Статья "Технология проблемного обучения при формировании у студентов СПО профессиональных компетенций"


Е.П. Столбовая

 

 

ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет

 

Технология проблемного обучения при формировании у студентов СПО профессиональных компетенций

 

 

Аннотация. Современные педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики. Сегодня существует более 300 определений самой педагогической технологии, в связи с этим выбор технологии обучения обеспечивает процесс формирования у студентов среднего профессионального образования профессиональных компетенций. Использование инновационных технологии проблемного обучения помогает формировать у студентов СПО способности профессионально подходить к решению проблем, исследовать их и принимать решения в ситуациях разного вида.

 

Ключевые слова: технология проблемного обучения, педагогический опыт, педагогическая практика.

 

Педагогический опыт является совокупностью практических знаний, навыков, приобретенных учителем в процессе повседневной воспитательной работы, накопление и совершенствование своего опыта является постоянной задачей педагога или учителя на протяжении всей учебной деятельности, только с педагогической практикой учитель может создавать и осваивать новый опыт.

Анализируя свою практику, можно избежать ошибок в профессиональной деятельности, наращивания опыта происходит только в реальной педагогической практике.

Педагогическая практика - это деятельность по созданию необходимых условий для взаимодействия со студентами и эти условия связаны с созданием, разработкой необходимых инструментов.

Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие технологии обучения, которые обеспечивали бы формирование общих и профессиональных компетенций у учащихся среднего профессионального образования. Одной из возможностей успешного решения поставленной задачи является применение технологии проблемного обучения - это педагогическая технология, основанная на активизации и интенсификации учащихся.

Технология проблемного обучения:

  • позволяет организовать самостоятельную деятельность студентов для усвоения новых знаний;

  • эффективность проблемного воспитания проявляется в формировании творческого, критического мышления;

  • помогает укрепить отношения между теорией и практикой;

  • стимулирует познавательную деятельность учащихся, формирует интерес к учебному материалу.

Одним из методов проблемного обучения, используемых в учебном процессе, является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это условия, которые возникают, когда ученикам не хватает знаний или известных методов действия, чтобы что-то понять или выполнить некоторые необходимые операции, то есть у них возникают интеллектуальные трудности.

Проблемная ситуация, основанная на анализе, превращается в проблемную задачу.

Проблемное задание включает постановку вопросов:

  • Как разрешить противоречие?

  • Как это объяснить?

«Ряд проблемных вопросов превращает проблемную проблему в модель поиска решения, где рассматриваются различные способы, методы и средства решения, то есть метод проблемы включает в себя следующие этапы:

Этап 1 - проблемная ситуация;

Этап 2 - рассматриваемая проблема;

Этап 3 - модель поиска решения;

Этап 4 – решение.

При изучении темы «Определение причины текучести кадров» студентам предлагается самостоятельно определить методичку определения управления кадрами, нахождение причины текучести кадров, подбор инструментов и как они решат эту проблему.

Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью лекционного материала и наглядных схем, тестирования предполагаемых работников, студенты смогут с правиться с данной проблемой.

В ходе изучения темы «Оценка кадровой политики» выдвигается гипотеза о зависимости заработной платы, профессионализма и условий труда. При выполнении практических заданий эта гипотеза подтверждается, и студенты делают свои собственные выводы.

Для размышления: «Выберите высказывание известных управленцев, которое, по вашему мнению, подходит для сегодняшнего урока».

Трудность для учителя заключается в выборе системы проблемных вопросов, которые должны вызывать интеллектуальные трудности у учащихся, наводящих вопросов, которые помогут сделать выводы. Проблемные ситуации, возникающие «с трудом» - практическое задание, не похожее на предыдущее.

Выводы из педагогической практики использования проблемных ситуаций на уроках:

  • более прочное усвоение знаний, то, что приобретается самостоятельно, лучше усваивается и запоминается надолго;

  • развивается аналитическое мышление (проводится анализ условий, проводится оценка возможных решений);

  • развивается логическое мышление (требуется подтверждение правильности выбранного решения, аргументация).

Использование проблемно-ориентированной технологии обучения позволяет преобразовать теоретические знания в профессиональный опыт, создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовать творческий потенциал, помогает ученикам самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном итоге, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

 

Литература

 

  1. Аннушкин, Ю. В. Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.

  2. Андюхов. Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

  3. Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.

  4. Бутко, Е.Я. Современное профессиональное образование [Текст]/ Е.Я. Бутко//Среднее профессиональное образование.- № 9.- 2014.- с. 5.

  5. Ильинский, И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. С. 5-17.

  6. Коржуев, А. В. Современная теория обучения. Общенаучная интерпретация [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — 2-е изд. — Электронных

  7. Куцебо, Г.И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение: учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Куцебо. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с.

  8. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 156 с.

  9. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова, Р.С. Димухаметов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. 

 


Полный текст материала Статья "Технология проблемного обучения при формировании у студентов СПО профессиональных компетенций" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Столбовая Елена Петровна  Публикатор
16.12.2019 0 2632 304

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК