Статья «Дифференцированный подход в обучении»


Председатель методической комиссии технологических дисциплин

Урбитская Т.Г.


Дифференцированный подход в обучении



Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп обучающихся.

Преподаватели и мастера производственного обучения технологического отделения строят процесс дифференцированного обучения в следующей последовательности:

  1. Мы изучаем индивидуальные (физические (здоровья), психологические, личностные) особенности студентов. Мы используем личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями.

  2. Выделяем отдельные группы обучающихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3. Составляем дифференцированные задания, включающие различные приёмы, которые помогают студентам самостоятельно справиться с заданием.

 4. Проводим постоянный контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Чтобы разнообразить учебные будни, преподаватели и мастера производственного обучения применяют современные образовательные технологии, такие как проблемное, разноуровневое обучение, проектные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве, информационно- коммуникационные технологии. Используют различные методы, приемы и средства обучения: деловые игры, работа малыми группами, пресс конференции, мозговой штурм, семинары и т.д.

Проблемное обучение, вариативность осуществляются в уроках «мозгового штурма». За определённое время обучающиеся предлагают различные варианты решения предложенной проблемы. В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения. Предоставление студентам на уроке возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление, но и  повышает доверие к преподавателю, делает обучение «комфортным».

На уроках по МДК.01.01, МДК.02.01, МДК.03.01, МДК.04.01, МДК.05.01 преподаватели-технологи Черемухина Л.А., Усачева Н.А., Тенус О.Е., Черкасова Е.П. применяют данную форму обучения при проектировании технологических процессов производства и рецептур новых сложных блюд.

Преподаватели проводят семинары как одну из эффективных форм развития познавательной активности обучающихся. Студентам заранее предлагаются вопросы для обсуждения, рекомендуются источники. На занятиях результаты самостоятельной работы студенты представляют в форме докладов, рефератов, выставки приготовленной продукции.

Преподаватели технологических дисциплин в обучении используют различные игры, которые становятся элементом занятия или его формой. Целью ролевых игр является предоставление студентам опыта участия в определенных ситуациях. Преподаватели предлагают сценарий, объясняющий студентам ситуацию, роли и что необходимо выполнить. На занятиях студентам предлагается решить конкретные проблемы, представив себя в роли заведующего производством, директора, метрдотеля, повара, официанта, бармена. Студенты работают малыми группами, подготавливают и защищают свои решения. На уроках по учебным дисциплинам Зарубежная кухня, Северная кухня, МДК.06.01. преподаватели Черемухина Л.А., Урбитская Т.Г. проводят деловые игры по составлению программы приема иностранных гостей из разных стран. Студенты разрабатывают меню, подбирают услуги, оказываемые организациямииндустрии питания, составляют развлекательную программу с учетом регионального компонента.

Групповая деятельность применяется при проведении лабораторных работ по междисциплинарным курсам. При подготовке к лабораторным работам обучающиеся по заданиям преподавателей оформляют технологические карты, работая со Сборниками рецептур, учебниками. В процессе занятий студенты самостоятельно готовят кулинарную продукцию, вырабатывая навыки решения возникающих проблем, проводят органолептическую оценку, определяют дефекты, пути их устранения, ставят оценки в соответствии с требованиями ГОСТов, отчитываются по результатам. При проведении лабораторных работ студенты приобретают умения безопасных приемов эксплуатации технологического оборудования.

Преподаватели и мастера производственного обучения организуют и проводят практические занятия на Маргаритинской ярмарке, экскурсии в предприятия индустрии питания, музеи им. Писахова, Развития Арктики, в Малых Карелах,в ресторанах «Почтовая контора», Пур-Наволок, «Боброфф», «Восток», «Грядка», баре «Чердак», городской столовой, кафе «Маэстро», «SantaPasta».

Преподаватель Черкасова Е.П. на практических занятиях по дисциплине Физиология питания предлагает студентам разработать рационы питания для категорий взрослого населения и детей, составить рационы диетического питания. По дисциплине Дизайн кулинарной продукции под руководством преподавателя Тенус О.Е. обучающиеся создают и оформляют композиции из овощей и фруктов. На итоговом занятии студенты разрабатывают собственные зачетные проекты по карвингу.

На практических занятиях по МДК.07.01. студенты разрабатывают проекты тематических столов, определяяэлементы оформления, составляют меню, сервируют столы, создают презентации.

Практические занятия проводятся не только в учебных лабораториях, но и на конкретных предприятиях. Благодаря сотрудничеству с организациями индустрии питания студенты могут поучаствовать в процессе производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции.  Традиционными стали такие занятия на базе ресторана «Почтовая контора» по МДК.07.01. Обучающиеся самостоятельно расставляют мебель, накрывают столы скатертями, полируют столовую посуду, приборы, сервируют столы к повседневному и банкетному обслуживаниям.

Для уроков обобщения изученного материала широко используем такую известную форму обучающего контроля, как зачёт.

К составлению вопросов и практических заданий для зачета привлекаются студенты, они же сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

Преподаватели и мастера производственного обучения проводят для обучающихся мастер-классы, демонстрируя приемы приготовления продукции, безопасные правила эксплуатации оборудования,правила бракеража продукции.

Традиционно на отделении преподаватели, мастера производственного обучения организуют проведение недель по специальности.

Студенты выпускных групп под руководством преподавателей организуют конкурсы профессионального мастерства по приготовлению банкетных блюд.Преподаватели заранее разрабатывают регламент, в котором обозначены цели, порядок проведения, требования к приготовлению, оформлению и подаче блюд. Обучающимся выдается задание: разработать проекты конкурсных блюд, провести необходимые расчеты, создать технико-технологические и технологические карты.

Студенты, используя свои умения и знания, готовят горячие блюда и десерты с применением современных технологий и тенденций в оформлении. При этом проявляют мастерство и творческий подход в создании блюд.

Процесс производства продукции оценивается членами экспертной группы по таким показателям, как организация рабочего места, его санитарное состояние, рациональное использование сырья, умение безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря.

Итоги конкурса подводятся членами экспертной группы из представителей индустрии питания.

Мастера производственного обучения совместно со студентами технологического отделения организуют обслуживание мероприятий, дни национальных кухонь, проводят конкурсы.

Преподаватели технологических дисциплин готовят обучающихся для участия в Российских олимпиадах, соревнованиях, областных, городских конкурсах профессионального мастерства, на которых студенты занимают призовые места. В 2015 году преподаватели и обучающиеся приняли участие в областном конкурсе профессионального мастерства по компетенции «Поварское дело» (с элементами Wordl Skills Racha).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дифференцированный подход в обучении помогает научить обучающихся активным способам получения новых знаний, дает возможность овладеть более высоким уровнем личной активности, создает такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться, стимулирует творческие способности студентов, помогает интегрировать учёбу и практику, формирует умения и знания.



Полный текст материала Статья «Дифференцированный подход в обучении» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Урбитская Татьяна Григорьевна  Публикатор
22.01.2019 0 99 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0