Урок устной речи "Организация высказывания. Речевая ситуация: «Вместе в беде и в радости»



ГБС(К)ОУ школа-интернат

станицы Ленинградской

















(для коррекционной школы VIII вида)




Учитель

Лоренц Светлана Георгиевна








Тема: Организация высказывания. Речевая ситуация: «Вместе в беде и в радости»;


Цель: - учить строить устные связные высказывания;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

- воспитывать культуру речевого общения.


Оборудование: бумажные кирпичики прямоугольной формы для построения дома, предложение для построения крыши дома «Вместе в беде и в радости», клубок ниток для игры, карточки для работы со словами: смелый, скромный, общительный, обязательный, доброжелательный, злой, настойчивый, хитрый, щедрый, завистливый, ленивый, внимательный, равнодушный, эгоист, ответственный, аудиозапись песни о друге.


Ход урока.

I. Организационный момент (Эмоциональный настрой учащихся).


1)-Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Постарайтесь улыбнуться так, чтобы ваше яркое, доброжелательное настроение почувствовал ваш товарищ, чтобы ему стало также хорошо, как и вам.

2) Психогимнастика. Мимические и артикуляционные упражнения.

-Представьте, что вы лежите на берегу речки, закопаны в теплый песочек по горло. И вдруг муха садится вам на правую щеку. Сгоните ее, не шевелясь и не дуя (песок может попасть в глаза.) Работайте только щеками и носом. Муха села теперь на левую щеку (на нос, лоб). Муха улетела.

Улыбнитесь как - хитрая лиса

- радостный ребенок

Вы увидели чудо.

Нахмурьтесь как - осенняя туча

- злая волшебница

Артикуляционные упражнения: надувание щек попеременно, оскаливание, лопатка, жало, фырканье, колокольчик, широкое открывание рта, дотянуться кончиком языка до губ, носа.


II.Повторение ранее изученного материала.


Какие средства выразительности мы используем, чтобы наша речь была яркой, выразительной, красочной? (Темп быстрый, медленный)

1. Проговаривание в быстром и медленном темпе:

Падай, падай, снег, снег!

Радуй, радуй всех, всех!

(Тон)

2.Сказать доброжелательно, приказать.

Не шумите!


(Тембр)

3. Сказать голосом лисы, волка, медведя.

Колобок, колобок! Я тебя съем!

(Сила голоса. Громкость)

4. Как нужно сказать эти предложения?

Бабушка, дай мне пирожок, пожалуйста!

Грохочет гром!


(Интонация (взаимосвязь компонентов: силы, скорости, тембра. Окраска голоса)

5.Прочитать радостно, спросить, утвердить.

Завтра начнутся каникулы.


(Мимика и жесты).

6. Игра « Послушные части тела»

Плечи говорят: «Я горжусь!»

Спина говорит: «Я старый, старый человек»

Палец говорит: «Иди сюда!»

Голова говорит: «Нет!»

Нос говорит: «Здесь плохо пахнет!»

Язык говорит: «Я люблю это варенье!»

-Молодцы, все эти средства выразительности помогут нам в работе над новой темой.

III. Сообщение темы урока.


1)-Послушайте песню (аудиозапись песни о друге.)

-О чем эта песня? (О друге.)

-Нужны эти нам друзья?

-А что такое дружба?

С.И.Ожигов «Дружба-близкие отношения, основанные на взаимном, доверии, привязанности, общих интересах»

-Кто такой друг?

«Друг-человек, который связан с кем-нибудь дружбой, всегда готов прийти на помощь. Он всегда рядом: и в беде и в радости».

- Сегодня на уроке мы будем составлять высказывания о друге, говорить о том, каким должен быть друг.


IV. Изучение нового материала.


- Сейчас МЫ будем строить ДОМ ДРУЖБЫ и поселим в него своих друзей, тех кто всегда рядом с нами, готов помочь нам в трудную минуту.

1) Игровая ситуация «Дом дружбы».

Учитель раздает детям кирпичики (прямоугольники из бумаги) и предлагает написать на них имя своего друга. Чтобы поселить друга в ДОМ ДРУЖБЫ, нужно рассказать о нем.

В помощь предлагается план:

1. Имя друга.

2. Внешность друга.

3. Чем увлекается?

5. Почему вы с ним дружите?

После завершения рассказов детей о друзьях, выясняется, чего не хватает в доме? (крыши)

Крышу будем делать из кусочков черепицы, на которых записаны важные слова о дружбе. Составьте их.




ВМЕСТЕ


В


БЕДЕ

И

В

РАДОСТИ

Валя

Сережа

Ира

Женя









НАШ ДОМ

ДРУЖБЫ








Теперь все ваши друзья всегда будут рядом с нами вместе и в беде, и в радости.


2) Работа с пословицами. (Объясни смысл пословиц)

Верному другу цены нет. Дерево живет корнями, а человек — друзьями. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.


Физминутка.


Игра «Друг к дружке» Правила игры: делать нужно то, что я буду говорить.

-Пожмите руку друг другу. А теперь будем здороваться частями тела друг с другом.

-правая рука к правой руке,

-нос к носу,

-спина к спине,

-ухо к уху,

-бедро к бедру

-пятка к пятке.

-Скажите, вместе радостней, веселей играть?


V .Закрепление материала.


1 .Послушайте стихотворение «Хорошие товарищи» С. Михалкова.

Мальчик Миша мается- Ты, Мишутка, не теряйся!

Миша заикается Ты с других пример бери!

Как другие - чисто, ясно- Молча с духом собирайся

Он не может говорить. И смелее говори!

И просить его напрасно Миша выговорит слово

То, что скажет повторить А другого не видать

Не легко ему даются Но товарищи готовы

Все слова на букву К Если нужно, подождать.

Но ребята не смеются-

дружба классная крепка;


-Какими качествами должны обладать настоящие друзья?

-Подчеркните эти качества (карточки со словами):

Смелый, скромный, общительный, обязательный, доброжелательный, злой, настойчивый, хитрый, щедрый, завистливый, ленивый, внимательный, равнодушный, эгоист, ответственный

- Проверка выполненного задания. Объяснение лексического значения подчеркнутых слов.


2.Игра «Паутинка, ищем новых друзей».


Ход игры: У меня в руках клубок ниток. Игра заключается в том, что вы должны взять этот клубок со словами «Я ищу новых друзей, я хочу дружить с (имя)» и объяснить, почему выбрал именно его. Передать клубок в руки названного ребенка. Он тоже должен взять клубок со словами «Я ищу новых друзей. Я хочу дружить с (имя) другого ребенка» и т. д. После того, как все дети будут названы, нужно распускать паутину. Для этого каждый должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени, со словами «Я рад дружбе с тобой, Вера»

-Как вы чувствуете себя после игры?

-Теперь мы еще больше подружились, благодаря этой игре.


3. Работа со стихотворением С.Маршака «Ты и твои друзья»

Есть у меня товарищ Федя,

Он очень жаден и упрям

Мы стали с ним делить медведя

И разделили пополам

С тех пор никто на свете снова

Обоих мишек сшить не смог

У Феди мишка безголовый,

А у меня без задних ног.


-Можно ли мальчиков назвать хорошими друзьями? Почему?


VI. Итог урока.

1.-Какими качествами должен обладать друг?

2.-Что означает слово «дружба»?

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту

-Вот что значит настоящий, верный друг!

3. Оценивание работы учащихся на уроке (использовать мотивационную шкалу «хорошо — очень хорошо — отлично»).



Интернет ресурсы:

  1. http://detkam.e-papa.ru/mp/search/- аудиозапись песни о друге

  2. www.koshi-mishki.ru\view-1002-2.html- стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи»


Полный текст материала Урок устной речи "Организация высказывания. Речевая ситуация: «Вместе в беде и в радости» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лоренц Светлана Георгиевна  Лоренц
28.02.2012 0 5611 671

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК