"Дифференцированный подход в организации домашних заданий в условиях СПО как средство повышения эффективности учебного процесса";10-11 класс







Пестрожукова Елена Александровна


Преподаватель математики



ГБОУ СПО «Нижнеломовский многопрофильный техникум»



































«Дифференцированный подход в организации домашних заданий в условиях СПО как средство повышения эффективности учебного процесса»


«Кто с детских лет

занимается математикой,

тот развивает внимание,

тренирует свой мозг, свою волю,

воспитывает на­стойчивость и

упорство в достижении цели.»

(А. Маркушевич)


В условиях модернизации профессионального образования и внедрения новых профессиональных стандартов значительно усложняется деятельность преподавателя. Разнообразие программ, обучающиеся, живущие в широком информационном пространстве, высокие требования работодателей к образовательному процессу и его результатам – все это ставит перед преподавателями новые задачи, для выполнения которых необходимо освоение ими новых технологий, повышение уровня своей теоретической подготовки и повышение эффективности учебного процесса.

Одним из путей повышение эффективности процесса обучения математике в условиях СПО является улучшение содержания и организации домашних заданий по математике.

К содержанию домашних заданий предъявляются следующие основные требования.

1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным заданием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока.

2. Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления студентов.

3. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными.

4. Домашние задания по математике должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе.

5. Предлагая домашнее задание по математике, преподавателю в некоторых случаях следует провести инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять студенту возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

6. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов.

7. По объему задания на дом не должны превышать допустимых нагрузок.

Разнообразие содержания программного материала по математике обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – повышения качества знаний студентов.

Перечислю виды домашних заданий:

- устные и письменные;

- связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений;

- репродуктивные, конструктивные, творческие;

- обязательные (в том числе и по выбору) и по желанию;

- общие, дифференцированные и индивидуальные;

- регламентированные (включая и долгосрочные) и без установленного учителем срока выполнения;

- комбинированные и т. д.

Поиск путей совершенствования организации домашней работы обучающихся привел меня к необходимости использовать систему дифференцированных домашних заданий.

На первом этапе знакомства с группой я предлагаю на одно задание больше проявившим себя студентам.

На втором этапе я применяю задания двух уровней для слабых студентов (репродуктивного характера) и для сильных (продвинутого характера).

Затем разбиваю группу на три на первых порах стабильные группы по успеваемости и предлагаю задания на «3», на «4», на «5».

После чего предлагаю группам определенную свободу выбора заданий на «3», на «4», на «5».

Часто я предлагаю общее задание для обучающихся, но слабые студенты должны его выполнить одним способом, а сильные должны найти несколько способов решения.

Хорошо себя зарекомендовала система домашних заданий по выбору. Такие домашние задания содержат 5 заданий. Три из них обязательные. Остальные подбираются так, чтобы степень их сложности постепенно возрастала, и вырабатываются меры поощрения за выполнение остальных заданий.

Наряду с этим я привлекаю студентов, проявляющих интерес к изучению математики, к объяснению некоторого «куска» нового материала с домашней подготовкой. Они поощряются одним дополнительным баллом. Остальные составляют опорные схемы и конспекты и представляют их на последующих уроках. Это обеспечивает высокую заинтересованность студентов и прочность усвоения учебного материала.

Мотивирующая и мобилизирующая роль домашних заданий существенно ослабляется, если преподаватель не отрабатывает систему их проверки и оценки. В моей практике наибольшее распространение получили следующие формы проверки домашних заданий:

1.Фронтальная проверка домашних заданий. Студенты отвечают на вопросы преподавателя по заданному материалу, комментируют и проверяют промежуточные и конечные результаты решения заданий.

2.Выполнение группой обучающей самостоятельной работы, содержащей упражнения, аналогичные заданным на дом.

3.Проверка домашнего задания начинается с вызова одного из студентов к доске. Ему дается время для подготовки к ответу. После чего группа слушает и контролирует ответ вызванного студента.

4. «Уплотненный опрос». К доске вызываются одновременно несколько студентов, которые будут затем отвечать поочередно.

5.Внеурочная проверка преподавателем тетрадей с домашними заданиями.

6.Взаимный контроль выполнения домашних заданий.

7.Самопроверка домашних заданий путем сверки с воспроизведенными в классе образцами.

8.В образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка.

9.В образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, преднамеренно допущены ошибки. В процессе их обнаружения и исправления осуществляется проверка.

10.Косвенный контроль выполнения домашнего задания (с помощью математических диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включен материал, идентичный заданному на дом).

Широкие возможности для самостоятельной работы студентов и развития их познавательных способностей представляют домашние задания по подготовке докладов к урокам. Доклады могут быть по истории вопроса, о приложениях математики, о жизни и деятельности выдающихся математиков, о конкретном методе решения задач. Эти доклады оживляют урок, способствуют развитию способностей студентов, развивают интерес к математике.

Одним из видов домашних заданий, развивающих самостоятельность мышления студентов и умение кратко изложить текст в письменной форме, являет­ся сочинение или эссе. При написании сочинения студенты проделывают полезную работу - изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого материала необходимый минимум. Темати­ка сочинений разнообразна.

1. История какого-нибудь вопроса ( «История развития буквенной символики», «История открытия логарифмов», «Развитие теории множеств», «Значение математики в жизни человека» и др.).

2. Приложение математики в какой-нибудь обла­сти знаний («Применение математики в сельском хозяйстве», «Математика и автомобили», «Геометрия в строительстве» и др.).

3. Методы решения задач («Решение задач методом симметрии», «Метод математической индукции» и др.).

4. Обобщение какого-либо раздела программы, изучаемого в разных классах («Все, что я знаю о тре­угольнике», «Развитие понятия числа» и др.).

Я устраи­ваю выставки домашних сочинений и математических эссе студентов.

Положительное влияние на умственное развитие студентов оказывают домашние задания по самостоятельному составле­нию задач. Эти задачи решаются с наибольшим интересом. При составлении задач у студентов вырабатывается навык творческой и исследовательской работы.

Большие возможности приобретения навыков в прикладной математике представляют домашние практические и исследовательские работы обучающихся. В процессе их выполнения студенты совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться ими, обнаруживают связь математики с жизнью.

Примеры практических работ:

-задания по вычислению объемов, площадей;

-вычерчивание диаграмм;

-измерительные работы на местности;

-моделирование.

Таким образом, решая проблему улучшения содержания и организации домашних заданий по математике в условия СПО, можно значительно повысить эффективность учебного процесса.




Полный текст материала "Дифференцированный подход в организации домашних заданий в условиях СПО как средство повышения эффективности учебного процесса";10-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пестрожукова Елена Александровна  elen3449
26.01.2012 1 3620 597

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК