Статья "Нравственно-этическое воспитание детей с нарушением слуха"


Нравственно-этическое воспитание детей с нарушением слуха.

В.А. Сухомлинский писал:

« Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

Их никогда не воспитаешь.

В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу - школу добрых чувств ».

Проблема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна. Социализация и интеграция детей с проблемами слуха невозможна, если ребёнок, не научиться общаться с людьми, не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе. В соответствии с этим этическое воспитание школьников становится необычайно актуальным.

Нравственно – этическое воспитание происходит в процессе обучения и воспитания. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. В младшем школьном возрасте необходимо ориентировать ребят на внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Самооценка ребенка в этом возрасте непосредственно зависит от характера оценок, даваемых ему взрослыми. Поэтому так важно видеть хорошее в маленьком человеке.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха предопределяют своеобразие восприятия ими окружающего мира. Они испытывают затруднения в усвоении морально-этических понятий, в уяснении их смысла и ценностных оснований, в становлении оценки и самооценки социально значимых черт и качеств личности.

Работа по нравственному воспитанию таких детей, имеет свои особенности и включает: реализацию особого алгоритма изучения нравственных ситуаций; использование специальных карточек, разных видов демонстрационного материла и вариативность его использования, расширенное использование практических методов, упражнений, указаний, инструкций в прямой форме, индивидуальных форм работы. Формы проведения занятий с учащимися: игра, диалог, тренинги общения, диспут, ролевые игры и т.д. Они способствуют развитию у учащихся умений и навыков нравственного поведения, закрепления полученных теоретических знаний, самоконтроля собственных качеств личности. В процессе этического воспитания педагог может использовать этические задачи, творческие задания, этические упражнения, разбор ситуаций , беседы, а также анализ художественных текстов.

Для младших школьников, в обучении нравственно-этическим нормам, ведущей деятельностью является игра. С помощью игры у детей вырабатываются: терпимость к другим, доброта, отзывчивость, взаимовыручка, честность. Можно сколько угодно долго объяснять детям, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь игра способна через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить ребенка действовать и поступать в соответствии с нравственными нормами.

Примером нравственного воспитания могут послужить такие дидактические игры как: Дидактическая игра «Назови членов семьи». Цель игры: формирование семейных ценности, воспитание уважения к членам семьи. В данной игре дети сами или с помощью воспитателя называют членов своей семьи и как их зовут.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель игры: формирование у детей знаний таких нравственных понятий, как хорошо и плохо, учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие. Игровые действия: дети становятся перед воспитателем. Воспитатель по очереди называет детям любые слова и показывает картинки, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – плохо, дети грозят пальцем и топают ногами. Водящим можно выбирать детей.

«Выбери вежливые слова», Целью этой игры является: формирование нравственных понятий, таких, как вежливые слова, вежливость, знание этих вежливых слов. Среди предложенных воспитателем на карточках разных слов, учащийся должен выбрать вежливые слова. Например такие вежливые слова как: привет, пока, спасибо, до свидания, здравствуйте, пожалуйста.)

«Что такое хорошо и что такое плохо», «Назови членов семьи», «Вежливые слова», а также ролевые игры как: «Воскресное утро в семье». Детям раздаются листочки, где написаны «роли», предлагается сюжет: - (мама, папа, бабушка, сын, дочь). Что делает каждый член семьи воскресным утром? Как приветствует родных, что говорит за завтраком? И т.д.

Разбор ситуаций: они предполагают задания такого типа:

  1. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках? Можно так делать или нельзя? Хорошо поступили мальчики или плохо?

  2. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, обсуждаем с детьми правильные ответы

Большое значение имеют коллективно-творческие дела, чтение художественной литературы, сказок с последующим обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, обыгрывание сказок.

Коллективное творческое дело и подготовка к нему, генеральная уборка класса, дежурство – все связано с проявлением нравственных качеств подростков, осознанностью или неосознанностью нравственного поведения. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, направленных на воспитание нравственных убеждений, суждений, оценок. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа это:

-Метод привлечения к обсуждению поступков и выработки нравственных оценок

- Форма разъяснения и осмысления принципов нравственности

 

- Средство формирования системы моральных представлений и понятий

 

Беседа отличается от рассказа, инструктажа, именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Этические беседы могут быть:

Программными ( в их основе лежит система работы педагога, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

Групповыми ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

Индивидуальными ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

Тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе)

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают.

2. Беседа не должна превращаться в лекцию. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса.

3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

4. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Среди детей нередки конфликты, поэтому воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства, научить правилам разрешения конфликтных ситуаций.

При анализе поведения школьников с нарушением слуха лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют. Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы. Включение детей в творческое осмысление этических понятий, систематическая тренировка в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения дают возможность увидеть, как в детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций, учащиеся становятся добрее, активнее, коммуникабельнее.

.


Полный текст материала Статья "Нравственно-этическое воспитание детей с нарушением слуха" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна  Публикатор
10.01.2023 0 511 32

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК