Статья "Экспериментальное изучение уровней мимических движений у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения"


Статья раскрывает вопрос формирования мимики у лиц с нарушением зрения и его особенностей. 
Автор представил в статье данные эксперимента по изучению уровней мимических движений у детей с функциональными расстройствами зрения. Материал будет полезен учителям и воспитателям образовательных учреждений 3-4 вида, а также студентам педагогических Вузов и колледжей.

Цель экспериментального исследования: изучить уровень сформированности мимических движений у дошкольников с нарушением зрения.  
Экспериментальное исследование проводилось в 2015 году на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №133 компенсирующего вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
В исследовании принимали участие две группы детей 7-го года жизни. Экспериментальную группу составили 13 дошкольников с нарушением зрения. Контрольную группу составили 13 дошкольников  нормально видящих.

Методика эксперимента
Методы: вербальные задания и наблюдение за ребенком во время показа им заданных лицевых движений.
В основе проведенного исследования, которое было направлено на изучение особенностей мимических движений детей с нарушением зрения, лежит работа авторов Семаго Н. Я. и Семаго М. М. [53]
Методика включает 4 серии заданий: 

Серия I
Цель: изучить и выявить уровни и особенности мимических движений у дошкольников с нарушением зрения и в соответствии с ним определить уровень;
Установка испытуемому: сейчас я буду называть различные движения лица, а ты будешь их показывать: 

  1. Широко открой глаза;
  2. Закрой глаза;
  3. Прищурься;
  4. Слегка опусти веки;
  5. Зажмурься;
  6. Подними брови;
  7. Нахмурь брови;
  8. Надуй щеки;
  9. Втяни щеки;
  10. Подожми губы;
  11. Широко открой рот;
  12. Опусти уголки рта;
  13. Покажи ровный спокойный рот;
  14. Улыбнись;
  15. Вытяни губы трубочкой;
  16. Опусти нижнюю губу;
  17. Слегка высуни язык;
  18. Приоткрой рот;
  19. Стисни зубы, но не показывай их;
  20. Вытяни подбородок вперед;
  21. Сделай так, чтобы подбородок задрожал.

Критерии оценки:
3 балла – правильное выполнение мимического движения;
2 балла – неточность, смазанность выполнения мимического движения;
1 балл – выполнение мимического движения по вербальной стимуляции экспериментатора, которая раскрывает лексическое значение слов;
0 баллов - не выполнил задание, отказался выполнять.
Общий балл  (среднее арифметическое):
От 63 баллов до 48 – высокий уровень;
от 48 баллов до 35 – средний уровень;
от 35 баллов и ниже – низкий уровень.

Серия II
Цель: изучить и оценить уровень овладения простыми двигательными программами мимики лица дошкольников с нарушением зрения.
Установка испытуемому: сейчас я буду называть различные движения лица, как и в прошлом задании, но в этот раз движений будет два. Покажи эти движения быстро одно за другим: 

  1. Улыбнись - вытяни губы трубочкой;
  2. Подними брови – нахмурь брови;
  3. Широко открой глаза – зажмурься;
  4. Широко открой рот – подожми губы;
  5. Втяни щеки – надуй щеки.

Критерии оценки:
4 балла – точное и полное выполнение цепочки движений, самостоятельно;
0 баллов – не выполнил задания, отказался выполнять.
За недостаточно точное выполнение движений снимается  1 балл;
За нарушение цепочки мимических движений, заданной программой снимается  2 балла.
Общий балл  (среднее арифметическое):
От 20 баллов до 18 баллов – высокий уровень;
от 18 баллов до 15 баллов – средний уровень;
от 15 баллов и ниже – низкий уровень.

Серия III
Цель: изучить и сравнить мышечную силу движений лица дошкольников.
Установка испытуемому: сейчас я буду называть движение лица, а ты будешь его показывать так долго, как сможешь, не останавливаясь.

  1. Широко открой глаза;
  2. Прищурься;
  3. Подними брови;
  4. Надуй щеки;
  5. Широко открой рот;
  6. Улыбнись;
  7. Вытяни губы трубочкой.

Критерии оценки:
Экспериментатор замеряет время на секундомере – сколько секунд ребенок может выдержать мимическое движение.
Общий балл  (среднее арифметическое):
От 69 баллов до 52 – высокий уровень;
от 52 баллов до 40 – средний уровень;
от 40 баллов и ниже – низкий уровень.

Серия IV
Цель: изучить произвольность мимических движений дошкольников.
Установка испытуемому: сейчас я  буду называть тебе эмоцию, а ты будешь показывать ее.

  1. Интерес;
  2. Радость;
  3. Удивление;
  4. Печаль;
  5. Злость;
  6. Страх.

Критерии оценки:
0 баллов – не выполнил;
1балл – выполнил задание.
Общий балл (среднее арифметическое):
от 6 до 4,5 баллов - высокий уровень;
от 4,5 до 3 баллов - средний уровень;
от 3 баллов и ниже - низкий уровень.
Общий уровень:
Критерии оценки: общий уровень вычислили путем сложения общего количества баллов по каждому уровню 4-х серий эксперимента.
Общий балл (среднее арифметическое):
от  158 до  118 баллов - высокий уровень;
от  118 до  93 баллов - средний уровень
от  93 баллов и ниже - низкий уровень
Данная серия заданий была направлена на изучение произвольности мимических движений дошкольников. Количественный анализ результатов выполнения IV серии заданий показал, что дети из экспериментальной и контрольной групп находятся на разных уровнях. Уровни представлены в таблице 8.

Анализ результатов определил высокий уровень у 6 детей экспериментальной группы, и у 12 детей в контрольной группе. Средний уровень был выявлен у 5 дошкольников с нарушением зрения и у 1 испытуемого с нормальным зрением. На низком уровне оказались 2 ребенка со зрительными нарушениями, в контрольной группе детей на низком уровне не выявлено.
Эти количественные данные свидетельствуют о том, что уровень освоения произвольности мимических движений у детей с нарушением зрения более низкий.

В ходе эксперимента у детей с функциональными нарушениями зрения  определились трудности при выполнении эмоций: интерес, страх, удивление, злость. Также, выяснилось, что ошибки, допущенные  при показе эмоций схожи. Детям с нарушением зрения было сложно приподнимать и слегка сводить брови; отмечалась неточность выполнения движений: «слегка приоткрыть рот» и «сжать губы». Дошкольники с функциональными нарушениями зрения затруднялись продолжительно удерживать взгляд на объекте. При этом они выполняли достаточно большой объем дополнительных движений глазами, что приводило к нарушению программы мимических движений. 
При показе эмоций страх и удивление у испытуемых получалось открывать широко глаза, поднимать брови. А вот нижняя часть лица была практически  не задействована. Во всех мимических комплексах отмечалась слабость лицевых движений. Показ эмоций длился очень непродолжительное время.


Полный текст материала Статья "Экспериментальное изучение уровней мимических движений у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жарова Юлия Владимировна  Публикатор
учитель надомного обучения, ГБОУ школа-интернат №1 им. К.К. Грота Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
08.01.2017 0 149 34
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0