Научно-практическая конференция "СЛАВА РОССОВ, НЕПОДРАЖАЕМЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ ЛОМОНОСОВ..."


28






Научно-практическая конференция, посвящённая

300-летию со дня рождения

(19 ноября) русского учёного-энциклопедиста, химика, физика, поэта, историка М.В.Ломоносова

(1711-1765)



«…СЛАВА РОССОВ, НЕПОДРАЖАЕМЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ ЛОМОНОСОВ…»



Подготовили

учитель русского языка и литературы

Кохан Людмила Фёдоровна

и библиотекарь Кубертянко Ирина Григорьевна

МБОУ СОШ №3 г.Суража Брянской области







Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно

М.В.Ломоносов.


Цели конференции:


1. Вспомнить о жизни и деятельности великого русского ученного М.В.Ломоносова, чьё 300-летие со дня рождения отмечается в ноябре 2011 года.

2. Узнать, какие открытия М.В.Ломоносова сыграли важную роль в становлении и развитии русской науки и культуры.

3. Познакомить обучающихся с биографией М.В.Ломоносова, показать одаренность его натуры, разносторонность деятельности.


Задачи конференции:


1 .Образовательная:

изучить основные этапы жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова;

изучить литературные источники, использовать возможности интернета по теме: «…СЛАВА РОССОВ, НЕПОДРАЖАЕМЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ ЛОМОНОСОВ…»


2. Развивающая:

развивать интерес к жизни и деятельности М.В.Ломоносова.


3. Воспитывающая:


способствовать воспитанию

  • любви к русской литературе и родному языку;

  • любви к русской истории;

  • сплоченности коллектива и развитию общих интересов.



















План мероприятия


  1. Вступительное слово

II. Выступление учащихся с докладами и презентациями:

1. «Ранние годы М.В.Ломоносова »

2. «Обучение М.В.Ломоносова в храмах наук»

3. «Достижения М.В.Ломоносова в области физики и астрономии»

4. «Связь имени М.В.Ломоносова с химией »

5. «Творческая жизнь М.В.Ломоносова»

6. «М.В.Ломоносов - филолог»

7. «Деятельность М.В.Ломоносова в области географических открытий»

8. «Историческая и просветительская деятельность М.В.Ломоносова»

  1. Заключение











I.Вступление

( Слайд 1-7, музыка Бетховена «Лунная соната»)


Вед.1.

300 лет тому назад на севере нашей страны родился мальчик, который по воле судьбы стал великим сыном России. Это был Михаил Васильевич Ломоносов.

Что пробудило в нём интерес и стремление к знаниям с юных лет? Может быть, суровое море, которое воспитало в нём смелость, чтобы отправиться в неведомые края; может быть, свободолюбивые чайки, которые научили стремиться ввысь и подарили ему крылья вдохновения; или гордый буревестник, научивший не бояться трудностей и преодолевать препятствия; или звёздное небо, которое воспитало в нём уверенность в осуществлении своей мечты?


Слайд 8

Вед 2.

Есть в истории, науке, культуре, литературе люди, которые своей деятельностью, работами оставляют следы настолько прочно и естественно входящие в нашу жизнь, что нам кажется, будто так было всегда.

Изучая биографии, судьбы таких людей, не устаёшь удивляться, как же один человек может всего столько познать и сделать! Зачастую вклад в науку, историю, культуру, литературу таких одарённых людей оценивают лишь последующие поколения…

Так и Михаил Васильевич, прожив всего 54 года, сделал столько, что под силу было лишь нескольким людям. И оценили его многие открытия, работы только последующие поколения…


Чтец 1 Россия родила немало

Людей великих на земле.

Во все века одна лишь знала

Об избранных, об их судьбе.

Эпохой каждой восхищала

И всякий раз, не ошибясь,

Ты гениев нам посылала,

За судьбы их всегда молясь.

Одним из них был Ломоносов,

Учёный-энциклопедист,

Поэт, мыслитель и философ,

Историк, материалист.



Вед.1




Сегодня мы проводим научно-практическую конференцию «Слава россов, неподражаемый, великий Ломоносов…», посвящённую жизни и деятельности этого поистине великого человека.


(Зачитываются цели, задачи, план конференции)


II. Выступления учащихся


Вед.2

Начинается конференция докладом «Ранние годы М.В.Ломоносова».


Родился Михаил в России,

Недалеко от Холмогор,

Родители его любили,

Отец крестьянин был, помор.

Поморов море закаляло,

И в 10 лет уже с отцом

Он в море выходил немало

И в деле преуспел морском.


О ранних годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения (Слайд 9,10). Михайло Ломоносов был сыном государственного крестьянина-помора, состоятельного рыбака и охотника на морского зверя.

Мать рано умерла, отец женился ещё несколько раз. Вместе с отцом мальчик выходил не раз в Белое море и Северный Ледовитый океан и впоследствии по памяти мог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин.(Слайд 11)

В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого , «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.


К 14 годам прочёл всю доступную тогда учебную литературу. (Слайд 12)

  • Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. При мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

  • Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье". Помог Ломоносову и ещё один земляк, о чём свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога: "1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к



Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукой по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался..."



(Слайд13)

  • В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.


Фрагмент из художественного фильма «Михайло Ломоносов» АЛЕКСАНДРА ПРОШКИНА, 1984, 2 серия


В Москве, скрыв правду о своём крестьянском происхождении, он поступил в Славяно-Латинскую (впоследствии Славяно-греко-латинскую академию)

(Слайд 14)


Науки жадно изучал он,

Давалось всё ему легко.

Вот только бедность изнуряла,

Пыталася сломить его.

Невзирая на бедность (отец за своеволие отказался присылать Михаилу деньги на содержание в академии) и насмешки однокашников над 20-летним учеником-переростком, который пришёл латыни учиться», за год освоил курс 3-х классов. Здесь он изучил латинский язык, политику, риторику и отчасти философию. О своей жизни этого первого школьного периода М.В.Ломоносов так писал И.И.Шувалову в 1753г.: « Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса,

прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил»


Вед.1

О следующей странице жизни «Обучение М.В.Ломоносова в храмах наук» расскажет ученик…


(Слайд 15)

В 1735г., добившись в Славяно-греко-латинской академии выдающихся успехов, Ломоносов был переведён в Академический университет в Санкт-Петербурге.


На следующий год Ломоносов вместе с несколькими другими даровитыми

студентами был направлен на обучение в Германию. Первые три года он провёл в




Марбургском университете. Там поощряли самостоятельные опыты подающего надежды учёного. Талантливый юноша не только учился, но и работал на фабриках и в шахтах.


(Слайд 16)

В1739 г. Л, был переведён во Фрейбург для изучения металлургии и горного дела. Здесь он впервые познакомился с устройством родников, а также приобрёл опыт работы в химической лаборатории. Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек, которыми осыпали юношу за самостоятельные работы. Весной 1740г. Ломоносов самовольно покинул Фрейбург, более года он скитался по Германии и Голландии и в конце 1741 г. Вернулся в Россию.



.

ВЕД. 2

Пожалуй, нет области знаний, где не проявился бы гений великого Ломоносова. Непостижимо, как в одном человеке могло соединиться столько разносторонних дарований! Он словно и на свет был рождён, чтобы доказать безграничные возможности человека. Ломоносов занимался едва ли не всеми известными в его время науками и заложил основы новых.

О достижениях М.В. Ломоносова в области физики, астрономии выступят с докладами…


(Слайд 17-18)

Основные труды

Главные открытия выдающегося русского просветителя касаются химии, физики и астрономии. Он на десятилетия опередил западно-европейских учёных, но часто его разработки оставались незамеченными европейскй наукой, которая не придавала особого значения развитию точных знаний в «варварской стране», которой они считали Россию.


( Слайд 19) Молекулярная физика

  • Сегодня в школьном курсе физике изучение молекулярной (статистической) физики начинается с того, что дается определение: молекулярная физика – это раздел физики, в котором изучают тепловые явления на основе представления о том, что все тела состоят из микроскопических частиц атом и молекул, т.е. с учетом их внутреннего строения.

  • Однако, чтобы прийти к такому пониманию физики тепловых явлений и строения тел, человечество прошло долгий путь.



  • Большой вклад в формирование физики тепловых явлений и развитию молекулярно-кинетической теории внес М.В. Ломоносов.



(Слайд 20) Диссертация


  • Свою научную деятельность М.В. Ломоносов начал, учась в Германии в городе Марбурге, под руководством профессора Христиана Вольфа.

  • В марте 1739 года публикуется его диссертация «Физическая диссертация о

различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», которую для

упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и

философии, в которой заложены основы новой корпускулярной теории

строения материи, новой корпускулярной физики и химии.


(Слайд 21) Определение корпускул

  • Корпускулы – сущности сложные, недоступные сами по себе наблюдению, т.е. настолько малы, что совершенно ускользают от взора.

  • Корпускулы, имеющие основанием своего сложения элементы, называются первичными.

  • Корпускулы, имеющие основание своего сложения в других, меньших, чем они корпускулах, суть производные.

  • Корпускулы разнородны, если различаются массою или фигурою, или тем и другим одновременно.

  • Говорят, что корпускулы сцеплены, когда они так соединены друг с другом, что одна не может двигаться без другой, пока они не будут разделены какой-либо силою.

  • Тело смешанное есть такое, которое образовано производными корпускулами.


  • В телах существую промежутки, не содержащие той материи, из которой тела состоят, и они наполняются какой-то другой нечувствительной жидкой материей.

  • Если две корпускулы или тела, непосредственно взаимно соприкасающиеся, давят друг на друга в противоположных направлениях, то эти тела сцепляются.


(Слайд 22)

М.В. Ломоносов разработал основные положения МКТ

  • 1. Все тела состоят из мельчайших частиц – атомов и молекул.

  • 2. Атомы и молекулы непрерывно и хаотично движутся. Скорость этого движения зависит от температуры. При абсолютном нуле температуры движение атом и молекул прекращается.

  • 3. Молекулы и атомы взаимодействуют между собой.


(Слайд 23)

М.В. разработал также учение о теплоте.

Причиной теплоты Ломоносов считал «коловратное» , т.е. вращательное движение частиц, составляющих тело, а температура и степень нагрева тела являются мерой интенсивности движения частиц. В работе «Размышления о причине теплоты и холода» он обосновал молекулярно-кинетическую теорию теплоты и ряда физических принципов, в частности, существование

абсолютного нуля температуры, т.е. температуры, при которой прекращается тепловое движение частиц материи.

В этой же работе учёный подверг критике теорию теплорода, которая господствовала тогда в науке. Интересно, что представление о теплоте как о виде движения стало общепринятым лишь в 70-х годах 19 века. На основе МКТ теплоты возникла кинетическая теория газов, основные положения которой Ломоносов изложил в работе «О рождении и природе селитры» (1748 г.) .

Теория газов, разработанная Ломоносовым, была новым словом в науке и стала основой для дальнейших исследований в 19 веке.


(Слайд 24)

У М.В. много работ и по электричеству

  • Он взялся расследовать причину гибели Рихмана, изучить его установку по поимке молнии и фактически повторить его опыт.

  • 1753 г. Ломоносов публикует «Слово о явлениях воздушных от электрической силы происходящих».

  • Он отвергает мифическое происхождение электричества, говоря, что электричество – это вид материи.

  • Он пишет: «Двояким искусством электрическая сила в телах возбуждается: трением и теплотою…

  • Летающие по воздуху пары солнцем нагреваются и течением воздуха между собой трутся…».


(Слайд 25)

Значение работ по электричеству

  • В «Теории электричества» Ломоносов определил план исследования электрических явлений:

  • 1. Содержит предварительные данные.

  • 2. Об эфире и огне.

  • 3. О строении чувственных тел.

  • 4. О получении первичного электричества.

  • 5. О получении производного электричества.

  • 6. Объяснение искусственных явлений.

  • 7. Объяснение природных явлений.

  • 8. О будущих успехах учения об электричестве.




  • Очень важно в рассмотрении Ломоносовым света и электричества в контексте его корпускуляно-кинетической теории, единого толкования их волновой природы.


(Слайд 26)

(Работы М.В. по электричеству)

  • В следующей своей работе «Изъяснения, надлежащие к слову о

электрических воздушных явлениях» Ломоносов подробно описывает

результат расследования гибели Рихмана, в этой же работе впервые делает

предположение об электрической природе северных сияний.

  • Основным трудом М.В. Ломоносова по электричеству следует считать вышедшую в 1756 г. работу «Теория электричества, изложенная математически». Рукопись не закончена, но то, что мы имеем, говорит о сильной эволюции взглядов Ломоносова на электричество и вполне соотносится с современными нашими знаниями.




(Слайд 27)

Оптика. Учение о цвете и свете.


  • (В своей работе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» Ломоносов даёт теоретические выводы по результатам своих исследований световых явлений, которое он произнес публично в собрании Академии наук.


  • По Ломоносову свет- это движение эфира. Эфир бывает голубым, красным, вишневым и т.д. То есть надо понимать, что мельчайшие частицы эфира отличаются цветом. В современной теории мы говорим о фотонах разного цвета.


  • Одновременно с этим, ранее, Ломоносов говорит о волновой природе света в «Теории электричества».


  • Только в начале 20 века утвердилось мнение, что свет носит двойственную природу.


Всю жизнь Ломоносову не была чужда астрономия. И родом он был из деревни Мишанинской, что находится недалеко от села Холмогоры, в котором за поколение до него была основана первая русская обсерватория. Далеко опережая современную ему науку, он первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».




Он высказал смелую мысль о том, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.


(Слайд 28)

Исследования по астрономии

  • В своей работе «Изъяснения, надлежащих к слову о электрических воздушных явлениях» Ломоносов рассматривает движение комет. «Хвосты

комет склоняются и нагибаются в приближении к Солнцу, когда боком

движутся».


  • Позже Ломоносов разрабатывает целую теорию о кометах в работе «Дальнейшее подтверждение о хвостах комет».


(Слайд 29)

Открытие атмосферы Венеры


  • Ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, Ломоносов обнаружил световой ободок вокруг Венеры.


  • Эффект увидели многие наблюдатели, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М. В. Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова».

  • Интересен и другой эффект, наблюдавшийся астрономами с приближением диска Венеры к внешнему краю диска Солнца или при удалении от него. Данное явление, открытое М. В. Ломоносовым, следует расценивать как зеркальное отражение Солнца атмосферой планеты — особенно велико оно при незначительных углах скольжения, при нахождении Венеры вблизи Солнца.


(Слайд 30)

Открытие атмосферы Венеры


  • Труд М. В. Ломоносова «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук майя 26 дня 1761 года» был напечатан на русском и немецком языках и, следовательно, были известны в Западной Европе, поскольку публикации Академии рассылались в её




крупнейшие научные центры, однако открытие атмосферы на Венере приписывалось И. И. Шретеру и Ф. В. Гершелю.


(Слайд 31)

Вклад Ломоносова в развитие физики и астрономии


  • Разработка атомистической теории строения вещества.

  • Разработка учения о теплоте.

  • Исследование природы электрических явлений.

  • Учение о свете и цвете.

  • Исследование комет.

  • Астрономическое открытие атмосферы Венеры.


(Слайд 32)

Выводы

  • Опираясь на свои энциклопедические знания, Ломоносов впервые сделал
    попытку установить связь между тепловыми, химическими, световыми и
    электрическими процессами, происходящими в природе.

  • Такое логическое единство является следствием понимания им единства природы и существования немногих фундаментальных законов, лежащих в основе целостного многообразия явлений.

  • Значение работ Ломоносова по естественным наукам, в том числе физике и астрономии, в том, что он, опираясь на практические наблюдения и опыты, в своих теоретических работах перевел их на ясный язык математических выкладок, формулировок, чертежей. Это дало возможность его последователям дальше двигаться в научном направлении.

  • «Математика ум в порядок приводит», — говорил Михаил Васильевич Ломоносов.


Вед.1

С докладом «Связь имени М.В.Ломоносова с химией» выступят ученица 7а класса Слонская Дарья и ученик 9а класса Махлаев Владислав


(Слайд 33)

Основные научные достижения М.В. Ломоносова по химии


(Слайд 34)

Основные работы Ломоносова по химии


  1. 1743 г. О действии химических растворителей вообще.

  2. 1749 г. О рождении и природе селитры.

  3. 1741 г. Элементы математической химии.

  4. 1751 г. О пользе химии.

  5. 1752 г. Введение в истинную физическую химию.

(Слайд 35)

  • Учась у Генкеля в Германии, Ломоносов имел возможность пользоваться лучшей химической лабораторией того времени.

  • По возвращении в Россию он всячески добивался создания своей химической лаборатории.



(Слайд 36)

  • В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.

  • ... « без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть,- писал М. В. Ломоносов

  • В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд.



До М.В.Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую лабораторию. Выстроенная в Петербурге по его плану, она открылась 12 октября 1748 года. По оборудованию не уступала лучшим европейским, а в одном отношении ей, пожалуй, не сыскалось бы равных- лаборатория было физико-химической. « Испытать всё, что только можно измерять, взвешивать и определять, вычислением»- вот девиз Ломоносова.


(Слайд 37)

Вывод:

В химической лаборатории Ломоносов провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.









(Слайд 38)

Элементы математической химии



  • Продолжая свою идею о строении смешанных тел из корпускул, опубликованную в его первой диссертации, Ломоносов развивает её в своей следующей работе «Элементы математической химии».

Определения Ломоносова:

  • 1. Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное.

  • 2. Практическая часть химии состоит в историческом познании изменений смешанного тела. Практическая часть химии, подобно науке исчисления, есть особый метод познания: как из нескольких данных чисел практическая арифметика находит другие, так и через химическую практику из нескольких взятых тел порождаются новые.


  • 3. Теоретическая часть химии состоит в философском познании изменений смешанного тела.

  • Истинный химик должен быть теоретиком и практиком…также философом.


(Слайд 39)

Вывод

  • Ломоносов первым в истории дал достаточное полное и верное определение химии как науки.

  • Он вводит понятие неделимого элемента – в современном понимании «атома».

  • Корпускулы, состоящие из элементов, – это «молекулы.


(Слайд 40)

Диссертация о действии химических растворителей вообще


  • Принцип сохранения силы (или движения) для Ломоносова стал начальной аксиомой в рассмотрении им аргументов в обосновании молекулярного теплового движения. Принцип этот регулярно применяется им в ранних работах.


  • В 1743 г. он пишет: «Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движения; но сообщить часть движения оно не может иначе, как теряя точно такую же часть». Аналогичны соображения о принципе сохранения вещества, показывающего несостоятельность теории теплорода.





(Слайд 41)

Вывод

  • Глубокое материалистическое понимание природы и происходящих в ней процессов и явлений позволило Ломоносову впервые в истории науки дать чёткую формулировку закона сохранения материи и движения.



(Слайд 42)


В диссертации «О металлическом блеске» (1745) Ломоносов пишет: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа,кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон, выделившийся от трения растворителя с молекулами металл (ссылка на диссертацию «О действии химических растворителей вообще“) и увлеченный вырывающимся воздухом с более тонкими частями спирта. Ибо: 1) чистые пары кислых спиртов не воспламенимы; 2) извести металлов, разрушившихся при потере горючих паров, совсем не могут быть восстановлены без добавления какого-либо тела, изобилующего горючей материей».


(Слайд 43)

Вывод


  • Основные сомнения М. В. Ломоносова связаны с вопросом невесомости флогистона, который, удаляясь при кальцинации из металла, даёт возрастание веса продукта прокаливания — в чём учёный усматривает явное противоречие «всеобщему естественному закону». М. В. Ломоносов оперирует флогистоном как материальным веществом, которое легче воды — по существу указывая на то, что это — водород.



  • К аналогичному выводу («горючий воздух» — флогистон, позднее названный водородом), более 20 лет спустя пришел английский ученый Г. Кавендиш, который был уверен, что его открытие разрешает все противоречия теории флогистона. Идентичный вывод М. В. Ломоносова в работе «О металлическом блеске» «остался незамеченным».


(Слайд 44)

Физическая химия

  • М. В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет:




«Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».

  • Леонард Эйлер говорит о М. В. Ломоносове не только и не столько как о сформировавшем новую научную методику, сколько как о первенствующем в основоположении новой науки — физической химии вообще.

  • Цель физической химии Ломоносов видел в изучении химических превращений физическими методами.

  • Сам он успел выполнить лишь небольшую часть намеченных работ.




(Слайд 45)

Вывод


  • Ломоносов изучал влияние на вещество высоких и низких температур и давления, проводил опыты в пустоте, изучал явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, образование растворов и растворимость в разных условиях, преломление света и действие электричества в растворах.


Вед.1

М.В.Ломоносов способствовал созданию многих химических производств в России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стёкол.

А это уже творческая жизнь Михаила Васильевича. С докладом по этой теме выступит ученица 9б класса Макарова Татьяна.


(Слайд 47)

Наука о стекле

  • Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность - очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ. Ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий попросту ещё не были открыты в то время.

  • Ломоносовым были получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ.






  • Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого


умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.


(Слайд 48)

Стекольное производство


  • В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрике земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное

пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои

инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места

строительства, расчётов строительных материалов и ориентации

первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для

стеклоплавильных печей и пережигания на золу, до проектирования цехов

завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования

лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и

инструментов.

Жалованная грамота М. В. Ломоносову на владение землями в

Ораниенбаумском уезде. 1756. (на слайде)


(Слайд 49)

Стекольное производство

  • Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.


Ваза Санкт-Петербургского стеклянного завода.

Вторая половина XVIII века. (Слайд)

В начале 1750-х годов он проявляет особый интерес к мозаике, к стеклянным и бисерным заводам. Начинает новое дело - строит фабрику цветных стёкол и создаёт художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин.


В сентябре 1752 года он закончил и преподнёс императрице Елизавете Петровне первую русскую мозаику «МАДОННА». (Слайд)



Именно М.В. Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвящённого битве под Полтавой,- «Полтавская баталия». Не менее известна и мозаика- портрет Петра I.(Слайд)

В 1763 г. Ломоносов стал членом Академии художеств.


Вед.2

Продолжая тему творческой жизни М.В.Ломоносова, выступит ученица 9а класса Прудникова Лилия с докладом «М.В.Ломоносов-филолог»


Нельзя не упомянуть заслуги М.В.Ломоносова и в русской словесности (так раньше называли русский язык и литературу).Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения послужили началом становления русского литературного языка светского характера.

(Слайд 52)

«Теория трёх штилей»

Для того чтобы внести порядок в русский язык, М.В. распределил весь его словарный состав по трём группам «ШТИЛЯМ», связав с каждым из них определённые литературные жанры. Высокий стиль «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»;

Средний - для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и т.д.;

Низкий - для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел».

Особенно прославили Ломоносова его оды, которые он писал на все случаи жизни:

-торжественные (прославляющие царских особ, выдающиеся события);

-духовные (несущие глубокое философское и богословное содержание)

-анакреонтические (любовные)

Его поэтическая ода «На взятие Хотина» (сильной крепости, отбитой русскими войсками у турок) обратила внимание на себя двора ещё в бытность в Германии, в 1739г.



Предлагаем вашему вниманию отрывок из «Оды на взятие Хотина» в исполнении Лашкова Дмитрия


<…> Крепит Отечества любовь Чтец 2

Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку<…

<…> Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, русская победа!

Но враг, что от меча ушёл,

Боится собственного следа.

Тогда увидев бег своих,

Луна стыдилась сраму их

И в мрак лице, зардевшись, скрыла.

Летает слава в тьме ночной,

Звучит во всех землях трубой,

Коль росская ужасна сила.<…>


Ломоносов, как истинный гуманист, посвятил свою литературную деятельность гражданскому воспитанию общества. Он считал, что поэзия должна нести людям возвышенные идеалы.


В созданных поэтом одах возникает образ идеального монарха, который трудится на благо России и может быть примером для всех граждан. Величие монарха для Ломоносова является величием всей страны. Поэтому в оде «На день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны (1747)» в лице дочери Петра I проявляется русская государственность. Ломоносов утверждает, что будущее страны - в развитии науки и просвещения. Воспевая заслуги Елизаветы Петровны, он поёт гимн своей Родине, величию её пространства, богатству недр, красоте природы.


(Слайд 53)


  • В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.


Реформа стихосложения

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа стихосложения, которую он ввел.

В 1735 году поэт В.Тредиаковский (пятнадцатый слайд) опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено,



что длинные силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка. В стихотворной строке при таком стихосложении выдерживалось одинаковое число слогов (чаще всего 13) с паузой посередине строки и обязательным ударением на предпоследнем слоге. Другие ударения располагались свободно.

Отсутствие закономерности в чередовании ударных и безударных слогов приводило к тому, что стихи мало чем отличались от прозы.

В.К.Тредиаковский, исследуя русские народные песни, установил, что ударные слоги, расположенные в определенной системе, делают стих ритмичным и выразительным.

Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским. Он разработал систему силлабо-тонического, или слого-ударного, стихосложения.

Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двух- и трехсложных стоп. Самым подходящим размером он считал ямб.

прогрессивность силлабо-тонического принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.


Ломоносов - автор фундаментальных филологических трудов: книги по риторике «Краткое руководство к красноречию» 1747, «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»1758, «Российская грамматика» 1755- первой научной книги о правилах русского языка.


Вед.1

О деятельности М.В.Ломоносова в области географических открытий сообщит ученик 7б класса Шпаков Дмитрий

Да, поистине талантливый человек талантлив во всём. Он по праву считается одним из основоположников российской географии. В 18 веке в России было совершено много географических открытий.

В своих трудах Ломоносов неоднократно подчёркивал огромную роль географической науки в жизни общества. В 1757 году ему было поручено руководство Географическим департаментом. Для получения географических и экономических сведений, при участии Ломоносова в 1759 году была разработана анкета «Географические запросы» и разослана по губерниям России. Анкета содержала 30 вопросов, относящихся к физической и экономической географии, которые показали, как широко понимал Ломоносов задачи географического исследования и описания страны. Данные, поступавшие в Петербургскую академию, согласно разосланной анкете, явились важным источником для подготовки многих экономических и географических трудов, написанных впоследствии учёными и специалистами в России.

В результате активной работы Ломоносова в географическом Департаменте вышли в свет и были подготовлены более совершенные, чем прежние, географические карты. Это стало важным событием не только в российской, но и


мировой географии. Однако в издании имелось немало недостатков, и Ломоносов позднее разработал новый АТЛАС.

Ломоносов одним из первых понял, насколько важно отыскать и освоить Северный морской путь. Именно он стал изучать верхние слои атмосферы.


Предвидел, что наступит время, когда с помощью различных приборов смогут предсказывать погоду.




В работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов высказал мысль об изменении климата нашей планеты в процессе её развития. Эта работа положила начало геологической науке в России.

Учёный на протяжении всей жизни интересовался проблемами минералогии. Он задумывался о создании капитального труда, посвящённого минералам России. К сожалению, он не успел составить «Минералогию Российскую»


Вед.2

Нельзя не упомянуть об исторической деятельности М.В.Ломоносова. С сообщением об этом роде деятельности выступит ученица 7б класса Третьякова Елена


(Слайд портрет Ломоносова)

Исторические работы Ломоносова – это и научные изыскания первопроходца в отечественной исторической науке и публицистические произведения. Ломоносов отмечал, что в результате отсутствия «достоверного описания деяний российских» лишь «весьма немногое знание имеют о том, как возрастали пределы государства, росло его могущество и слава и «коль тяжкими затруднениями подвержено было» существование русского народа. Вот и «затмевается древнего российского народа славное имя», и остаются неизвестными «примеры мужественных поступков и премудрых поведений…». Всё это не может не побудить «горячее усердие к отечеству» и зовет «пособить сему недостатку». «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила».

Ломоносов не был профессиональным историком. Его исторические работы должны были служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа. В то же время они свидетельствуют о профессиональном подходе к освещению русской истории. Его указания на принципы подбора источников, использование исторических методов исследования, концептуальные оценки исторического процесса, внимание к методологическим аспектам исследования, в частности, периодизации, позволяют говорить о Ломоносове-историке.

Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761). Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова.

Исторические произведения Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы. Так в академическом отчете о работе над «Древней Российской историей…» он отмечал: «… читал для собрания материй к сочинению Российской истории Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец, первый том работы Татищева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал … выписки и примечания, всех числом 653 статьи…»; «читал российские академические летописи без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских».

Ломоносов выступал против норманнской теории происхождения Российского государства. Он опроверг мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели». Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны.

Исторические работы Ломоносова переводились на немецкий, французский, английский языки.

Ломоносов ставил задачу создания национальных кадров историков. Высказывая в письме к И.И. Шувалову (1754) свои предложения об основании Московского университета, Ломоносов считал необходимым иметь на философском факультете профессора истории, профессора древностей и критики, а на юридическом – профессора «политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прешедшие веки и как состоят в нынешнее время».

В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести специальный параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком «надежным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию».





III. Заключение

Вед.1




М.В.Ломоносов- великий русский учёный мирового значения, просветитель, человек разносторонних интересов и способностей, мыслитель и поэт, именем которого по праву гордится Россия. Русский гений своим неисчерпаемым

творчеством наглядно продемонстрировал, что наука и поэзия могут идти бок о бок, взаимообогащая и взаимодополняя друг друга.



Фрагмент из художественного фильма «Михайло Ломоносов» ( чтение Ломоносовым стихотворения)


Сегодня мы лишь вспомнили о некоторых областях науки и искусства, в которых этот великий человек внёс свой неоценимый вклад.


(Слайд. Портрет Ломоносова)


Выходят 2 чтеца:

1 чтец

Любая раскрывалась сфера,
Открытий много совершил.

Есть у Венеры атмосфера!

Поверхность солнца изучил.

Придумал множество приборов

Для неба, моря и земли,

Чтоб не блуждали астрономы,

НЕ потерялись моряки.

2 чтец

Как капитан, он был отважный,
Открыл тогда во цвете лет,

О чём мечтал он, долгожданный

Московский университет.

Филолог, химик и геолог,

Географ, физик, металлург,
Художник и метеоролог,
Исследователь, драматург.


Вед.2

Какою же длинною жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или100 лет? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков.





(Слайд 55). Заслуги Ломоносова


  • Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон.

  • Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.

  • Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп.

  • Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

  • Он первый в мире географ-полярник.

  • Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора.


  • А сколько он сделал для совершенствования русского языка!

Сочинял стихи.

  • Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва").

  • Открыл первый российский университет в Москве.


В конце жизни М.В.Ломоносов был избран в почётные члены Шведской и Болонской академий. Став уже признанным, окружённый почётом, привычек своих Ломоносов не менял. До конца жизни он не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург, переписывался с ними.

Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды в1765 г. в Санкт-Петербурге.


Вед.1

Увековечивание памяти М.В.Ломоносова.

Слайд 56. Память народная

Слайд 57. Могила в Александровско-Невской лавре.

Слайд 58. Московский университет.

Слайд 59. Памятник на родине.

Слайд 60. Другие памятники на родине.

Слайд 61. Награды «Орден Ломоносова»


Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.


Вед.2

Наша научно-практическая конференция подошла к концу. Закончить нам её хочется словами великого учёного, который твёрдо верил в то, что просвещение, наука- это двигатель прогресса. Он возлагал большие надежды на молодое поколение.


(Все участники конференции выходят, строятся в шеренгу. Перед ними выстраиваются чтецы)




Чтецы

1 чтец

Науки юношей питают,

Отраду старым подают.

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне.

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.


2 чтец

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих.

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Нефтонов

Российская земля рождать.


Чтецы: (дают обещание)


3 чтец

Мы будем дерзать,

Мы будем учиться

Славить Отчизну,

Народу служить.


Будем учиться,

Будем дерзать,

Ума набираться,

Страну прославлять.


4 чтец

Плоды прежних открытий

Возьмём в свои руки,

Чтоб много ещё

Совершить для науки.


Мы будем стараться,

Мы будем трудиться,

Чтоб многому в жизни

Ещё научиться!










































Использованная литература:



  1. М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 1. Труды по физике и химии. 1738 - 1746 г.г.Издательство Академии Наук СССР. Москва. Ленинград. 1950.


  1. М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 2. Труды по физике и химии. 1747 - 1752 г.г.Издательство Академии Наук СССР. Москва. Ленинград. 1951

  


  1. М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 3. Труды по физике. 1753 - 1765 г.г.

Издательство Академии Наук СССР. Москва. Ленинград. 1952.


  


  1. М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению. 1744 - 1765 г.г.

Издательство Академии Наук СССР. Москва. Ленинград. 1955.


  


  1. М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 5. Труды по минералоги, металлургии и горному делу 1741 - 1763 г.г.

Издательство Академии Наук СССР. Москва. Ленинград. 1954.

  


  1. М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747 - 1765 г.г.

Издательство Академии Наук СССР. Москва. Ленинград. 1952.

  


  1. М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 7. Труды по филологии 1739-1758 гг.

Издательство Академии Наук СССР. Москва.Ленинград. 1952.

  


  1. М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 8. Поэзия. Ораторская проза. Надписи. 1732-1764 гг.

Издательство Академии Наук СССР. Москва.Ленинград. 1959.

  


  1. М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 9. Служебные документы. 1742-1765 гг.

Издательство Академии Наук СССР. Москва.Ленинград. 1955.




  


  1. М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Том 10. Служебные документы, письма. 1734-1765 г.г.

Издательство Академии Наук СССР. Москва.Ленинград. 1957.


  1. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. Для учащихся – М.:Просвещение,1987.





  1. Ломоносов Михаил Васильевич. (1711-1765). Энциклопедия для детей. Т.9.Русская литература Ч.1. От былин и летописей до классики 20 века/ гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.:Аванта+, 2001.


  1. Ломоносов М.В. Избранное. – М.: Дет. лит.1986.


  1. Сыны Отечества. М.В.Ломоносов /ред.-сост. И.В. Зайцева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010.



  1. Ломоносов Михаил Васильевич. . (1711-1765): энциклопедия для детей.Т.27. Великие люди мира. – М.: Мир энциклопедий,2005.


  1. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»


  1. М.В.Ломоносов «Ода на взятие Хотина»



Полный текст материала Научно-практическая конференция "СЛАВА РОССОВ, НЕПОДРАЖАЕМЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ ЛОМОНОСОВ..." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кохан Л.Ф., Кубертянко И.Г.  Суржа
04.05.2013 0 2034 374

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК