Рабочая программа для СПО по профессии "Повар, кондитер" (дисциплина - русский язык)


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УПБУ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

профессия

среднего профессионального образования

43.01.09 Повар, кондитер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2020

 

Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основе примерной основной образовательной программы среднего образования, одобренной решением ФУМО общего образования (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з), с учетом требований ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

 

УТВЕРЖДЕНА

 

Приказом № 385

от «01» сентября 2020 г.

 

М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦК гуманитарных дисциплин

Протокол №____ от « ___ » 2020 г.

Председатель ЦК: _______________ / Титова Е.В. /

 

 

 

 

 

Разработчик:

Кузьмина О.А., преподаватель

« ___ » _______________ 2020 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго ПРЕДМЕТА.........................4

 

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА..................................11

 

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебнОГО ПРЕДМЕТА……………………………………………………..………………………..16

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………………………………………………..18

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

 

1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Русский язык является учебным предметом общеобразовательного цикла.

 

1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета:

1.3.1 Планируемые личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

 

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 

1.3.2. Планируемые метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

 

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 

1.3.3. Планируемые предметные результаты

Русский язык

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научится:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 

Русский язык

 

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.

В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.

Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке.

Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

 

Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль.

На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же время преподаватель при необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи», посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.

В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.

При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на основе ПООП СОО необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с целью достижения заявленных предметных результатов.

 

Базовый уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

 

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

 

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

 

1.4. Количество часов на освоение программы предмета

максимальной учебной нагрузки обучающегося 206 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 198 часов;

консультации 2 часа.

 

 

 

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

206

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

198

в том числе:

 

теоретическое обучение

198

лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Язык. Общие сведения о языке

 

26

 

Тема 1.1. Язык как система. Основные уровни языка.

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Язык как система. Основные уровни языка.

 

Тема 1.2. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа

Содержание учебного материала

4

1,2

1

Язык и общество. Язык и культура.

1,2

2

Язык и история народа.

1,2

Тема 1.3. Формы существования русского национального языка.

1

Формы существования русского национального языка.

2

1,2

Тема 1.4. Активные процессы в русском языке на современном этапе.

Содержание учебного материала

 

 

Активные процессы в русском языке на современном этапе.

2

 

Тема 1.5. Историческое развитие русского языка.

 

Содержание учебного материала

 

1,2

1

Историческое развитие русского языка.

2

1,2

Тема 1.6. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Содержание учебного материала

2

 

1

Выдающиеся отечественные лингвисты.

1,2

Раздел 2. Речь. Речевое общение

 

 

6

 

Тема 2.1. Речь как деятельность.

Содержание учебного материала

2

 

1

Речь как деятельность.

1,2

Тема 2.2. Речевое общение и его основные элементы.

Содержание учебного материала

2

 

1

Речевое общение и его основные элементы.

1,2

Тема 2.3. Монологическая и диалогическая речь.

Содержание учебного материала

2

 

1

Монологическая и диалогическая речь.

1,2

Раздел 3.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка

 

48

 

Тема 3.1. Научный стиль речи.

 

Содержание учебного материала

6

 

1

Научный стиль речи. Основные характеристики

1,2

2

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля речи.

 

1,2

3

Основные жанры научного стиля речи (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.).

1,2

Тема 3.2. Официально-деловой стиль речи.

 

Содержание учебного материала

6

 

1

Официально-деловой стиль речи. Основные характеристики

1,2

2

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля речи.

1,2

3

Основные жанры официально-делового стиля речи (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.).

1,2

1,2

1,2

1,2

Тема 3.3. Публицистический стиль речи.

 

Содержание учебного материала

6

 

1

Публицистический стиль речи. Основные характеристики

1,2

2

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля речи.

1,2

3

Публицистический стиль речи. Основные жанры публицистического стиля речи (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.).

1,2

Тема 3.4. Художественный стиль речи.

Содержание учебного материала

4

 

1

Художественный стиль речи. Основные характеристики.

1,2

2

Основные жанры художественного стиля речи (эпос, лирика, драма)

1,2

Тема 3.5. Основные изобразительно-выразительные средства языка.

 

Содержание учебного материала

4

 

1

Основные изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха)

 

1,2

2

Основные изобразительно-выразительные средства языка ( гиперболы, гротеск, перифразы, аллегории, ирония, аллюзии, реминисценции)

1,2

1,2

1,2

Тема 3.6. Разговорный стиль речи.

Содержание учебного материала

4

 

1

Разговорный стиль речи. Основные черты.

1,2

2

Основные жанры разговорного стиля (спор, беседа, рассказ, письмо,

Записка, дневник.)

1,2

Тема 3.7. Текст. Признаки текста.

Содержание учебного материала

4

 

1

Текст. Основные характеристики текста.

1,2

2

Признаки текста

1,2

Тема 3.8. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

Содержание учебного материала

6

 

1

План, тезисы.

1,2

2

Конспект, реферат

1,2

3

Аннотация.

1,2

Тема 3.9. Функционально-смысловые типы речи.

Содержание учебного материала

 

 

1

Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование.

4

1,2

2

Рассуждение.

1,2

Тема 3.10. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

 

Содержание учебного материала

4

 

1

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

1,2

2

Схема лингвистического анализа.

1,2

Раздел 4. Культура речи

 

12

 

Тема 4.1. Культура речи как раздел лингвистики.

Содержание учебного материала

2

 

1

Культура речи как раздел лингвистики.

1,2

Тема 4.2. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Содержание учебного материала

2

 

1

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

1,2

Тема 4.3. Культура публичной речи.

Содержание учебного материала

4

 

1

Культура публичной речи. Разновидности публичной речи, её композиции

1,2

2

Требования к аргументации и принципы ведения дискуссии

1,2

Тема 4.4. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

Содержание учебного материала

2

 

1

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

1,2

Тема 4.5. Культура разговорной речи.

Содержание учебного материала

2

 

1

Культура разговорной речи.

1,2

Раздел 5. Языковые нормы

 

28

 

Тема 5.1. Орфоэпические нормы.

Содержание учебного материала

2

 

1

Орфоэпические нормы.

1,2

Тема 5.2. Словообразовательные нормы.

Содержание учебного материала

2

 

1

Словообразовательные нормы.

1,2

Тема 5.3. Лексические нормы.

Содержание учебного материала

10

 

1

Лексические нормы.

1,2

 

2

Многозначность слова и омонимы

 

1,2

 

3

Синонимы, антонимы и паронимы и их изобразительные возможности

 

1,2

 

4

Лексика с точки зрения ее происхождения

 

1,2

 

5

Фразеологизмы

 

1,2

Тема 5.4. Лексические ошибки.

Содержание учебного материала

4

 

1

Тема 5.4. Лексические ошибки. Типы ошибок

1,2

2

Распространенные лексические ошибки

1,2

Тема 5.5. Морфологические нормы образования и употребления имен существительных.

Содержание учебного материала

2

 

1

Морфологические нормы образования и употребления имен существительных.

1,2

Тема 5.6. Морфологические нормы образования и употребления имен прилагательных.

Содержание учебного материала

2

 

1

Морфологические нормы образования и употребления имен прилагательных.

1,2

Тема 5.7. Морфологические нормы образования и употребления имен числительных.

Содержание учебного материала

2

 

1

Морфологические нормы образования и употребления имен числительных.

1,2

Тема 5.8. Морфологические нормы образования и употребления глаголов, причастий и деепричастий.

Содержание учебного материала

4

 

1

Морфологические нормы образования и употребления глаголов, причастий.

1,2

2

Морфологические нормы образования и употребления деепричастий.

1,2

Раздел 6. Орфографические нормы

Раздел 6. Орфографические нормы

24

 

Тема 6.1. Правописание гласных.

Содержание учебного материала

2

 

1

Правописание гласных.

1,2

Тема 6.2. Правописание согласных.

Содержание учебного материала

2

 

1

Правописание согласных.

1,2

Тема 6.3. Правописание приставок.

Содержание учебного материала

2

 

1

Правописание приставок.

1,2

Тема 6.4. Имя существительное.

Содержание учебного материала

2

 

1

Имя существительное.

1,2

Тема 6.5. Имя прилагательное.

Содержание учебного материала

2

 

1

Имя прилагательное.

1,2

Тема 6.6. Имя числительное. Наречие.

Содержание учебного материала

4

 

1

Тема 6.6. Имя числительное.

1,2

2

Наречие.

1,2

Тема 6.7. Глагол.

Содержание учебного материала

4

 

1

Глагол. Правописание личных окончаний глагола

1,2

2

Правописание суффиксов глагола

1,2

Тема 6.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Содержание учебного материала

4

 

1

Причастие как особая форма глагола.

1,2

2

Деепричастие как особая форма глагола.

1,2

Тема 6.9. Служебные части речи.

Содержание учебного материала

2

 

1

Служебные части речи.

1,2

Тема 6.10. Частица как часть речи.

Содержание учебного материала

2

 

1

Частица как часть речи.

1,2

Раздел 7. Пунктуационные нормы

 

60

 

Тема 7.1. Простое предложение.

Содержание учебного материала

4

 

1

Тире между подлежащим и сказуемым

1,2

2

Тире в неполном предложении

1,2

Тема 7.2. Осложненные простые предложения

Содержание учебного материала

8

 

1

Однородные члены предложения.

1,2

2

Обращения.

1,2

3

Вводные конструкции.

1,2

4

Сравнительные обороты.

1,2

Тема 7.3. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Содержание учебного материала

6

 

1

Знаки препинания при присоединительных членах предложения

1,2

2

Обособление пояснительных членов предложения

1,2

3

Обособление уточняющих членов предложения

1,2

Тема 7.4. Вводные слова и предложения.

Содержание учебного материала

6

 

1

Разряды вводных слов по значению

1,2

2

Различие вводных слов от омонимичных им форм и конструкций

1,2

3

Общие правила постановки знаков препинания при вводных словах, сочетаниях и предложениях.

1,2

Тема 7.5. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Содержание учебного материала

10

 

1

Сложное предложение. Основные характеристики

1,2

2

Сложносочиненное предложение.

1,2

3

Виды сочинительных союзов

1,2

4

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1,2

5

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

1,2

Тема 7.6. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Содержание учебного материала

6

 

1

Виды подчинительных союзов.

1,2

2

Виды придаточных предложений.

1,2

3

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

 

1,2

Тема 7.7. Сложноподчиненное предложение.

Содержание учебного материала

6

 

1

Сложноподчиненное предложение.

1,2

2

Разграничение союзов и союзных слов

1,2

3

План разбора сложноподчиненного предложения

1,2

Тема 7.8. Бессоюзное сложное предложение.

Содержание учебного материала

8

 

1

Понятие о бессоюзном предложении

1,2

2

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению

1,2

3

Знаки препинания в бессоюзном предложении

1,2

4

Синтаксический разбор бессоюзного предложения

 

1,2

Тема 7.9. Сложное предложение с разными видами связи.

Содержание учебного материала

6

 

1

Сложное предложение с разными видами связи.

1,2

2

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

1,2

3

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

1,2

 

 

Дифференцированный зачет

2

 

 

 

Консультация

2

 

 

 

Экзамен

4

 

Итого

 

206 часов

 

1

3. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- двухместные учебные столы,

- стулья ученические,

- многофункциональный комплекс преподавателя,

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.),

Технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Для студентов

1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Издательский центр "Академия", 2019.

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Издательский центр "Академия", 2019.

 

Для преподавателей

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 )

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413».

3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

6. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

7. Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2003.

  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

  3. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

  4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2008.

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

  8. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. - М., 2011.

  9. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.

  10. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

  11. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.

Интернет-ресурсы:

www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

www.ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).

www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки».

www.uroki.ru

www.metodiki.ru (Методики).

www.posobie.ru (Пособия).

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»).

www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).

www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).

www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

www.gramota.ru (Справочная служба).

www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


 

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, практических занятий, тестирования, зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов, а также в ходе выполнения обучающимися индивидуальных заданий (индивидуальных проектов).

 


Полный текст материала Рабочая программа для СПО по профессии "Повар, кондитер" (дисциплина - русский язык) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузьмина Ольга Алексеевна  Публикатор
24.02.2021 0 2292 198

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК