Статья "Духовно-нравственное воспитание в современном обществе"


Духовно-нравственное воспитание

в современном обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители - главные ответственные за воспитание своих детей. 

Задача, стоящая перед педагогом из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Одно из исчезающих понятий сегодня – воспитанный человек. Воспитанность придает отдельным качествам и способностям души целостный, завершенный образ; это как бы отлаженный по камертону внутренний строй человека. Воспитанный человек умеет быть вежливым, сдержанным, в случае необходимости оставлять эмоции при себе. Удовлетворение воспитанный человек получает не от того, когда во что бы то ни стало добивается своего. Академик Д.С. Лихачев говорил, что воспитанный человек – тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Если кто-то со знакомыми вежлив, а с родными, в доме из-за любой мелочи раздражается, то это не воспитанный человек. У В. А. Сухомлинского на каждой странице его книг встречаются слова «духовное развитие», «душа ребенка», «духовный мир ребенка» - вот что важно!

А.П. Чехов связывает воспитанность с великодушием в первую очередь: «Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения. Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних». Воспитанный человек уважает чужую собственность и старается не иметь долгов. Он также чистосердечен и чужд игры на публику. «Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат». Воспитанность в том, чтобы не играть на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. «Они не говорят: “Меня не понимают!”» Кроме того, воспитанные люди не суетливы: «Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями». Для главного, высшего, например для служения долгу или таланту, они готовы приносить в жертву низшее: покой, развлечения, славу.

К сожалению, к настоящему времени представления о воспитанности перестали регулировать жизнь общества и отдельного человека. Нам не просто трудно достичь хороших манер: скромности, пунктуальности, такта, великодушия. Их место заняли другие установки. Умолчания и мелкая ложь в свою пользу, всезнайство, самореклама, меркантилизм, нетерпение, недовольство своим положением, критиканство и требовательность, давление на собеседника воспринимаются как своего рода норма, вполне допустимые вещи.

Хлестаковщина в новом ряду понятий получает наименование лидерских качеств, коммуникабельности, позитивной самооценки

Тот, кто следил за перипетиями полета Незнайки на Луну, смеялся над страницами гоголевского «Ревизора», не думал, что антиутопия и гротеск когда-нибудь войдут в нашу жизнь буквальным образом. Хлестаковщина в новом ряду понятий получает наименование лидерских качеств, коммуникабельности, креативности, прагматизма, позитивной самооценки и прочего. Грубоватая и прямолинейная нарочитость в поведении и речи должна по идее отображать новую искренность и отсутствие «лишних условностей». Так ведут себя взрослые, и подобное поведение трактуется как невинное, естественное для детей.

Вот по всюду в интонациях, в мимике, жестикуляции прочитываются капризность, заносчивость, мнимая компетентность и довольство собой (как вариант – культ «крутизны», агрессивность или же болтливость, развязность, дурачество). Это своего рода ориентир современности – то, как принято, как следует делать, новые правила хорошего тона. Наоборот, проявления доброты, простоты, скромности, собранности, делового настроя, сопереживания, внимания к окружающим, заботы, стыдливости окажутся исключением из правил, соберут в свой адрес значительно меньше коллективных поддержки и одобрения.

Находимый нами в Евангелии образ любви к ближнему, жертвенности и самообладания еще более высок и строг по сравнению с нормами светской нравственности, воспитанности, культурного этикета. Однако мы не слишком противимся общей расслабленной, нагловатой манере. Современные православные свыклись с этим.

Кто восхитится в наш век такому качеству, как неприхотливость, рачительность, умение обойтись малым, отсутствие интереса к новым приобретениям, к деньгам? Для кого из нас скромность важнее возможности обратить на себя внимание? Кто воспитает сына в разнообразных умениях, в мужестве, выносливости и умении держать свое слово? Кто подрастающей дочери пожелает взамен яркой внешности и смелости – молчаливости, застенчивости и тонкой грации, качеств хозяйки и будущей матери? Современные православные ассимилированы; больше, чем от кроткого и сокрушенного сердца Писания, они черпают от примеров окружающей жизни и принятого общественного стандарта.

Боязнь отстать во всеобщем забеге пересиливает доводы духовного разума. На всякое отступление изобретено оправдание. Быть христианином старательным, не сетующим, собранным – непопулярно.

В пренебрежении комфортом и новшествами увидят отсталость, соблюдение правил объяснят фарисейством, строгость родительскую – недостатком любви. Человека стеснительного, мягкого, недокучливого, не умеющего соперничать, работающего не ради выгоды обзовут «терпилой». О послушливости, желании услужить рассудят как об отсутствии достоинства. На качество смирения, основополагающее для Православия, вылито столько недобрых слов и насмешек, что вспоминать его становится неудобно. Всё это качества, затрудняющие нам жизнь. Всё это традиционные свойства христианской воспитанности, вытесняемые и уничтожаемые современной культурой.

«Мы живем в обществе, в котором грубые психиатрические симптомы — именно те симптомы, которые принадлежат настоящей психиатрии, выдаются за эталоны моды и поведения… Психиатрические поражения ведут к нарушению нравственности, а нравственные искажения обязательно влекут за собой психические деформации. 
Отсутствие интимного стыда – признак шизофрении…» (Ирина Медведева)

Если шизофрения станет нормой, как и многие отклонения, вошедшие в нашу жизнь (повсеместный мат, мордобой и т.д.), человечество быстро погибнет. Мы ужасаемся раковой опухоли, живущей в человеке, но не ужасаемся бесам, вселяющимся в человека. Бесноватость – это смертельная болезнь. 

Разрушение нравственности ведет к психическим деформациям», — о цене ставки на нравственность в воспитательном процессе весьма безапелляционно заявляет педагог, писатель, вице-президент Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку Ирина Медведева

Эпоха информатизации общества и интернет-технологий, которые принес научный прогресс, виделась многим началом Золотого века человечества. Но вслед за радостями от цифровой связи, гаджетов и иных элементов, формирующих виртуальную реальность, начались большие проблемы. Всемирная паутина или глобальная сеть (как и социальные сети) в буквальном смысле опутала людей, не оставляя времени для реальной жизни, трансформируя саму человеческую природу. В этой ловушке для души и психики уже начали проявлять себя откровенно деструктивные начала – оккультные, уголовные, асоциальные, суицидальные.
Эта зависимость сегодня настолько страшная и глубокая, что у подростков, которые в нее попали, отсутствуют даже так называемые витальные (первоочередные, жизненные) потребности – еда, сон, свежий воздух. Таких детей невозможно загнать на кухню, чтобы покормить, хотя, казалось бы, их организм активно растет и часто требует новой энергии. «Кибераддикты» (зависимые от компьютера) настолько погружены в общение с экраном, что у них бывает истерическая реакция в ответ на приглашение к обеду или завтраку, вообще в ответ на любую попытку оторвать их от любимого занятия. Я уже не говорю о том, что они не хотят выходить на улицу, могут не спать сутками… у таких детей возникает глубокий сдвиг, причем не только нравственный, но и психофизиологический.
Да, конечно, «белой вороной» быть трудно, но ведь надо понимать, что мы живем в ситуации страшной, агрессивной информационной войны. И главный удар в ней направлен на подрастающее поколение. С точки зрения противника, у нас очень большая и богатая территория, так что новым россиянам лучше бы вообще не рождаться, а оставшийся "контингент" должен быть глупым и послушным новым хозяевам

Соцсети – это искусственная инвалидизация психики, а именно – аутизация. Сейчас по всему миру увеличивается количество реальных аутистов – людей, не вступающих в контакт ни с кем, кроме близких родственников. Я знаю, что многие абсолютно здоровые дети, которые от природы имеют стеснительность, предпочитают уходить в сеть и ни с кем в реале не общаться. Должна сказать, что застенчивость – это вообще одна из национальных черт русской культуры, поэтому ловушка соцсетей для нас особенно опасна.
Героизм, как и патриотическое отношение к родной истории, сейчас вообще принято извращать, выворачивать наизнанку – очевидно, это общее место нашего времени. Многие молодые родители не осознают, что с разрушением нравственности неизбежно начинает сыпаться и психика ребенка. Мораль – это для многих какой-то пережиток прошлого, ныне в почете «свобода от всех условностей и ограничений». К сожалению, специалисты редко рассказывают о том, о чем надо кричать на каждом углу – нравственность и психика прямо связаны. Растлевая детей, уничтожая в них чувство интимного стыда, их здоровую психику делают инвалидной. Всему нашему народу пытаются внушить, что стыд – это ложное чувство, хотя он является одним из главных признаков психической нормы. Вот поэтому и создаются такие группы, настоящие бомбы для детской психики.
Психиатрические поражения ведут к нарушению нравственности, а нравственные искажения обязательно влекут за собой психические деформации.

По убеждению Медведевой, происходит искусственное психическое заражение российского народа, в особенности молодого поколения, и даже детей. Иногда это называется «сексуальным просвещением», иногда предлагается что-то иное, при этом всякие гадости, ядовитые для нравственности человека, для его психики подаются в очень красивых «гуманистических уловках». «Обратите внимание, — говорит психиатр, — сейчас активно пропагандируется неряшество — грязные засаленные волосы, рваные чулки, драные джинсы, полы пальто или рубашки разной длины или застегнуты не на те пуговицы.
В психиатрических больницах знают, что в истории болезни есть такая графа: опрятность больного. Если больной неопрятен, это показатель очень тяжелого психиатрического расстройства.

Когда человек постоянно носит рваные носки или чулки, не моет волосы или неправильно застегивает рубашку, это есть психиатрический симптом, который сегодня, к сожалению, существует в качестве признака молодежной моды». «Или возьмём героев многих боевиков и триллеров — это сверхсильные люди, которые решают свои проблемы, круша и уничтожая все живое и неживое на своем пути. Этот эффект в психиатрии называется гипоидная шизофрения, в которой сочетается юношеская патологическая жестокость с патологическим отупением сердца, то есть патологическим бесчувствием», — замечает Медведева.
Другое качество человека — излишний рационализм, который сегодня навязывается как прагматизм. Это тоже признак шизофрении.
Обыватель часто думает, что шизофреник иррационален. Это не так. Шизофреник излишне рационален, но при этом бесчувственен. Собственно к этому — «меньше эмоций, больше прагматизма» — и призывают сегодня молодых людей идеологи новой моды, но это очень тяжелый симптом.
А что такое разрушение интимного стыда с точки зрения психиатрии? По мнению Ирины Медведевой, «это не просто навязывание разного рода извращений, типа вуайеризма (когда по телевизору показывают то, что происходит в чужих спальнях), но и популяризация сексопатологических отклонений. А сексопатология — часть психопатологии».
Но самое главное в разрушении интимного стыда то, что, рассказывая молодым людям о безопасном сексе, их подталкивают к удовлетворению сексуального интереса, принижая ценность семейно-брачных отношений, которые являются важнейшим элементом в строительстве нормальной психики. При их отсутствии неизбежны различные нарушения, весьма болезненные для психики. Это ведет, в частности, к умственной деградации всего общества.

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Православной Духовной Академии в своих лекциях тоже затрагивает тему нравственности, духовности подрастающего поколения. Раньше были твердые устои жизни, исходящие из основ православного мировоззрения, понимания законов жизни. Но, в перестройку разрушились все границы: идейные, моральные, религиозные. Вся грязь течет сюда, внутрь нашей страны, заражает атмосферу жизни, а молодежь легко впитывает то, что что нам посылается с телевизора. Там одни инстинкты, превращающие людей в скотину. Нравственность заменили деньгами. Человек – духовное существо и важно духовное становление каждого человека, стремление к духовной красоте, чистоте. Сейчас же все направлено на искание земных благ и наслаждений. Произошло извращение религиозного сознания, подмена ценностей. Раньше все стремились всегда к чистоте нравственной и духовной. Изнутри человека исходят дела и поступки. Надо стремиться, чтоб ребенок не допускал в себе дурных мыслей. Ум – руководитель деятельности. С мысли начинаются духовно-нравственные поступки. Взрослые говорят о внешней, поведенческой стороне (нельзя так себя вести), а важно – что в голове, что ребенок усвоил, почему. Надо обратить внимание на источник, а потом уже бороться с последствиями. Конечно труднее остановить, когда процесс начался, человек заражен безнравственной идеей, она развивается. Важны навыки и привычки. Есть хорошие, добрые привычки (как раньше на Руси, в христианских семьях воспитывали). Раньше община воспитывала. Сосед мог сделать замечание. Боялись отца и мать, чтоб не узнали о проступке. Каждый взрослый человек чувствовал ответственность за воспитание ребенка. Разрушили общину. Раньше относились с благоговением к принятию пищи (в молчании). А как сейчас садятся за стол? Было послушание старшим людям. Внешнее поведение много значит в процессе духовно-нравственного воспитания. Я говорю о культуре поведения. Это должно закладывать в семье, детском саду, школе. Этикет дисциплинировал человека, язык окультуривал человека. Литературным языком выражали свои мысли (навыки, привычки) – все это компоненты духовно-нравственного воспитания. Но если не будет мировоззренческой твердой основы, осознания зачем мне это все нужно, тогда и вести себя и жить человек будет нормально, созидая свойства добра. Мы часто не имеем критериев для оценки (вот раньше «Кроха»: «Что такое хорошо…»).

На мой взгляд, нравственное, эстетическое развитие, эрудиция, поведение, - это не только внешняя поведенческая сторона человека, это еще и его внутренние качества, чувства. Нравственность касается той стороны жизни, что открыта для общества (вести себя нравственно: верным, дисциплинированным…).

Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. Таким образом, духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определѐнный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника. А начать каждый должен с себя.

На мой взгляд, сегодня воспитание вообще невозможно по целому ряду причин. После разрушения Советского Союза в нашей стране разрушилось и советское воспитание. Оно разрушилось как целостное явление. Точно так же разрушилось воспитание после падения монархии в России. Рухнул строй, и рухнуло существовавшее при нем воспитание. При другом строе необходимо было другое воспитание — советское — его создали. Я не говорю, хорошее оно или плохое. Его создали. А после развала Советского Союза разрушилось и оно. И вот сегодня, как и после 1917 г., нам надо еще создать новое воспитание — российское. Каким оно должно быть?

И что значит преодолеть духовно-нравственную болезнь? Это значит решить двуединую задачу: с одной стороны, сформировать человека, способного духовно развиваться, а с другой — сформировать человека, невосприимчивого к злу, если более точно, — к греху, сформировать в человеке духовно-нравственный иммунитет. Это и есть прямая функция духовно-нравственного воспитания.

Но если светская культура заменила религиозное содержание нравственного воспитания, то духовно-нравственного развития нет по определению. Ведь добро-то как таковое не формируется, потому что соответствующего содержания нет. А самое главное, и смысла его формировать нет. Если же добро не формируется, формируется зло! Да, мы не учили ребенка злу, но куда важнее то, что и добру мы его не учили. В результате мы имеем известное явление: зло само собой, как сорняк в поле, на котором не посеяли пшеницу, взрастет. А значит, аморализм обеспечен.

Но сумеем ли мы организовать оптимальное духовно-нравственное воспитание? Это теперь зависит от общества, а состояние его по-настоящему страшное. Сегодня общество подошло к черте, за которой начинается процесс расчеловечивания человека!

Для своего духовного развития человек должен жить в пространстве религиозной жизни, точно так же, как для того, чтобы развиваться телесно, он должен взаимодействовать с физическим миром. Содержательной же основой духовно-нравственного воспитания в большинстве регионов России должно стать Православие.


 

Бровкина Ольга.

2018год.


Полный текст материала Статья "Духовно-нравственное воспитание в современном обществе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бровкина Ольга Викторовна  olya250774
16.08.2018 0 970 35

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0