить со своими метаниями, угрызениями совести и уверенностью Мышкина в её «светлой невинности»)

  • Почему Рогожин убил возлюбленную? (разные варианты могут быть: не был уверен, что она будет с ним, так сбегала из-под венца не один раз; проявились признаки «падучей болезни» и у самого Рогожина…)

  • Почему светлый образ князя остается в семье Епанчиных даже после проявления болезни князя? ( Доброта и искренность не оставили равнодушными семью даже после, так называемого предательства в глазах младшей дочери, за этот короткий промежуток совместного времяпровождения князь раскрыл себя и свои мысли, что осталось в памяти, сердцах семьи – это сильнее обиды.)

Слайд 15. Не просто так в финале романа побеждает демоническое начало – болезнь, идиотизм… Автор не видит света в будущем, доминирует безумие, жестокость, коварство. Все светлое и чистое, что есть в душе и характере главного героя вытесняется с возобновлением болезни… Повлиял и настрой самого писателя – взгляды на жизнь в момент написания произведения.

Слайд 16. Творческое домашнее задание. Три варианта для размышления над романом, можно выбрать самый близкий и понравившийся, раскрыть со своей точки зрения, опираясь на произведение. Любая самостоятельно рожденная мысль в ваших работах, имеющая доказательство – аксиома в анализе романа.

Удачи в самых смелых рассуждениях!





1


Слайд 1
Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Муниципальное бюджетное учреждение средняя школа №25 г.Воронеж Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна
Слайд 2
Цели и задачи: • Познакомиться с историей создания, основным замыслом великого романа. • Дать характеристику главным героям, которые отражают мировоззрение самого автора. • Выявить своеобразие сюжета, финала
Слайд 3
Из истории создания романа… После выхода в свет романа «Преступление и наказание» (1866г.), который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым, он по-прежнему продолжает работать на После женитьбы на стенографистке А. Г.деньги Сниткиной, Ф. износ – взяв вперед М. Достоевский уезжает спод женойзамысел за границу,будущего главным образом, чтобы написать большой роман. В музее произведения, спешить швейцарского города Базеля писатель видит картину потом в срок закончить его. немецкого художника Г.Гольбейна Младшего «Мертвый Христос», где изображен Иисус, снятый с креста. На его лице и теле следы страшных смертных мук, и ничего, кроме названия картины, не говорит о том, что это Бог, а не просто казненный человек.
Слайд 4
Трейлер на фильм 2003 г. по роману «Идиот» https://www.youtube.co m/watch? v=WCTsDkDrJ9U
Слайд 5
Лев Николаевич Мышкин Задача перед Достоевским стояла огромная – показать , по его собственным словам, «положительно прекрасного», «вполне прекрасного человека», в …молодой лет 26-27, которомчеловек выразились черты роста немного чуть повыше нравственного идеала. среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во
Слайд 6
Сравните изображения главного героя романа
Слайд 7
Не только сам автор и художники старались передать образ главного героя, но и актеры. Евгений Миронов буквально «вжился» в роль.
Слайд 8
В романе из уст главного героя исходит множество мудрых и глубоких мыслей… https://www.yout ube.com/watch? v=1NESU4v4-Is В монологе о смертной казни писатель передал свой собственный опыт…
Слайд 9
Настасья Филипповна Барашкова «Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, повидимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»
Слайд 10
В отрывке со сожжением денег в качестве провокации для Гани Иволгина черты характера образа Настасьи Филипповны довольно ярко обнажаются. Лидия Вележева в фильме 2003г. четко это показала. http://www.youtube.com/watch? v=b7jIDFC2jPU
Слайд 11
Аглая Епанчина Князь Мышкин говорит об Аглае, что она "чрезвычайная красавица почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!.." А ее мать, Елизавета Прокофьевна, характеризуя младшую дочь :"Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая,
Слайд 12
Рогожин Парфен Семёнович Один из главных героев романа, купец; С ним первым познакомился князь Мышкин  в вагоне поезда. Он «был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широко сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую
Слайд 13
Сюжетное наследие На страницах романа показан отрезок великого произведения жизненного пути князя, жизнь среди мечущихся , страдающих, запутавшихся людей, в судьбах которых он принимает участие. Но он бессилен помочь связанным с ним людям, терпит поражение и даже запутался в отношениях с двумя женщинами. Лев Николаевич не всесилен,
Слайд 14
Финал романа Финал романа «Идиот» размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над
Слайд 15
 Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистическо го мира. Темное, демоническо е начало вытесняет свет из
Слайд 16
Домашнее задание Поразмышляйте над великим романом. Напишите эссе, выбрав одну из предложенных тем: 1. Князь Мышкин в современном мире… 2. Символический смысл названия произведения «Идиот».
Слайд 17
Использованы иллюстрации сайтов: www.spletnik.ru; rutv.ru; e-mironov.com; sar-rodgor.ru; bibliorelax.blogspot. com; Yatagan Caron; www.pravmir.ru; www.foma.ru; www.anars.ru; Igorkomeluk.info; Loreread.ws; Cwer.ws; www.kino-teatr.ru Kinofilms.tv; novoe-kino.com www.glazunov.ru; www.vokrug.tv Nnm.me; videoefir.ru Шаблон сайта http://pedsovet.su Материалы для создания презентации: Картинка 1 слайд: http://www.tsosh26.ru/index/shmo_r usskogo_jazyka_i_literatury/0-264 Картинка 2 слайд: http://lenagold.ru/fon/clipart/s/sve 3.html Картинка 3 слайд: http://www.olimppress.ru/parts_25 .htm использованной Список литературы: 1. Русская литературная классика XIX века: учебное пособие / под ред. А.А. Слинько и В.А.Свительского. – Воронеж: Родная речь, 2003. – 426 с. 2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века /гл. ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+, 2002. – 672 с.

Полный текст материала Презентация к уроку "Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Идиот""; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тащилина Лариса Михайловна  Лариса_Тащилина
16.10.2014 2 12221 1500

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК