Проект по русскому языку "Кто грамоте горазд, тому не пропасть"


Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД,
ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ».







Выполнила: учитель Иващенко Н. Г.

















2011 год





Эпиграф. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (Пословица)



АКТУАЛЬНОСТЬ

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть
способами, как ребенку учиться.

Проблема формирования орфографического навыка в коррекционной школе является одной из ведущих в курсе русского языка. Учить школьников с ограниченными возможностями здоровья правописанию достаточно сложно.

В настоящее время работа по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать - вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап - это применение правила на практике на основе алгоритма.

Я считаю, что одна из главных целей на данном этапе обучения - научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, является умение «видеть» и «слышать» орфограмму (орфографическая зоркость) при письме и знать, как найти способ ее проверки.

Но это и является основными трудностями учащихся: обнаружить орфограмму, найти решение орфографической задачи. Так как это требует владения морфологическим анализом слов, достаточным лексическим запасом, способностью выбирать необходимые проверочные слова.

Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные варианты ответов, дифференцировать знания, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера в коррекционной школе удобно проводить при работе над словом. Я остановилась на словарно-орфографической работе на уроке.
Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема данного исследовательского проекта достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках русского языка.

Задача состоит не только в том, чтобы обучить детей грамоте, но и в том, чтобы сделать процесс увлекательным и развивающим. Русский язык – это интересно, хотя и трудно.

ЦЕЛЬ:

Найти орфограммы русского языка на фантиках от конфет.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить названия разных конфет.

  2. Формировать орфографическую зоркость.

  3. Вырабатывать устойчивые навыки правописания.

  4. Учить употреблять правила на письме.

  5. Учить успешно преодолевать орфографические трудности.

  6. Развивать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).

Объект исследования: упаковка кондитерских изделий

Предмет исследования: орфограммы русского языка

Гипотеза исследования: в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.

Методы исследования: сравнение, обобщение, систематизация, сравнительный анализ.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Учащиеся четвертого, пятого, класса школы-интерната.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Проект долгосрочный: с сентября 2009 года по февраль 2011 года.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. Погружение в проект.

Начать работать с фантиками от конфет мы с детьми решили случайно, неожиданно. Дети работали над этим вопросом в 4 и 5 классе, некоторые ученики продолжают эту работу и сейчас.

Зная, что жизнь детей тесно связана со сладостями, конфетами, на одном из уроков в начале 4 класса, когда мы повторяли правило проверки парной согласной в корне слова, я угостила ребят карамельными конфетами «Ягодная».

Дети удивились: «Почему на уроке русского языка – конфеты?».

Были разные предположения.

- Вспомните, как звучит тема урока. Что вы видите на фантиках от конфет?

И мои ученики увидели парную согласную, которая требует проверки, вспомнили, что слово «ягода» - словарное и его написание нужно запомнить. Тогда я предложила ребятам проводить исследовательскую работу с фантиками от конфет, приносить на урок и защищать свою работу.

Дети превратились в маленьких учёных. Найти фантик с орфограммами, приготовить объяснение каждого правила, а для этого надо заглянуть в учебник, подобрать проверочные слова, да ещё достойно защитить свою работу у доски перед классом: говорить надо кратко и точно (правило и доказательство). Такая работа обязательно оценивается.

В магазине у витрины с конфетами теперь и я сначала нахожу орфограммы в названиях конфет, только потом обращаю внимание на цену.

За полтора года исследований накопилось много фантиков.

Эта работа стала самой любимой работой моих учеников. И тогда я предложила детям выполнить проектную работу.

2.Организация деятельности.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования. Основываясь на этом, я предложила моим ученикам самим выбрать вид работы с фантиками от конфет и форму презентации результатов своей деятельности. Со своей стороны я, конечно, оказала детям помощь: предложила несколько видов, а далее – выбор за ними.

3.Осуществление деятельности.

Класс разделился на три группы. Первая группа готовила карточки для индивидуальной работы на уроках письма и развития речи. Для этого детям нужно было классифицировать фантики в зависимости от орфограмм в их названиях, подобрать различные виды заданий. Вторая группа составляла кроссворды, в которых ключевое слово – название конфеты. Но при этом нужно было выполнить условие: все слова в кроссворде должны быть связаны с русским языком. Третья группа сочиняла загадки, отгадками которых являлись названия конфет. А один из учеников рискнул выполнить презентацию, как результат исследования орфограмм на фантиках от конфет. И закипела работа…

4.Презентация результатов.

Свои работы ребята представили на классном часе, посвященном Международному Дню родного языка «Русский язык – нам есть чем гордиться» 21. 02. 2011года.



5.Конечный продукт деятельности.

Конечным продуктом исследовательского проекта стали работы учащихся: индивидуальные карточки для работы на уроках письма и развития речи, кроссворды, загадки, презентация PowerPoint.

6.Реализация проекта.

Индивидуальные карточки постоянно находят применение на уроках письма и развития речи, презентацию использовали на своих уроках учителя русского языка. Данный опыт работы я, как учитель, распространяла на заседаниях методического объединения учителей общеобразовательных предметов среди педагогов школы.

Вывод: Названия конфет требуют бережного, глубокого изучения и являются ценнейшим источником для изучения орфограмм русского языка.

Работы учащихся.








































































Полный текст материала Проект по русскому языку "Кто грамоте горазд, тому не пропасть" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иващенко Наталья Григорьевна  Ромашка-Одуванчик
15.11.2012 1 6358 1340

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК