Статья "Элементы краеведения на уроках математики"


Л.И.Лихобабо, руководитель школьного

краеведческого музея, учитель математики

Теребужского филиала МОУ «Косоржанская средняя

общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области


Элементы краеведения на уроках математики как способ формирования свойств духовно-развитой личности, любви к своей Родине, своему краю


Формирование культуры личности через духовно-нравственное воспитание – сложный, многогранный процесс. Четкая организация воспитательной работы, определение конкретных целей и задач с учетом современных требований – залог успеха в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря её содержанию, но и за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин.

Остановлюсь на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в формировании свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, своему краю.

Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический, краеведческий и иллюстративный материал. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится.

Руководство школьным музеем позволяет мне связывать математику с краеведением, материалы музея использовать для проведения уроков. При изучении темы «Прямоугольник. Площадь прямоугольника» можно использовать форму современного конверта и форму фронтового письма-треугольника, которое хранится в музее. При этом заранее рассказываю учащимся о жителях села, ушедших на фронт в далеком 1941 году, о тех, кто не вернулся в село с фронта.

При изучении темы «Диаграммы» в 5 классе знакомила ребят со списками учащихся, которые обучались в школе в послевоенные годы и последующие, которые обучаются сейчас. Ребята проводили небольшую исследовательскую работу и результаты использовали для построения диаграммы.

Работая в музее, я постоянно убеждаюсь в том, насколько экспонаты школьного музея содержат богатый методический материал, но его следует дидактически обработать, т.е. видоизменить так, чтобы элементы краеведения гармонично вливались в урок, в комплексе решали задачи, как образовательные (усвоение знаний по теме), развивающие (обучение разнообразным приемам познавательной деятельности: сравнению, классификации, общению и т.д.), так и воспитательные (формирование таких качеств личности, как любознательность, интерес к культуре и истории, любовь к своей стране, своему краю и др.).

Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить ветераны Великой Отечественной войны- уроженцы села, Герои Советского Союза А.Г.Ачкасов, П.Ф.Ситников, В.Н.Воропаев, имена которых высечены на мемориальных досках на здании школы, содержанием задач может быть их героическая биография; ветераны труда- теребужцы, удостоенные высоких наград за трудовые достижения и другие жители села, жизнь которых является ярким примером истинно патриотического служения Родине.

В своей работе мною сформирован банк краеведческих материалов, полезных при организации учебного процесса. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) об истории школы, села, известного дворянского рода Марковых т.п.

Ребята сами могут собирать материал в папку «История моего села и математика», который потом используется для составления задач. Например, «На фронт Великой Отечественной войны ушли более 300 человек- жителей села Теребуж. Более половины из них не вернулись в село. Какую часть населения села защищали Родину от немецко-фашистстких захватчиков? Какую часть составляют теребужцы, погибшие на фронтах войны?». Ребята, конечно, придут в музей, чтобы узнать, сколько человек проживало в родном селе в начале сороковых годов. И снова проведут исследовательскую работу, чтобы ответить на вопрос задачи. Решение задач на военную тематику увлекают каждого мальчишку и способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, своих односельчан-теребужцев, своих дедушек, прадедушек и прабабушек.

Здесь ребята имеют возможность творить и совершенствоваться.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий снова помогут задачи. Так, например, при изучении темы «Натуральные числа» можно предложить следующий материал «Шла гражданская война. В стране страшный голод и разруха, а в далёкий Теребуж жарким июньским днём по пыльным дорогам на нескольких обозах ехали представители передовой московской интеллигенции. Основное содержание их обозов- книги, музыкальные инструменты, ноты. И три великолепных рояля! Возглавлял эту необычную экспедицию по тем временам и местам Глеб Леонидович Болычевцев (1891- 1971) - страстный пропагандист классической музыки, профессиональный музыкант, педагог и композитор, судьба которого более 30 лет была связана с селом Нижний Теребуж Щигровского уезда (района) Курской губернии (области). «Теребужская уездная специальная государственная музыкальная школа 1 и 2 ступени»- таково было официальное название школы, организованной Г.Л.Болычевцевым. Одновременно Болычевцев организовал при музыкальной школе Теребужскую школу 2 ступени. В те годы это была единственная сельская средняя школа на весь уезд. На втором году организации школы было уже около 200 учеников». Сколько лет в Теребуже существовала средняя школа. А в домашнее задание можно дать учащимся задание: определить, как изменилось количество учеников в Теребужской школе на момент реорганизации школы. Как стала называться школа на момент её реорганизации? Чтобы выполнить задание детям необходимо провести поисковую работу в музее, чтоб способствует формированию исследовательских умений учащихся.

Решая такие сюжетные задачи, в детях воспитывается гордость за наш народ, чувство любви к Родине, родному краю, расширяются знания о знаменитых людях села.

После экскурсий в музей в устном счете при изучении соответствующих тем задаю вопросы, в каком году создана в селе школа и сколько ей лет; кто из легендарных личностей учился и преподавал в ней? После экскурсии в зал музея, посвящённый истории школы, даю задачу «Сколько выпускников получили медали по окончании школы и какую часть золотые медали составляют от серебряных?»

Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


Полный текст материала Статья "Элементы краеведения на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лихобабо Любовь Ивановна  козерог25
10.06.2011 3 5024 759

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК