Урок - викторина "Мудрая Сова" по теме "Сложные слова. Активизация их в предложении, в тексте", 8 класс




ГБС (К)ОУ школа – интернат ст. Ленинградской Краснодарского края












Урок - викторина «Мудрая Сова»

/Открытый урок в 8 классе в рамках зонального мероприятия «День открытых дверей» по теме «Сложные слова. Активизация их в предложении, в тексте»./




Автор: учитель русского языка Фоменко Людмила Андреевна.

Тема: «Сложные слова, активизация их в предложении, в тексте».

Цели: формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова, конкретизировать знания учащихся по данной теме;

способствовать коррекции внимания, мышления, речи;

развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку;

воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.

Форма проведения: урок – викторина.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, магниты, портрет Мудрой Совы, карточки, таблица, учебники, тетради, ручки, простые карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1) Вступительное слово:

- Сегодня урок пройдёт в форме викторины. Мы закрепим умение в образовании сложных слов, их правописании и употреблении в речи. (Слад 1)

На нашем уроке присутствуют гости. Проявите, пожалуйста, гостеприимство, творческую активность, умение правильно вести себя на уроке и покажите свои знания, а я уверена, что они у вас есть.

Символом нашего урока будет Мудрая Сова. За правильные ответы вы будете получать портрет Мудрой Совы. (Слайд 2)

2) Пальчиковая гимнастика.

3) Запись числа в тетрадях.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Блиц – опрос. (Слайд 3)

- Проверим домашнее задание.

Проведём блиц-опрос. В нём 3 вопроса, на которые должен ответить один ученик. Вопросы пока вам не известны. Кто готов ответить, ещё не зная вопросов и получить Мудрую Сову?

  1. Какие слова называют сложными?

  2. Как соединяются корни в сложных словах?

  3. Какую роль в русском языке играют сложные слова?

(-Сложными называются слова, которые состоят их двух или нескольких корней.

-Корни в сложных словах соединяются между собой с помощью соединительных гласных о, е, или без них. Например, пулемёт, садовод, Ленинград. /газопровод, птицелов, физкультура/

-Сложные слова используют для краткости речи. Например, вместо того, чтобы использовать словосочетание машина, которая моет посуду, можно сказать посудомоечная машина).

2. Разминка. (Использовать индивидуальный и дифференцированный подход) (Слайд 4)

- А теперь разминка для всех. Вы получили карточки со словами. Вставьте пропущенные соединительные гласные в сложные слова.


Вариант 1. дров (о, е) сек

птиц(о,е)лов

мяс(о,е)рубка

сен (о, е) кос


Вариант 2. газон.косилка

камн.дробилка

земл.коп

бетон.мешалка

слов.сочетание

сок.выжималка

пеш.ход

сердц.биение

бур.лом

нефт.перегонный




Вариант 3.

хозяйка

Сам владелец

Дом +о/е+ любивый

Чист сердечный

Пут шественник

Земл плотный

стоятельный

водитель

пашец

делец

одн.фамильцы

(После выполнения задания некоторые слова зачитать, объяснить выборочно смысл слов, их правописание)

  1. Викторина.

  1. Раунд.

- С вами играют ученики 7б класса. (Слайд 5)

Внимание, вопрос:

- Как называли самый первый велосипед? (самокат, изобрёл его Ефим Артамонов)

- Запишите как можно больше слов, обозначающих средства передвижения, в названии которых есть два корня. (Если запишут мало, значит, проиграли. Мудрая сова отправляется в 7б класс. Тогда продиктовать ребятам слова, пусть запишут под диктовку).

(Самолёт, вертолёт, велосипед, самокат, пароход, вездеход, паровоз, электропоезд, тепловоз, ледокол, теплоход, аэросани)

2 Раунд.

- С вами играет ваша любимая воспитательница Мищенко Н. Л. (Слайд 6)

Она просит вас отгадать загадки, записать отгадки. (записывают вместе и на доске, и в тетрадях)

Рукастая, зубастая,

Идёт-бредёт по улице.

Идёт и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается,

Снег без него сгребается.

(снегоуборочная машина)

Его работа в темноте и в тишине.

Его работа в глубине на самом дне.

(водолаз)


Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(фотоаппарат)

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад.

(водопроводчик)

3 Раунд.

- С вами играет учитель нашей школы. Название её предмета - сложное слово из трёх корней. (Слайд 7)

/Сельхозтруд/

- Заметьте, в этом слове нет соединительных гласных.

Внимание, вопрос:

- Какие отрасли животноводства вы знаете? Ответьте письменно на вопрос. Слова должны быть сложными. (записывают самостоятельно)

Пчеловодство, скотоводство, птицеводство, коневодство, свиноводство, рыболовство, кролиководство, овцеводство.

4 Раунд.

- С вами играю я. Учитель русского языка Фоменко Л. А. Запишите под диктовку предложение, объясните правописание орфограммы.

На уроках профильного труда учащиеся нашей школы занимаются овц/е/водством.

Внимание, вопрос.

Вспомните, грамматические признаки имён существительных. /У существительных мы можем определить род, склонение, число, падеж/

(Слайд 8) Задание: пользуясь таблицей, определить грамматические признаки имён существительных из предложения.

(На) уроках – сущ., урок, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., мн. ч., П. п.

Труда – сущ., труд, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., ед. ч., Р. п.

Школы - сущ., школа, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., ед. ч., Р. п.

Овцеводством - сущ., овцеводство, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., мн. ч., П. п.

Физминутка (музыкально – ритмическая пауза)

(Слайд 9)

5 Раунд.

- С вами играет библиотекарь нашей школы Страхова В. В. (Слайд 10)

- Ребята, вы уже восьмиклассники. Вы часто ходите ко мне в библиотеку , читаете книги, журналы. А знаете ли вы, что в XVI веке ещё не умели печатать книг. Их переписывали от руки. Рукописные книги стоили очень дорого.

В 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня.

В центре Москвы стоит памятник: человек в длинном кафтане держит лист будущей книги.

Внимание, вопрос.

- Кому поставлен этот памятник?

(Слайд 11)

Задание: Запишите этот текст, вставив в слова пропущенные буквы, озаглавьте его и запомните информацию.

В шес.надцатом веке ещё не умели печатать книг. Их п.реписывали от руки. Рук.писные книги стоили очень дор.го.

В 1553 году в М.скве была построена первая книг.печатня, а перв.печатником стал Иван Фёдоров.

В центре М.сквы стоит памятник: ч.ловек в длинном кафтане держит лист будущей книги. Это и есть памятник Ивану Фёдорову.

  1. Коллективная работа: вставить пропущенные буквы, озаглавить текст.

  2. Самостоятельная работа.

  3. Самопроверка.

  1. Итог.

  1. Викторина подошла к концу.

- Какую тему мы закрепляли на уроке?

- Что вы запомнили про сложные слова?

- Как назывался первый велосипед? Кто его изобрёл?

- Кто такой Иван Фёдоров?

  1. Определим победителей.

Особенно хорошо работали на уроке. … А у тех ребят, кто испытывает затруднения при написании сложных слов, есть возможность откорректировать ваши знания, выполняя домашнее задание.

Повторение – мать учения, поэтому при выполнении домашнего задания вы ещё раз закрепите правило правописания сложных слов и выполните упражнение, где надо вставить соединительные гласные в сложных словах.

Спасибо всем за урок!

Д/з: правило на стр. 37, упр. №51.






Полный текст материала Урок - викторина "Мудрая Сова" по теме "Сложные слова. Активизация их в предложении, в тексте", 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фоменко Людмила Андреевна  Людмилка3372
10.12.2011 3 6032 1109

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК