Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать" для обучающихся с ОВЗ


Оглавление

  1. Пояснительнаязаписка.

  2. Общаяхарактеристикапрограммы.

  3. Описаниеместапрограммы.

  4. Личностныерезультатыосвоенияпрограммы.

  5. Содержаниепрограммы.

  6. Тематическоепланирование.

  7. Системаоценкидостиженияпланируемыхрезультатов.

  8. Материально-техническоеобеспечениепрограммы.


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Современные подходы к образованию рассматривают личность как самобытность, индивидуальность, способную взаимодействовать и общаться с другими людьми. Соответственно активность личности рассматриваетсякак специфичное, присущее каждомуотдельномучеловекусвойство, и дляее развития необходимо искать и создавать условия с учетом внутренних резервных возможностей личности к саморазвитию. Поэтому цель данной деятельности - рассмотреть формирование проективной культуры младших школьников в познавательном творчестве.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на нихответы.Иесли взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросыпризванадатьответыпрограммапозанимательнымчасам «Хочувсе знать!».

Цель: созданиеусловийдлярасширениятворческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлятьинтересы,склонности,способности,возможностиучащихсяк различным видам деятельности.

  • Создаватьусловиядляиндивидуальногоразвитияребенкавизбранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Принципы:

  • доступность,познавательностьинаглядность

  • учётвозрастныхособенностей

  • сочетаниетеоретическихипрактическихформдеятельностью

  • усилениеприкладнойнаправленностиобучения

  • психологическаякомфортность

Формыреализациикурса




  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно- выработанным правилам; ролевая игра).

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность вучебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

  • Трудоваядеятельность(самообслуживание, участиевобщественно-полезном труде).

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).



    1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАПРОГРАММЫ.

Программа «Хочу все знать» представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четырегодаобучения.Программа«Хочувсезнать!»являетсяинтегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры.Разнообразие организационныхформ и расширение интеллектуальнойсферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!» являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленныхна достижениеличностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  3. Ценностные ориентации организации деятельностипредполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

  4. Достижения планируемых результатов отслеживаютсяв рамкахвнутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

  5. При планировании содержания занятийпрописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальнымявляетсямладшийшкольныйвозраст.Возможностьученика

«переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно- творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.


    1. ОПИСАНИЕМЕСТАПРОГРАММЫ.

Программа по занимательным часам «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.Срок реализации 4 года :

    1. класс –33часа

    2. класс –34часа

    3. класс –34часа

    4. класс –34часа


    1. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ.

Личностными результатами освоения учащимися программы по занимательным часам «Хочу все знать» являются:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    • формирование целостного, социально ориентированного взгляда намир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитиемотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    • формированиеэстетическихпотребностей,ценностейичувств;

    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,

    • пониманияисопереживаниячувствамдругихлюдей;

    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающиесяполучатвозможностьдляформирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    • выраженнойустойчивойучебнопознавательноймотивацииучения.



Игрыиигрушки.

  1. СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ

    1. годобучения

Где появилась кукла? История происхождения игр и игрушек. Работа с бумагой (опыты и наблюдения, поделки, оригами). Русский сувенир. Беседа «Что такое сувенир», особенности русского сувенира. Глиняные игрушки, их история. Какой музыкальный инструмент был первым. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. Кто первый запустил бумажного змея. История создания, конструктивныеособенности бумажного змея. Кто придумал мяч? Игры с мячом. Настольные игры. Виды и правила настольных игр. Подвижные игры, виды и правила. Настольный театр. Актеры и зрители. Калейдоскоп. Что это такое? Что нам известно об игре шашки. Знакомство с правилами игры. Конкурс «Золотая шашка» (соревнования по шашкам).

Вседлядома.

«Зажгите, пожалуйста свечи» (подсвечник). Знакомство с технологией изготовления свечи. Как появился чайник? «Чайное утро» (презентация). Посередине гвоздик (ножницы). Роль ножниц как инструмента в жизни человека. «Свет мой зеркальце…» История создания зеркала. Видызеркал. Изобретение расчески. Какие бывают виды расчесок. Правила личной гигиены. Королевская шкатулка. Ее назначение. Рисование узора нашкатулке. Нелает,некусает(замок).Механизми устройствозамка,его функции. Клад римских воинов (гвозди) Откуда гвоздь пришел к нам в дом. Откуда пришла тарелка. История ее появления. Как баклуши били (ложки). Столовые приборы. Правила этикета. Преграждающая вход (дверь). Понятие о дизайне. Виды дверей. От бусинки до окна (стекло). Выдувание стекла и его предназначение. История возникновения мебели. Проектирование спальни (мебель из бумаги). Первое изготовление мыла. История его создания. Время не ждет! (часы). Устройство часов и ихвиды.Из чегопостроендом?Глиняный кирпич.Строительныематериалы. Процесс их изготовления. Скатерть самобранка. Понятие о столовых принадлежностях. Висячие сады (комнатные растения). Роль их в жизни человека.

    1. годобучения

Школа.

Первыерисунки.Знакомствоснаскальнымирисунками.Ктоизобрел перо.Карандаш(виртуальноепутешествиенакарандашнуюфабрику).

История шариковой ручки. Изобретение нот. Изобретение бумаги. Появление первых книг. Кто написал первую энциклопедию. Каквозникли библиотеки (виртуальные экскурсии по известным библиотекам страны). Откуда пошли названия дней недели. Как возникли единицы измерения. Как люди начали добывать полезные ископаемые. У какой страны впервые появился флаг. Какие бывают ребусы. Первая марка. Ее назначение и особенности. Кто изобрел кроссворд. Кто придумал первую карту. Кто создатель микроскопа. Скотч – шотландская лента. Заключительное занятие по разделу. Выставка работ.

Еда.

Хлеб из орехов. Как картофель попал в Россию. Кое-что из истории конфет. Откуда фрукты и овощи получили свое название. Каменный мед (сахар). Секретное мороженое. Где прячутся витамины. Секрет каши. Первая кулинарная книга. Такая разнаякапуста. Гдепоявилисьарбузы. Из чего делают пряники. Шоколад. Итоговое занятие по разделу «Еда» (презентации я «Правильное питание»).

    1. годобучения

Одежда. Одежда наших предков. Откуда взялся фартук. Зачем нужны пуговицы. История появления шапки. Кто придумал обувь. Секреты башмаков. История русского сарафана. Чем украшают одежду. С каких пор применяют носовые платки. Юбки и брюки. История их появления. Что такое тутовый шелкопряд и для чего его используют. Домик для пальчиков(варежки).Чтотакое«мода».Итоговоезанятиепоразделу

«Одежда».

Праздник.

Первые украшения как деталь костюма. Новогодние игрушки. Почему на Пасху красят яйца. История воздушных шариков. История фейерверка. Широкая Масленица. Приглашаем к столу. А раньше было так… Бал- маскарад. Ярмарка. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Вкусные украшения. Мишура Толковый словарь Маркиза Этикета. Приглашение гостей. Семейные праздники. Вечеринка. Конкурс Золушек и Рыцарей

    1. годобучения Предприятия и сооружения.

Кто совал первый зоопарк. Как идет почта. Когда возникли музеи. Как появился фонтан. А зачем нам лестница? Почтовая служба. Как возникли города. Когда люди начали строить дома. Все на каток! Гидроэлектростанция. Первый магазин – каким он был. Стадион. Архитектурные особенности. Цирк! Цирк! Цирк! На подмостках театра. Чудеса света.

Транспорт.

Общественный транспорт. Кто придумал велосипед. Создатель автомобиля. Изобретатель самолета. Луноход. Лайнер. Пароход. Железнодорожный транспорт. Уборочные машины. Специальныемашины.

Полезныеизобретения.

Флюгер. История спичек. Изобретение зонтика. История происхождения денег. Изобретение телефона. Светофор. Дорожные знаки. Окно в подводный мир (аквариум). Упаковочные материалы. Компьютер и Интернет. Итоговый проект.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ.

1годобучения

33час(1часвнеделю)

п\ п

Раздел/Тема

Кол-вовремени

Дата занятия

теория

практика

l.

Игрыиигрушки(12)

5

7


1

Гдепоявилиськуклы


1


2

Русскийсувенир

1



3

Историяглинянойигрушки

1



4

Какоймузыкальный

инструментбылпервым


1


5

Ктопервымзапустил

бумажногозмея

1



6

Ктопридумалмяч


1


7

Настольныеигры


1


8

Подвижныеигры


1


9

Настольныйтеатр


1


10

Калейдоскоп

1



11

Чтонамизвестнообигрев

шашки

1



12

Конкурс«ЗолотаяШашечка»


1


ll.

Вседлядома(21)

7

14


1

«Зажгите,пожалуйста,свечи»

(подсвечник)

1



2

Какпоявилсячайник


1


3

Посерединегвоздик

(ножницы)


1


4

«Светмойзеркальце…»


1


5

Ктоизобрелрасческудля

1




волос




6

Королевскаяшкатулка


1


7

Нелает,некусает(замок)

1



8

Кладримскихвоинов(гвозди)


1


9

Откудапришлатарелка


1


10

Какбаклушибили(ложки)

1



11

Столовыеприборы


1


12

Преграждающаявход.Дверь

1



13

Отбусинкидоокна(стекло)


1


14

Историявозникновения

мебели

1



15

Проектированиеспальни


1


16

Когдабыловпервые

изготовленомыло


1


17

Времянеждет!(часы)


1


18

Изчегопостроендом?

Глиняныйкирпич


1


19

Скатерть-самобранка


1


20

21

Висячиесады(комнатные

растения)

1

1



Итого33

12

21



2год обучения

34часа(1часвнеделю)

п\п

Раздел/Тема

Кол-вовремени

Дата занятия

теория

практика

l.

Школа(20)

6

14


1

Первыерисунки


1


2

Ктоизобрел перо


1


3

Карандаш

1



4

Историяшариковойручки


1


5

Ктоизобрел ноты

1



6

Ктоизобрелбумагу


1


7

Когдапоявилисьпервые

книги


1


8

Ктонаписалпервую энциклопедию

1



9

Каквозниклибиблиотеки

1



10

Откудапошлиназваниядней

недели


1


11

Каквозниклиединицы

измерения


1



12

Каклюдиначалидобывать

полезныеископаемые

1



13

Укакойстранывпервые появился флаг


1


14

Какиебываютребусы


1


15

Перваямарка


1


16

Ктоизобрелкроссворд


1


17

Ктопридумалпервуюкарту


1


18

Ктоавтормикроскопа

1



19

Скотч.Шотландскаялента


1


20

Заключительноезанятиепо

теме«Школа»


1


ll.

Еда(14)

4

10


1

Хлебиз орехов

1



2

Каккартофельпопалв

Россию

1



3

Кое-чтоизисторииконфет


1


4

Откудафруктыиовощи

получилисвоеназвание

1



5

Каменныймед(сахар)


1


6

Секретноемороженое


1


7

Гдепрячутсявитамины


1


8

Секреткаши


1


9

Перваякулинарнаякнига


1


10

Такаяразнаякапуста


1


11

Гдепоявилисьарбузы

1



12

Изчегоделаютпряники


1


13

Шоколад


1


14

Итоговоезанят.потеме«Еда»


1



Итого34

10

24





3год обучения

34часа(1часвнеделю)

п\ п

Тема

Кол-вовремени

Дата занятия

теория

практика

l.

Одежда(13)

4

9


1

Одежданашихпредков

1



2

Откудавзялсяфартук


1


3

Зачемнужныпуговицы


1


4

Откудавзялисьшапки


1



5

Ктопридумалобувь?Секреты

башмаков

1



6

Историярусскогосарафана


1


7

Чемукрашаютодежду


1


8

Скакихпорприменяют

носовыеплатки


1


9

Юбкиибрюки


1


10

Когда впервые стали использоватьтутового

шелкопряда

1



11

Домикдля пальчиков.

Варежки


1


12

Чтотакое «мода»

1



13

Итоговоезанятиепотеме

«Одежда»


1


ll.

Праздник(21)

5

16


1

Первыеукрашения


1


2

Новогодниеигрушки


1


3

ПочемунаПасхукрасятяйца


1


4

Историявоздушныхшариков


1


5

Историяфейерверков

1



6

Широкаямасленица

1



7


1


8

Приглашаемкстолу


1


9

Араньшебылотак…

1



10

Бал-маскарад


1


11

Рождественскиечастушки


1


12

Ярмарка


1


13

«Некраснаизбауглами»

1



14

Вкусныеукрашения


1


15

Мишура


1


16

Толковыйсловарьмаркиза

Этикета

1



17

Приглашениегостей


1


18

Семейныепраздники


1


19

Вечеринка


1


20

КонкурсЗолушекиРыцарей


1

1


21


Итого34

9

25





4год обучения


34часа(1часв неделю)

п\п

Раздел/Тема

Кол-вовремени

Дата занятия

теория

практика

l.

Предприятия,сооружения, здания (16)

6

10


1

Ктоосновалпервыйзоопарк

1



2

Какидетпочта


1


3

Когдавозниклимузеи


1


4

Какпоявилсяфонтан


1


5

Азачемнам лестницы?

(метро)


1


6

Каквозниклапочтовая

служба?

1



7

Каквозниклигорода

1



8

Когдалюдиначалистроить

дома


1


9

Всенакаток!


1


10

Гидроэлектростанция

1



11

Какимбылпервыймагазин


1


12

Стадион.Ктовперед?


1


13

Цирк!Цирк!Цирк!

1



14

Наподмосткахтеатра


1


15-

16

Чудесасвета

Итоговоезанятиепотеме

1

1


ll.

Транспорт

3

6


1

Общественныйтранспорт

1



2

Ктопридумалвелосипед


1


3

Ктосоздалавтомобиль


1


4

Ктоизобрелсамолет

1



5

Луноход

1



6

Лайнер.Пароход


1


7

Железнодорожныйтранспорт


1


8

Уборочныемашины


1


9

Специальныемашины.

Машина«Скоройпомощи»


1


lll.

Полезныеизобретения

2

7

9

1

Флюгер


1


2

Историяспичек

1



3

Когдабылизобретензонтик


1


4

Историяпроисхождения

денег


1


5

Какбылизобретентелефон

1



6

Светофор.Дорожныезнаки


1


7

Окновподводныймир

(аквариум)


1


8

Упаковочныематериалы


1


9

КомпьютериИнтернет


1



Итого(34)

11

23





  1. СИСТЕМАОЦЕНКИДОСТИЖЕНИЯПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ.

На занимательныхчасах текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «значков «+», «-», «?», "смайликов". Использование данных форм оценивания осуществляется всоответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51- 120/13 «О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях»


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ.

Основнаялитература

  1. Какпроектироватьуниверсальныеучебныедействиявначальнойшколе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.:

Просвещение,2008.-151с.

  1. Концепциядуховно-нравственногоразвитияивоспитанияличности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  2. Примерная основная образовательная программа начальногообщего образования[Текст]/сост.Е.С.Савинов.-М.:Просвещение,2010.204с.

  3. ТисленковаИ.А.Нравственноевоспитание:дляорганизаторов

воспитательнойработыиклассныхруководителей[Текст]/И.А.Тисленкова.

-М.:Просвещение,2008.108 с.


  1. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  2. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

Дополнительнаялитература

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.- поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2007.

  2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://planetashkol.ru/

  3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.konodyuk.com/

  4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html

  5. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

  6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

  7. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,1997.

  8. ШпагинМ.Чтобылодо…[Текст]/-М.:Детскаялитература,1989.

Литературадляобучающихся

    1. Большаядетскаяэнциклопедия.-М.:ЗАО«РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.- 333 с.

    2. ВладимировА.В.Чтоначемдержится. –М.:Детскаялитература,1967.- 112 с.

    3. Всеобовсем:Популярнаяэнциклопедиядлядетей.Том1.-М.:

Компания«Ключ-С»,филологическоеобщество«Слово»,1995.-512с.

    1. Всеобовсем:Популярнаяэнциклопедиядлядетей.Том2.-М.:

Компания«Ключ-С»,филологическоеобщество«Слово»,1994.-512с.

    1. Всеобовсем:Популярнаяэнциклопедиядлядетей.Том7.-М.:

Компания«Ключ-С»,филологическоеобщество«Слово»,1994.-448с.

    1. ДитрихА.,ЮрминГ.,КошурниковаР.Почемучка. –М.:Педагогика, 1988. – 384 с.

    2. ЗолотовА.В.,КудишинИ.В.,МартыновА.идр.Большаяэнциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская

энциклопедиятехники).

    1. КлэйборнА.Изобретения,изменившиемир/Пер.сангл. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

    2. КрутогоровЮ.А.Стопрофессийавтомата:Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.

    3. КублицкийГ.И.Письмошлопятьтысячелетий. –М.:Малыш,1991.-80 с.

    4. ЛевФ.Г.Изчеговсе:Научно-художественнаялитература. –Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.

    5. Техникавокругнас:Научно-художественнаялитература. –М.:Дет. лит., 1982. – 333 с.

    6. Чтотакое. Ктотакой:В3т. Т. 1. –3-еизд.,перераб.идоп. –М.: Педагогика, 1990. – 384 с.


Полный текст материала Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать" для обучающихся с ОВЗ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болотова Светлана Андреевна  Публикатор
04.04.2024 0 149 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК