Статья "Проектная деятельность на уроке математики"; 5 класс


Ханукович Евгения Моисеевна, учитель математики,

ГБОУ гимназия №399 Санкт-Петербурга

Проектная деятельность на уроке математики

Метод проектов.

В последние десятилетия в педагогику стали глубже проникать новые понятия и категории, взятые из области инженерно-технического знания и общественно-социальных наук. К ним относятся такие понятия как «технология», «мониторинг», «»прогнозирование, «целепологание», и т. д. Это связано с усилением нормативно-технологического подхода к педагогике как науке: в современных условиях требуется четко и грамотно ставить и последовательно реализовывать цели образования образовательный процесс и оценивать его качество, корректировать на каждом этапе и при этом гарантировать результаты образования. Многие понятия и категории пришедшие из области инженерного знания в социальные сферы жизни, и конкретно в такие науки как педагогика, психология и, социология и др., имеют разработанную теоретическую базу и широкий спектр практического применении, что, несомненно, должно было заинтересовать и обогатить не имеющие столь богатого выбора в нормативных системных знаниях социальные науки.

Проектирование как один из видов человеческое деятельности, связан с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая:

  1. поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствование конструкции уже известных объектов;

  2. творческие задания, направленные на создание новых объектов.

Многое исследователи полагают, что отличительной чертой нашего столетия является «всепронизывающая проектность».

Проектная культура призвана объединить два до сих пор непересикающихмя направления образования: гуманитарно-художественное и научно-техническое.

Следствие отражения проектной культуры в образовании явились метод проектов, активно используемый в США и реализованная в Великобритании государственная программа «Дизайн в системе общего образования».

Метод проектов (греч. «исследование») – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Впервые термин «проект» употребил в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США Д. Снедзен. Педагогические концепции американского педагога, психоло8о Дж. Дьюи стали теоретической основой метода проектов.

На ранней стадии знакомства с предметом можно допустить большое количество непринужденной бессознательной игры мысли, рискуя даже «экспериментировать на авось», на позднейших ступенях следует поощрять сознательную формулировку и пересмотр. Проектирование и рефлексия, идя прямо вперед и обобщаясь назад для тщательного исследования, считает Дж. Дьюи, должны чередоваться. Бессознательность предает свободу и свежесть, сознательность – убеждение и контроль. Роль учителя, по мнению Дьюи, заключается в отборе и руководстве деятельностью ребенка, пробуждению любознательности и прочее.

После узаконивания метода проектов в школах США перестроились школьные программы на основе жизненных узлов – проектов. В основе проектов были главные факторы человеческой деятельности – пища, одежда, материальных нужд, духовные ценности.

Американские педагоги использовали этот метод на всех ступенях обучения. Он позволил дифференцировать обучения на разных возрастных этапах: от младших требовалась элементарная творческая работа, для старших применялись более сложные и трудные задания.

Американские педагоги В. Х Килпатрик, И МакМери и др. указывали на основные положительные стороны проектного метода:

  1. Выделение жизненно необходимых знаний в образовании

  2. Возможность практического применения теоретических знаний при выполнении проекта

  3. Мотивация деятельности учащихся.

  4. Осуществление межпредметных связей.

  5. Воспитание дисциплинированности, настойчивости в преодолении трудностей, деловых качеств личности.

  6. Развитие инициативы, творческих способностей.

  7. Формирование навыков целеполагания, анализа, оцени результатов своего труда.

  8. Формирование навыков бережного отношения к средствам и результатам труда, деньгам, времени.

  9. Применение метода способствует самоопределению учащихся в будущей профессиональной деятельности.

  10. Развитие навыков коллективного труда, взаимопомощи.

  11. Установление связи с родителями.


Они так же назвали ряд условий, необходимых для получения благоприятных результатов:

  1. Соответствующая квалификация педагога.

  2. Формирование численности учащихся в классе.


В России в начале 20 века большое значение методу проектов уделял С. Т. Шацкий (1904 год). Вместе со своими единомышленниками он определил следующие элементы этого метода:

1. Реальный опыт ребенка, который должен был выявлен педагогом.

2. Организованный опыт – организация для учащихся занаятий на основе того, что знает педагог об опыте ребенка.

3. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом- готовые знания.

4. Упражнения, дающие ребенку нужные знания.


На современном этапе актуальными проблемами в оьразовании являются:

  • Гуманизация

  • Интеграция

  • Дифференциация

  • Индивидуализация.

Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов образования и внедрение их в учебно-воспитательный процесс способствует возрождению метода проектов.

Е. А. Фураева выделяет следующие положительные черты метода, способствующие возрождению метода в школе. Метод проектов обеспечивает:

1. Интеграционные связи между отдельными школьными предметами

2. У школьников понимание единства различных аспектов их деятельности.

3. возможность многофункциональной подготовки учащихся в новых социально-экономических условиях.

4. активизацию процесса обучения на основе:

  • Мотивации деятельности

  • Поэтапной организации труда

  • Анализа хода практических работ, их диагностики и и метода исправления недостатков

  • Экспертной оценки проделанной работы

5. формирование социальнозначимых качеств личности.

6. реализацию дифференцированного подхода и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием, изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.


Проектная деятельность на уроке математики


Обновление школы в условиях перехода к обществу, использующему информационные технологии, включает в себя использование таких качеств как способность самостоятельно решать познавательные, гражданские, общественные и другие проблемы. Задачей школы является учебная, проектная и созидательная деятельность и достижение в ней успеха.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работ, выполненная под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идей до завершения проекта. Работа над проектов в творческом коллективе учащихся дает им возможность объединится по интересам, частично работа может выполняться дома с помощью родителей. Ученик, работая над проектом, учиться самостоятельно приобретать знания, развивает коммуникативные навыки и умения. Работая в разнообразных группах и исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя), он овладевает умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учиться анализировать факты, делает выводы и заключения.


Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный.

На одном из уроков я рассказываю о том, что раньше существовали различные единицы длины. При этом у учащихся возникает интерес к теме. В древности часто пользовались шагами.. В Древнем Риме для измерения больших расстояний использовалась миля – тысяча двойных шагов (правой и левой ногой).

Большие расстояния измеряли переходами ли днями движения. В рассказе Д. Лондона «Белое безмолвие» индеец рассказывает о том, сколько еще осталось проехать: «Едешь 10 снов, 20 снов, 40 снов» (то есть суток).

Эстонские моряки мерили время трубками, испанские сигарами, в Японии – лошадиный башмак ()соломенная подошва.

У многих народов была мера – стрела, сейчас мы говорим: «не допустить на пушечный выстрел».

Далее класс делится на группы, каждой группе дается задание.

Учащиеся обсуждают по группам тему с учителем, получают дополнительную информацию, назначается консультант из учащихся 9 класса.

2. Планирование работы.

Определение источников информации: литература, Интернет, посещение информационного центра.

Планирование способов сбора информации, распределение обязанностей среди членов группы.

3. Исследовательская деятельность.

Сбор информации, работа в библиотеке, информационном центре, Интернете.

4. Результаты.

5. Представление итогового продукта.


Темы проектов:

  1. Меры длины, веса, площади.

  2. Проценты

  3. Симметрия



5 класс

Меры длины, веса, площади.

Тип проекта:

Информационный, межпредметный, групповой, продолжительность 2 месяца.

Цель проекта:

Углубление и систематизация знаний по истории происхождения старинных современных мер длины, веса и площади в Англии, Германии и России.

Задачи проекта:

Изучить исторические сведения о происхождении названий старинных и современных мер измерения длины, веса и пощади, ознакомиться с мерами в ряде стран в настоящее время.

Этапы работы:

1. Подготовительный.

Выбор темы и целей проекта, определение количества участников проекта, состава групп.

Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают дополнительную информацию, устанавливают цели.

Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает с постановкой целей.

2. Планирование работы.

Определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, планирование итогового продукта ()формы предоставления результата, выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и др., установление критериев оценки результатов, распределение обязанностей среди членов команды.

Учащиеся вырабатываю план действий.

Учитель предлагает идее, высказывает предположения, определяет сроки работ.

3. Исследовательская деятельность.

Сбор информации. Изучение исторического матеориала.

Учащиеся проводят исследование.

Учитель наблюдает, советует, руководит работой, организует координирует в случае необходимости деятельность учащихся.

4. Результат.

Формирование выводов, оформление результатов.

Учащиеся оформляют результаты.

Учитель наблюдает, советует.

5. Представление итогового результата (продукта).

Урок-конференция.

Меры измерения длины.

От каждой группы выступает представитель и рассказывает о мерах измерения длины в Англии, Франции, германии и России. По окончании выступлений группе задаются вопросы, другие члены команды при необходимости могут дополнить ответ. По ходу выступлений учащиеся заполняют листы блиц-опроса. После выступления всех групп проверяется выполнение заданий блиц-опроса. Правильный ответ показывается на экране кодоскопа.

На следующих этапах урока аналогично рассматриваются темы «Меры измерения веса», «Меры измерения площадей», «Меры измерения сыпучих тел».

При наличии компьютера группа, группа учащихся, составленная из представителей всех групп, выполняет задание с помощью компьютера, сопоставляя различные меры измерения. Если компьютера в классе нет задание можно задать на дом.

6. Оценка процесса и результатов работы.

В конце урока присутствующие эксперты (учителя, родители, старшеклассники) оценивают работу учащихся. Учащиеся учувствуют путем коллективного обсуждения и самооценки. Учитель оценивает усилия учащихся, количество источников, качество отчета.


Критерии оценки проекта:

  • Актуальность темы

  • Источники информации

  • Качество разработки идеи

  • Оригинальность и творческий подход

  • Оформление работы

  • Защита проекта

  • Участие в блиц-опросе.


Таблица ля заполнения на компьютере.

Меры длины.

Россия

Англия

Франция

Фут, 30,48 см

Ярд, 91,44 см

Дюйм, 2,54 см

Пье, 324,8 мм

Лье, 5168,75 м

Туаз, 194,9 см

Он, 118,8 см

1.

Аршин,

71,12 см








2.

Сажень, 2,13 м








3.

Верста, 1,0668 км









Меры веса.

Россия

Англия

Франция

Фунт, 453,59 г

Тонна, 1016, 047 г

Унция, 28, 35 г

Ливр, 489,5 г

Денье, 1,27 г

Унция, 30,59 г

1.

Берковец, 163,8 кг







2.

Золотник, 1,27 г







3.

Пуд, 13,38 кг








Меры объема жидкостей.

Россия

Англия

Франция

Галлон, 4,546 л

Баррель, 158,088 дм3

Пинта,

0,568 л

По,

1,86 л

Фельетта,

134,1 л

Шарт,

67,05 л

1.

Ведро, 12,3 л







2.

Четверть,

3,08 л







3.

Четверик,

26,24 л








Варианты заданий блиц-опроса (выделенный текст вставляют учащиеся).

Меры веса.

  1. Пуд – мера веса, известная с 12 века, существовала в виде основной единицы торгового веса до принятия метрической системы мер.

1 пуд = 16,38 кг.

  1. Фунт (от английского – pound – вес, тяжесть) – основная мера веса с конца 17 века до принятия метрической системы мер в России.

1 фунт – 96 золотникам = 409,51 г

  1. Вес человека в Англии до сих пор измеряют в стоунах.

1 стоун = 6,35 кг.

  1. «2В» - сокращенное обозначение фунта в Англии.

1 фунт = 373,2 г

  1. Ливр или пойд довольно долгое время употребляли для взвешивания металлов, пряжи, иногда масла.

1 ливр = 489 г.

  1. Во Франции в унциях измеряли вес.

1 унция = 30 г.

  1. Для определения емкости трюма на корабле немецкому купцу необходимо было использовать ласт корабельный.

1 ласт = 3049,7 кг.


Меры объема.

  1. Анкерок (от голландского anker – бочонок, употребляемый на шлюпках для хранения пресной воды, а также в качестве балласта).

1 анкерок был вместимостью от 30 до 40 литров.

  1. Бутылка (от французского bouteille – сосуд, бутылка) – мера емкости жидкостей, известная с 18 века.

1 бутылка винная = 1/16 ведра = 0,7687 л.

  1. Потл – горшок из керамики или металл, старинная мера емкости жидкости в Англии.

1 потл = 2,27 л.

  1. Галлон – мера жидкостей, главным образом для вина и пива, а так же мера супучих тел.

1 галлон = 4,546 л.

  1. Для определения небольших объемов жидкости во Франции используют по (кувшины).

1 по = 1,86 л.

  1. Фельетта – бочонок, мера емкости жидких тел во Франции.

1 фельетта = 134,1 л.

  1. Шеффель – сосоуд в форме цилиндра, мера емкости жидкостей и сыпучих тел в Германии, при употреблении которой используют линейку.

1 шеффель = 34,77 л.


Меры длины.

  1. Локоть – мера длины, первнасчально равная расстоянию от локтя до конца среднего пальца. Эта мера используется для измерения ткани.

  2. Об этой мере поется в известной песне: «Чужой земли мы не хотим ни пяди…».

  3. Дюймовочка – с единицей измерения какой страны связано ее имя? Англия.

1 дюйм = 2,54 см.

Что определяют в дюймах?

Диаметры труб.

  1. Первоначально он был равен расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев вытянутой в сторону руки..

Это ярд, он равен 91,44 см.

В какой стране применяли эту единицу измерения? В Англии.

  1. Он – локоть, применялся во Франции. Его применяли для измерения товаров.

1 он = 118 см.

  1. Лье – самая большая дорожная мера.

1 лье = 5168 м.

  1. Эль – локоть, применялся в Германии для измерения тканей.

1 эль = 0,57 м.

13



Полный текст материала Статья "Проектная деятельность на уроке математики"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ханукович Евгения Моисеевна  Женя399
19.02.2012 0 7403 998

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК