Включение модуля олимпийской и паралимпийской тематики в содержание учебных предметов



Включение модуля олимпийской и паралимпийской тематики в программы учебных предметов:

География

Мелузова В.А.,

учитель географии

ОГБОУ КШИ

«Костромской кадетский корпус»


6 класс

1.Обобщающий урок « Олимпийский урок» (нахождение географических координат).

2. «Олимпийские страны»

(урок проводится после изучения темы « Земля-планета людей»).


7 класс

1.Вводный урок « Что изучают в курсе географии материков и океанов?» включает в себя блок «Олимпийские кольца и континенты».

2.В разделе «Географическая оболочка», при изучении темы « Земля-планета людей» целесообразно включить блок «Национальные виды спорта стран мира».

3.«Олимпийские страны»

(урок проводится после изучения всех материков планеты).

4.» География Олимпийских игр».


8 класс

1.«Россия в международном олимпийском движении»- урок проводится в начале учебного года ,после знакомства с географическим положением РФ.

2.«Природные комплексы Северного Кавказа. Уникальность природы г. Сочи, условия для проведения зимней олимпиады 2014»




9 класс

1. При изучении темы «ЭГП и геополитика РФ», целесообразно рассмотрение вопроса «Россия в международном олимпийском движении».

2. «Северный Кавказ: природные ресурсы. Строительство олимпийских объектов на Кавказе».

3. Тема «Природа России» «Олимпийская заявка. Выбор города — кандидата».


10 класс

1. «Интеграция стран мира. Спортивные комитеты и олимпийское движение».

2. География олимпийских столиц. Отражение особенностей материков и сторон света в Олимпийской символике.


11 класс

1.«Спортивная специализация стран мира».

2. География олимпийских столиц. Отражение особенностей материков и сторон света в Олимпийской символике.



Включение модуля олимпийской и паралимпийской тематики в программу учебных предметов: изобразительное искусство

Мелузова В.А.,

учитель изо

ОГБОУ КШИ

«Костромской кадетский корпус»

5 класс

1. «Декоративное искусство в современном мире» (символы, эмблемы)- история создания олимпийских эмблем и символов, как они менялись, кто их создавал.

2. «Русский костюм и современная мода» (5 класс)- история костюма на примере спортивной экипировки и о костюмах, создаваемых для церемоний Олимпийских игр каждой страны.

3. «Талисман Олимпийских игр», с последующим оформлением выставки «Талисманы Олимпийских игр».

4. «Олимпийские виды спорта».



6 класс

1. «Натюрморт с атрибутами спорта».

2. «Талисман Олимпийских игр», с последующим оформлением выставки «Талисманы Олимпийских игр».

3. «Олимпийские виды спорта».



7 класс

1.«Пропорции и строение фигуры человека» - на примере олимпийских пиктограмм, здесь же для сравнения возможно использование пиктограмм Олимпийских игр разных лет.

2.«Талисман Олимпийских игр», с последующим оформлением выставки «Талисманы Олимпийских игр».

3. «Олимпийские виды спорта».

Изучение истории Олимпийского движения на уроках английского языка


Савиных М.В.,

учитель английского языка

ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус»

В программы внесены изменения с целью ознакомления и расширения знаний по истории олимпийского движения.

Класс

Тема

Примечание

5 класс

История олимпийского движения

Распечатка текста про ОИ. Чтение и обсуждение текста. Нарисовать вид олимпийского спорта (2 четверть)

8 класс

Олимпийская история

Защита проектов по ОИ (2 четверть урок)

9 класс

История олимпийского движения

Аудирование текста по ОИ, беседа по прослушанному (2 четверть)

10 класс

Из истории Олимпийского движения

Защита рефератов «Из истории ОД» (3 четверть)

11 класс

Олимпиада 2014 года

Презентация «Олимпиада 2014. Итоги и интересные факты» (3 четверть)



Изучение истории Олимпийского движения на уроках немецкого языка

Емельянова Н.Н.,

учитель немецкого языка

ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус»



Класс

Тема

Примечание

5- 6 классы

«Олимпийские игры и как всё начиналось».

Цель: сформировать у учащихся представление о древних олимпийских играх.

7 - 8 классы

« Олимпийские игры в древности и современности».

Цель: пробудить в детях интерес и желание заниматься спортом.

9 -11 классы

« Есть ли связь между историей Сочи с Олимпией?».

Цель: углубить и обобщить знания учащихся об Олимпийских играх; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.





Примерное содержание олимпийского образования на уроках истории


Представлены темы с включением олимпийского модуля в каждом классе.

5 класс

«Олимпийские игры в Древней Греции». ( История олимпийского движения)

9 класс

Возрождение олимпийского движения в мире и России.

6,7,8,9,10 класс

«Олимпийские игры» (Сравнение Олимпийских игр и рыцарских турниров)

11 класс

Возрождение олимпийского движения в мире и России.


Интеграция материала по олимпийскому образованию не предполагает изменения структуры программы по истории, а конкретизируют включение олимпийских знаний в содержание предмета.

Теоретический и практический материал надо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация задач Олимпизма по введению в программу «История» осуществляется через различные виды познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащихся в ходе самостоятельной, групповой и исследовательской работы. Приведенный материал может быть использован полностью либо частично в зависимости от выбора педагога.


  • Акцентирование внимания учащихся на важности такого события как Олимпийские игры для древних греков и отсчет греческой истории от первой Олимпиады.

  • При изучении материала о Марафонской битве учитель проводит параллели с современными видами спорта.

  • Сравнение Олимпийских игр в древности и современных Олимпиад.

  • В задания групповой работы помимо другой тематики возможно включение вопросы по истории Олимпийских игр.

  • На уроках можно провести параллель между зрелищами в Древней Греции (Олимпийские игры) и зрелищами Древнего Рима (гладиаторские бои).



Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы

О.Б. Лебедева,

учитель русского языка и литературы

ОГБОУ КШИ «Костромской кадетский корпус»

Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности).

Представлены материалы уроков, в которых используются сведения, безусловно, интересные и нужные для пропаганды Олимпийского движения. При разработке данных рекомендаций составители учитывали, что подготовка нашей страны к Олимпиаде 2014 предполагает не просто ознакомление школьников с фактами из хроник проведения олимпиад и с особенностями популярных видов спорта, а прежде всего, имеет целью погружение в идеи олимпизма, понимание основных олимпийских ценностей. Задавшись целью включить в уроки литературы материалы именно такой направленности, на первый взгляд совершенно далёкие от теории и истории литературы, разработчики отталкивались от внутренней связи ценностей олимпизма с идеями общечеловеческого гуманизма, которым проникнута вся мировая литература. Составители ни в коем случае не настаивают, что параллели с идеями олимпизма на уроках литературы стоит проводить как можно чаще. Наша задача - показать, как это можно сделать, не впадая в крайности и не отходя от темы, изучаемой на занятии. Для более эффективного использования материалы разделены на два блока-модуля по следующему принципу:

- в первом блоке предлагаются контекстные вставки с использованием олимпийской тематики, которые можно включать в учебные занятия при изучении конкретных разделов и тем;

- во втором блоке содержатся темы уроков, при которых использовались материалы, идейно связанные с темами изучаемых произведений.

МОДУЛЬ I

Класс

Тема

Примечание

5 класс

Раздел «Из мифологии»


1. К уроку по теме «Мифы Древней Греции. Боги и герои»

В рассказе учителя о Прометее предлагаем использовать следующую информацию:


Прометей украл священный огонь из кузницы Гефеста, спрятал его в тростниковый посох и принес людям... С этой легендой связана история Олимпийского огня. В 1912 году историк, педагог и общественный деятель Кубертен придумал идею и создал загадочный ритуал зажигания Олимпийского огня, считающегося живым, так как он загорается от солнечного света. Специальным вогнутым зеркалом солнечные лучи собираются в один тонкий луч, от которого факел сперва начинает дымиться, а потом вспыхивает ярким пламенем. На родине Олимпийских игр в Олимпии, где древние развалины старинных зданий помнят победителей древних олимпиад, и зажигается этот факел Олимпийского огня, который потом отправляется в путешествие по всему земному шару. «Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры» (Пиндар). Эти хвалебные слова были произнесены более 2 тысяч лет назад, но в памяти людей они сохранились до сих пор.

Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня.

Огненный факел священного огня, что отдал Прометей людям, символизирует стремление к совершенству, а разве не это считается целью проведения олимпиады? Также есть исторические упоминания о том, что в некоторых областях Греции Прометея считали Богом людей, и в честь него устраивали Прометейи – соревнования бегунов с зажженными факелами, воссоздающими древнюю легенду.


Домашнее задание:

Представь, что ты Прометей. С какой речью ты хотел бы обратиться к участникам Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр «Сочи 2014»? Однако тебе нужно соблюсти условие: использовать в своей речи слова «дружба», «совершенство», «уважение» (олимпийские ценности) или слова «смелость», «равенство», «решительность», «вдохновение».


2. На одном из уроков учитель обязательно должен объяснить смысл фразеологизма «Олимпийское спокойствие»

Олимпийское спокойствие (величие)

Обителью древнегреческих богов считалась гора Олимп, высящаяся на 2917 метров над нынешним Салоникским заливом. Ее вершина почти всегда закрыта облаками; именно поэтому ее таинственные высоты и стали в воображении эллинов местом пребывания небожителей.

В связи с этим греческие боги получили прозвание «олимпийцев» - жителей Олимпа, а присущие им величие, спокойствие и другие качества стали именоваться «олимпийскими». Скоро слово это стало означать про­сто превосходную степень; в этом смысле употребляем его и мы. У нас «олимпийское спокойствие» или «величие» - невозмутимое, предельное, как у древнего бога.

Надо, однако, знать, что наши слова «олимпийские игры», «олимпиада» связаны со словом «Олимп» лишь косвенно: они произошли от названия небольшого городка Олимпия на реке Алфей, где греки устраивали священные состязания, называвшиеся «Олимпийскими играми».


Раздел «Устное народное творчество»


1. К уроку по теме «Малые формы фольклора: загадки».

Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимних олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.

Рассказывая о загадках, учитель предлагает учащимся отгадать несколько загадок о зимних видах спорта, после того как ученики угадают загадки, учитель дает комментарий, рассказывающий о данном виде спорта.


1)Выйду в поле – благодать.


Ни травинки не видать.


Только гладкое стекло


Из конца в конец легло (каток).


В 1838 году в России был открыт первый каток. В 1864 году был основан первый клуб конькобежцев. Он подготовил немало способных спортсменов. Этот клуб провел в 1889 году в Москве I чемпионат России по конькобежному спорту. Наш соотечественник Александр Паншин стал победителем матча скороходов, который состоялся в Амстердаме в 1889 году и стал фактически I чемпионатом мира по конькобежному спорту.


Ты попробуй бегать день,


А потом попасть в мишень,


Метясь лежа, из винтовки…


Тут нельзя без тренировки!


А мишень тебе не слон,


Спорт зовется … (биатлон)


Биатло́н (от лат. bis — дважды и греч. ’άθλον — состязание, борьба) — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России и Норвегии.

Прародителем биатлона считаются соревнования военных патрулей — вид спорта, правила проведения которого напоминают современную биатлонную командную гонку. На сегодняшний день существует много разновидностей биатлона, сочетающие: лыжную гонку и стрельбу из спортивного лука (арчери биатлон), гонку на снегоступах и стрельбу из винтовки (биатлон на снегоступах), гонку на охотничьих лыжах и стрельбу из охотничьей винтовки (охотничий биатлон).


3)Трудно что ни говори


Мчать со скоростью с горы!


И препятствия стоят,


Там флажков есть целый ряд.


Лыжнику пройти их надо!


За победу ждет награда,


Хлынут поздравленья валом…


Этот спорт зовется (слалом)

Сла́лом (англ. slalom) — ряд соревновательных дисциплин спортивного сноубординга. Два спортсмена спускаются по параллельным трассам с установленными на них флагами синего и красного цветов. Побеждает спортсмен прошедший дистанцию быстрее, при условии соблюдения правил прохождения трассы (траектория, штрафы и т. д.).


Домашнее задание (по рядам): придумать 6-8 аналогичных загадок о зимних видах спорта. Для этого ученикам необходимо записать 15 олимпийских видов спорта: лыжный спорт (горные лыжи, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, сноуборд, фристайл), конькобежный спорт (скоростной бег на коньках, фигурное катание на коньках, шорт – трек), хоккей на льду, биатлон, керлинг, санный спорт, бобслей (бобслей, скелетон) и 5 паралимпийских видов спорта ( биатлон, следж –хоккей на льду, лыжные гонки, керлинг на колясках, горные лыжи).


2. К уроку по теме «Русские народные сказки: Сказка «Царевна – лягушка»


Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата – царевича стреляют из лука. Учитель может дать учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси в средние века. Искусству стрельбы из лука учили детей с раннего возраста. Стрела летела на расстояние 300 шагов. Любопытно будет узнать, что сила лука взрослого мужчины была около 80 кг (для сравнения: сила современного спортивного лука - 20 кг). Стрельба из лука стала олимпийским видом спорта с 1900 года. С 1960-х годов этот вид спорта стал популярен в СССР. На Олимпийских играх в Москве (1980) Кетеван Лосаберидзе стала чемпионкой в личном первенстве.

В настоящее время планируют изменить соревнования по стрельбе из лука и приблизить их к биатлону. Ребята, интересно узнать, что именно стрельба из лука стала первым паралимпийским видом спорта. А было это так…

Английский нейрохирург Людвиг Гуттман во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Эйлсбери основал Центр лечения спинных травм и, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, решил ввести спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Так возникла идея провести первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. Это произошло 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение.

В фольклоре северных народов часто встречается образ героя-охотника, прекрасного лыжника и стрелка из лука. В современных олимпиадах есть отголоски фольклорных мотивов снежных краёв земли.

Арчери-биатлон.

Название происходит от англ. archery (стрельба из лука), иногда этот вид спорта обозначается как ски-арчери (англ. ski – лыжи).

Бег на лыжах с луком и стрелами известен в Скандинавии – как форма охоты – не одно столетие, что нашло отражение в местном фольклоре и работах художников разных эпох. (Эмблема зимних Олимпийских игр 1994 в норвежском Лиллехаммере представляла собой стилизованное изображение лучника на лыжах.)

Как вид спорта стал культивироваться во Франции, Италии, а позже и др. альпийских странах, в 1970–1980-е. За минувшие годы претерпел существенные изменения и расширил свою географию, получив распространение в ряде европейских стран, а также в Северной Америке и Японии. В 1982 прошли первые международные соревнования. В 1991 этот вид спорта получил официальное признание ФИТА (Международная федерация стрельбы из лука), которая в настоящее время – совместно с ИБУ – разыгрывает мировое первенство и Кубок мира.

Программа соревнований во многом напоминает «обычный» биатлон. Участники ведут стрельбу по мишеням (с расстояния 18 м) из положения стоя, а также с колена. Поначалу в арчери-биатлоне использовались такие же мишени, как в традиционной стрельбе из лука, из-за чего результаты стрельбы можно было оценить только по окончании гонки. Сейчас применяются мишени, аналогичные биатлонным, что позволяет сразу фиксировать попадание или промах спортсмена.


Раздел «Библия. Новый Завет»

Необходимо рассказать об одном маленьком кондитере из Италии, в жизни которого был «крестный путь». Речь пойдет о итальянском марафонце Дорандо Пиетри, ставшем одним из героев IV Олимпиады в Лондоне.

Старт марафону давался в Виндзоре. По просьбе членов королевской семьи место старта было отнесено к террасе Виндзорского дворца. Оказалось, что от дворца до стадиона "Уайт Сити" чуть больше 42 километров. Если быть уж совсем точным, то 42 километра 260 метров, на 65 метров больше классической марафонской дистанции.

Но это обстоятельство не могло служить помехой, и вот жарким июльским утром в дальний и нелегкий путь из Виндзора в Лондон двинулись 56 спортсменов из шестнадцати стран. Среди них малоизвестный кондитер из Италии Дорандо Пиетри. Незадолго до Олимпиады, буквально за несколько недель до приезда в Лондон, Пиетри блестяще выиграл в Париже забег на 30 километров. Но большой известности эта победа ему не принесла: в Париже не было ни одного из тех спортсменов, кто вышел на старт марафона в Лондоне.

Пресса и убежденные ею зрители считали основным фаворитом южноафриканца Чарльза Хефферсона. И он добросовестно пытался не обмануть их надежд, бессменно лидируя на протяжении 35 километров. Но за шесть километров до финиша Хефферсон не выдерживает огромного напряжения и падает прямо на дорогу. Подбежавший врач констатирует: упадок сил. Хефферсон все-таки встает и пытается продолжать бег.

В это время вторым уже бежал Пиетри. Он отставал от лидера на целый километр. Итальянец, предупрежденный о том, что Хефферсон выбился из сил и бежит уже еле-еле, резко спринтует. Довольно быстро он догоняет африканца и на сорок первом километре обходит его. Но последний рывок слишком дорого дался Пиетри, он тоже переоценил свои силы. С огромным трудом он приближается к воротам стадиона. Почти в бессознательном состоянии появляется на дорожке "Уайт Сити" и, вместо того чтобы бежать налево, поворачивает направо. Судьям стоит больших трудов направить его по правильному пути. Последняя прямая - это настоящий "крестный путь".

В семидесяти метрах от финиша Пиетри плашмя падает на гаревую дорожку. Два врача бросаются ему на помощь. Но он снова поднимается, как боксер после тяжелейшего нокдауна… Пиетри поднимается в полной прострации, бежит дальше. Через двадцать метров он падает вновь и - о чудо! - снова встает. Весь стадион, затаив дыхание, напряженно следит за тем, как маленький марафонец ведет нечеловеческую борьбу с самим собой и с последними метрами дистанции.

До финишной ленточки остается всего 15 метров! Именно в этот момент весь стадион поднялся, чтобы приветствовать второго атлета, появившегося на дорожке,- американца Джонни Хэйса.

Пиетри, подавленный этим шумом, не выдержал и рухнул на землю. К нему подбегают два человека - судья и журналист (хроникеры того времени говорят, что это был сэр Артур Конан Дойль - "отец" Шерлока Холмса). Они склоняются над итальянцем, хлопают его по щекам, стараясь привести в чувство, поднимают его, ставят на разъезжающиеся, как на льду, ноги и сопровождают, поддерживая под руки, до финишной ленточки. Дорандо Пиетри пересекает ее победителем и... побежденным.

После очень долгих дебатов судейская коллегия все же дисквалифицировала Пиетри за то, что он воспользовался посторонней помощью. Олимпийским чемпионом был объявлен Джонни Хэйс. После награждения королева Александра пригласила Дорандо Пиетри на трибуну и вручила ему золотой кубок, похожий на тот, который получил победитель. Своим удивительным мужеством, твердостью и упорством маленький итальянец заслужил победу. "Крестный путь" Дорандо Пиетри стал самым драматическим событием IV Олимпиады.


Раздел «Зарубежная литература»


К уроку по теме «Марк Твен. Юмористический рассказ «Укрощение велосипеда» (для самостоятельного чтения)

Велосипедный спорт – одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. На первых олимпийских играх в Афинах лидировали велосипедисты Франции и Великобритании. Русские велосипедисты на олимпийском треке впервые выступили в Стокгольме в 1912 году, но, надо сказать, неудачно, затем олимпийский дебют советских гонщиков состоялся только в 1952 году и тоже был неудачным. За горечью этих неудач пришла радость первых побед. Первым советским чемпионом по велоспорту стал Виктор Капитонов в 1960 году на Олимпиаде в Риме…

Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге «велосипедист», даже не скажут «спортсмен». Непременно произнесут слово «гонщик», ибо для них «гонщик» - синоним слова «боец». Этот титул – большая честь, его надо заслужить.

Можно ли назвать персонажа Марка Твена «бойцом»?


Домашнее задание: составьте шутливое интервью с персонажем рассказа Марка Твена «Укрощение велосипеда».

6 класс

Раздел «Из мифологии»


1. К уроку по теме «Мифы Древней Греции: Двенадцать подвигов Геракла»


Исторические факты

Прославленный эллинский атлет Милон из города Кротона жил в VI веке до н. э. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе на протяжении двадцати лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя на Олимпийских играх. Феноменальную силу, вошедшую в поговорки, он развивал почти по современным принципам тренировки: длительность, непрерывность, постепенное увеличение нагрузки. Впервые Милон поднял быка на плечи, когда тот был теленком, и впоследствии ежедневно обносил его вокруг арены стадиона. Рос бык, росла и сила Милона. Конец аттракциона - на потребу античной публики. Опустив быка на землю, атлет убивал его ударом кулака между глаз.

Милон становился на диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог столкнуть его с этого скользкого пьедестала. Камень весом 136 килограммов бросал на шесть метров. Сажал в колесницу шесть человек, поднимал ее на голову и носил по арене. Но самый удивительный из своих трюков оставлял напоследок. Милон сжимал спелый гранат в ладони и предлагал желающим вынуть его. Это никому не удавалось. Атлет разжимал кисть - гранат был совершенно цел и даже не помят: в такой степени он, напрягая мышцы пальцев, умел одновременно расслаблять мышцы ладони. В период войны родного Кротона с городом Сибарисом Милона избрали полководцем. Подобно Гераклу, знаменитый герой, одетый в львиную шкуру, сражался с огромной палицей в руках, заменяя целый отряд.

Смерть силача была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и руками попытался разорвать его надвое. Но освобожденные клинья упали на землю, и дерево зажало пальцы. Милон не учел, что с возрастом сила оставляет даже чемпионов. Рук освободить он не смог и оказался прикованным к стволу. Беспомощный, голодный и обессиленный, знаменитый атлет был растерзан дикими зверями. Так погиб Милон Кротонский, которому был поставлен мраморный памятник и имя которого шесть раз было занесено в списки победителей древней Олимпии.

Милон Кротонский написал научный трактат "Физика" и прославился еще как певец - всей своей жизнью подтверждал он идеал гармонии тела и души. А ведь этот идеал – гармоничное воспитание тела и ума является главной идеей олимпизма, сформулированной «отцом» современных олимпиад Пьером де Кубертеном.


Домашняя работа. Предлагаю вам написать эссе на тему: «Как достичь гармонии тела и ума»


2. К уроку по теме «Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид»

Атлант держит небесный свод, но, когда Геракл просит его принести яблоки Гесперид, перекладывает тяжелую ношу на плечи героя. Геракл испытывает страшные физические страдания.

Ребятам предлагается вспомнить кого – либо из современников, которые, подобно Гераклу, преодолевают себя, собирают всю волю в кулак и добиваются того, чего они хотят. (Спортсмены – олимпийцы, паралимпийцы).

Швейцарский марафонец Габриэле Андерсен-Шайс в полубессознательном состоянии, на полусогнутых доковылял до финиша на олимпиаде в Лос-Анджелесе; американская гимнастка Керри Страг на Играх 1996-го с тяжелой травмой лодыжки нашла в себе силы выступить на брусьях, потому что команде были отчаянно нужны ее баллы;

Американец Уолтер Дэвис в восемь лет заболел полиомиелитом и следующие пять провел в инвалидной коляске. За несколько лет до появления на Олимпийских играх он мог ходить только на костылях. Но к 1952 году вымахал до двух с лишним метров (возможно, это самый высокий победитель в индивидуальном виде спорта) и стал Олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту с результатом 2,04 м, то есть прыгнул на собственный рост. Такие люди действительно достойны восхищения! Такая сила духа не уступает силе мифического героя.


Раздел «Зарубежная литература»


К уроку по теме «Мери Мейп Додж «Серебряные коньки» (для самостоятельного чтения)


Соревнования по катанию на железных коньках проводились в Голландии с середины XIII века. Голландцы первыми стали строить искусственные конькобежные дорожки. Среди чемпионов по этому виду спорта много голландских спортсменов. Интересно будет отметить, что в настоящее время сборную России по конькобежному спорту возглавляет Костя Полтавец, голландский тренер. Основная цель, которую поставили перед собой спортсмены и новый тренер, – это, конечно же, победа на Олимпиаде в Сочи.

Герои этой книги тоже обожают коньки и принимают участие в соревнованиях по конькобежному спорту.

Можно дать послушать фрагмент из текста - описание соревнований на приз «Серебряные коньки».

Вдохновение болельщиков передается спортсменам, и они способны совершать чудеса. Пример мы можем найти в хрониках олимпиад современности. Бегун изнемогал к концу утомительного забега, забравшего все его силы, но болельщики поддержали его: они стали скандировать название его родного города. Услышав слово «Афины» спортсмен обрёл второе дыхание, превозмогая себя, он пришёл к финишу первым.


Домашнее задание:

Творческая работа

Опишите чувства спортсмена, стоящего на пьедестале почета

Состояние болельщика, наблюдающего за игрой любимой команды

Опишите выступление любого спортсмена – участника Олимпийских или Паралимпийских игр, занимающегося зимним видом спорта.

Условие: необходимо использовать художественно – изобразительные средства (метафоры, эпитеты, инверсию, сравнение, риторические восклицания и др.)

7 класс

Раздел «Литература XVII века»


К уроку по теме «Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол всероссийский государыни Елизаветы I».

Анализируя текст оды, учитель и ученики рассматривают особенности жанра оды – стихотворения в торжественном, приподнятом тоне в честь какого – либо значительного события или лица. В настоящее время жанр оды устарел? «Ода спорту», которая написана Пьером де Кубертеном, основателем современных Олимпийских игр

Интересна история создания этого произведения. В 1912 году проводился конкурс искусств, посвященный Олимпийским играм. Кубертен написал свою знаменитую «Оду спорту», передал ее в жюри. Но так как его авторитет среди людей, занимающихся олимпийским движением, был огромен, Кубертен подал свою работу под псевдонимом. И вот высшая награда, золотая медаль, была присуждена именно «Оде» Кубертена.

Двадцать девять лет Кубертен был бессменным президентом МОК. Он стал автором важнейшего документа – Олимпийской хартии. Он с детства имел мечту – возродить Олимпийские игры и осуществил ее. По завещанию Пьера де Кубертена сердце его покоится в Греции, на родине Игр, в бессмертной Олимпии. А мы с вами храним память об этом замечательном человеке.


Домашнее задание:

Сочинить оду в честь одного из известных спортсменов, занимающихся зимними видами спорта (Е. Плющенко, А. Воевода и др.)

8 класс

К уроку по теме «В. Каверин. Два капитана» (для самостоятельного чтения)


Рекомендация: после анализа романа прочитать в классе очерк о спортсменах – паралимпийцах Симановых и обсудить с ребятами

Информация о спортсменах

Симанов Михаил Александрович –род. 10 августа 1961 г. В г. Устюжне Вологодской обл.. Мастер спорта России. Шестикратный абсмолютный чемпион СССР и России по гимнастике. Многократный чемпион России по лыжным гонкам.

Симанова Майя Витальевна

Род 18 марта 1963г. в г. Улан – Удэ. Мастер спорта России. Многократный чемпион СССС и России по гимнастике. Десятикратный серебряный призер чемпионатов России по горным лыжам.


К уроку по теме «Костя+Ника. Повесть Тамары Крюковой» (для самостоятельного чтения)

Анализируя текст повести, учитель читает следующий фрагмент:

«Костя не обратил внимание на холодность ее тона. Он наконец решился перейти к главному:

Я у тебя спросить хотел, ты что, упала?

Куда? – не поняла Ника.

Нет, в смысле, почему у тебя это с ногами? Ну, в общем, болезнь, - он, запинаясь, выбирал слова, чтобы ее не обидеть.

У тебя это с рождения или позвоночник сломала?

Мимолетное ощущение счастья окончательно погасло. Ника замкнулась и отчужденно уставилась в пол. Как ни с кем другим, с Костей ей хотелось чувствовать себя нормальным человеком, даже если это был самообман. Зачем он постоянно напоминает о ее неполноценности?»

Беседа: когда вы встречаете инвалида, какие чувства вы испытываете? (жалость)

А ведь инвалидам, как и Нике, хочется чувствовать себя нормальными людьми. Они устали от жалостливых взглядов, жалость напоминает им постоянно о том, о чем они хотели бы забыть. И еще… Многие просто не умеют себя вести, когда видят человека в инвалидной коляске, особенно нетактичными могут быть дети. Один из наших спортсменов – паралимпийцев вспоминает о том, как видел за границей идущего на протезах человека в коротких шортах. Что поразило нашего паралимпийца, так это то, что на человека в шортах никто не обращал внимания. А ведь у нас в стране ему бы обязательно пришлось почувствовать, что он не такой, как все…Нам всем нужно изменить свое отношение к инвалидам, ведь они будут счастливы, когда окружающие начнут воспринимать их как равноправных членов общества. И Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры «Сочи – 2014»

9 класс

К уроку по теме «Пушкин. Маленькие трагедии («Скупой рыцарь»)

Какая страсть подчинила себе душу и разум барона? (страсть к деньгам, накопительству)Разве мог бы понять барон, родись такой человек в наше время, спортсмена, заложившего свой дом ради участия в Олимпийских играх? А ведь и такой человек известен - первый в истории олимпиец с острова Гуам, финишировавший в десятикилометровой биатлонной гонке на играх в Калгари. Нет, поступки этих людей пушкинский скупой рыцарь посчитал бы безумством. Можно ли понять этих людей и дать оценку их поступкам? Какие чувства вызвал в вас персонаж Пушкина?


МОДУЛЬ II

(контекстное включение материала «Олимпийского образования»)


Класс

Тема

Примечание

5 класс

Тема: «Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»: Нравственный подвиг человека».

Цель: Обращаясь к жизни персонажей повести, проследить, как раскрывается тема нравственного подвига в повести, помочь ученикам осознать смысл понятия «нравственный подвиг».

Задачи урока:

- проанализировать страницы повести, раскрывающие нравственный подвиг Мересьева, жителей деревни Плавни, Комиссара, профессора Василия Васильевича и других;

- познакомить учащихся с фактами биографии Паралимпийского чемпиона Ирека Зарипова, сумевшего преодолеть обстоятельства благодаря силе духа.

6 класс

Тема: «Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»: Чему может научить взрослых мир детства».

Цель: рассказать о непреходящих ценностях человеческих взаимоотношений на примерах отношений между литературными героями и на примерах истории олимпийского движения. (расовые предрассудки)

7 класс

Тема: «Н. С. Лесков «Левша»: Героев надо помнить».

Цель: рассказать о герое сказа Н. С. Лескова и его жизненной позиции через сопоставление с судьбами героев Олимпийских Игр разных лет.(спортивное соперничество между государствами)

8 класс

Тема: «Очерк В. Г. Короленко «Парадокс»: Ещё немного о счастье»

Цель: постижение гуманистической идеи очерка В. Г. Короленко через ценности паралимпийского движения.

9 класс

Тема: «Лирика А. А. Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире»

Цель: рассказать о лирической героине А. Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в XX веке. (участие женщин в олимпийском движении)



Полный текст материала Включение модуля олимпийской и паралимпийской тематики в содержание учебных предметов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зюзина Наталия Александровна  nzuzina
19.06.2013 0 2083 420

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК