Доклад "Личностное развитие школьника через развитие семьи и школы"



«Личностное развитие школьника

через развитие семьи и школы».

 

 

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Антон Семенович Макаренко

Когда ребенок приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его школьных первых успехов. Ребенок учится тому, что видит он в своем дому, родители пример тому.

Семья хоть и передает эстафету воспитания школе, но продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.

Связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести форму альянса, потому что обоюдным интересом такого союза выступает ребенок – уважаемый школой и любимый родителями. У них общий объект заботы и этот объект обладает тонкой и нежной душой, чуткой и впечатлительной, ранимой и слабой.

В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.

слайд

Образовательный стандарт в новом понимании – это «общественный договор», соглашение общества, семьи и государства. Общество желает получить социально приспособленного человека, государство – законопослушного гражданина, родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным в жизни. Нынешние стандарты личностно – ориентированны, направлены на взаимодействие семьи и  школы. Такое взаимодействие особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребёнка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители. Первейшее условие взаимодействия семьи и школы -это исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.





Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой  общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот  общества к проблемам и нуждам  семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост  числа разводов, отрицательно влияющих на психику  детей, по нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих  одного ребенка семей, которые уже являются «группой риска».


В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителя. В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, анкетирование, материалы детского творчества.

Слайд - проект «Осенние листья»



В дальнейшем классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог и зам. директора по ВР  готовят паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.

Посещения на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель  беспокоил их дома. Одного раза достаточно, чтобы иметь представление о семье, другие же посещения должны быть только по причине и если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.


Изучая теорию личностно-ориентированного обучения, внедряя в обучение и воспитание данные технологии мы приходим к проблеме: что процесс этот окажется «хромыми» на одну ногу, если родители не будут участвовать в нем. Нам необходимо сотворчество: учителя-обучающиеся-родители.


Подходы взаимодействия семьи и школы


Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда приносит позитивные результаты. ( собрания классные и общешкольные)

  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.

  • Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: Значительное место во взаимодействии семьи и школы отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.(индивидуальные беседы со специалистами)



К участию во внеурочной деятельности младших школьников можно привлечь родителей различными способами. Среди них выделим следующие:

1)  скрытое привлечение, когда учитель незаметно, исподволь включает родителей во внеурочную работу, опираясь на интересы и потребности родителей, их личностные качества, профессиональную компетентность в вопросах, изучаемых детьми на кружковых занятиях, в индивидуальной и массовой деятельности; (проект «Моя семья», проект «Домашние животные» и т.д.)

2)  открытое привлечение, когда педагог не только высказывает свое желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы (как совместной, так и отдельно родительской – ведение танцевального кружка , ремонт кабинета и т.д.)


3)  использование комбинированного способа (сочетающего два  вышеуказанных): в этом случае учитель может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в определенных видах внеурочной деятельности и изложить часть причин, побуждающих его к совместному труду; по мере развития сотрудничества педагог может находить и иные причины, побуждающие его подключать родителей к работе с учащимися ( поездка в дом-музей Ю.А. Гагарина и поделка «Солнечный конь»

Первоначально для привлечения родителей ко внеурочной работе следует использовать различные способы психического воздействия (убеждение, внушение) Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с учителями. Их может отпугнуть не только авторитарный способ привлечения к внеурочной работе с детьми, но и общий фон взаимодействия с учителем (неумение последнего общаться на равных, отсутствие способности четко излагать цели и содержание совместной деятельности и т.п.). Родители учащихся не приемлют авторитарности в общении: их необходимо заинтересовать предстоящей деятельностью или перспективой ее, выраженной через различные результаты (например, повышение уровня воспитанности своего ребенка, потребность в передаче своего ремесла детям, получение материальных средств детьми: призов, грамот)

Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Данный вид работы предполагает участие родителей как во внеурочной школьной, так и (даже в большей мере) во внеурочной внешкольной жизнедеятельности детей.
Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются домашние творческие задания. Такие задания готовятся учителями по различным учебным дисциплинам. Эти задания направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на формирование опыта партнерства детей с родителями. Не так часто родители бывают реально включены в педагогический процесс. Данная же форма предполагает активное участие взрослых в учебно-воспитательной работе.

Целевые исследовательские домашние задания для детей и родителей позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать интеллектуальные силы детей и взрослых, создать дома творческую атмосферу и, как следствие, исключить глобальные семейные конфликты. Наблюдения за ростом растений , поведением животных (проект «домашние животные», проведение систематизации и классификации природных явлений могут вызвать интерес и плодотворное сотрудничество детей и взрослых. Важное место в домашней исследовательской работе занимает не только сам процесс, но и оформление и анализ полученных результатов.


В общении с детьми и их родителями:

1.Не будь назойливым.

Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.

2.Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше.

3.Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.

4.Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!

5.Избегай обвинений.

6.Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.

7.Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!

 

Основная и главная задача педагога в проблеме развития школьника – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

 

     Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:

 Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

Слайд 1
Педагогический совет «Личностное развитие школьника через систему развития семьи и школы » Учитель начальных классов МБОУ «Ашковская основная школа» 26.03.2014 г.
Слайд 2
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С.Макаренко «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей» В. А. Сухомлинский. 2
Слайд 3
Образовательный стандарт как общественный договор: ориентиры воспитания Семья Государств о Школа 3
Слайд 4
По данным всероссийского опроса Ребенок глазами родителей • Хорошо образован. • Приобщен к здоровому образу жизни. • Честный и добрый. • Стойкий к невзгодам. • Дисциплинирован. • Трудолюбив. • Сформирована гражданская позиция. Ребенок глазами педагогов • • • Любит свой край и свою Родину. Уважает и принимает ценности семьи. Организованный, готовый самостоятельно отвечать за свои поступки. • Социально активный, уважающий закон и правопорядок. • Подготовленный к осознанному выбору профессии. • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни Портрет 3/23/18 выпускника согласно ФГОС 4
Слайд 5
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т.д
Слайд 6
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относится: познавательная сфера жизни поддержка физического здоровья  обучающихся развитие творческого потенциала поддержка одаренных детей социальная поддержка  и профилактика безнадзорности
Слайд 7
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ Социальна СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Патриоти зм я солидарно сть Традицион ные религии Семья Труд и творчест во Человечес тво Гражданст вен ность Природ а Наука Искусств ои литерату ра 7
Слайд 8
• Школой и классными руководителями должен быть отработан алгоритм взаимодействия с родителями Школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы семья оценивает влияние данной работы на детей, • школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы, семья определяет меру содействия решению их, • школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле, семья откликается на приглашение, участвует, • школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи, семья предлагает помощь, выдвигает 3/23/18 предложения, 8
Слайд 9
Проект решения педсовета 1. Возобновить работу педагогических лекториев для родителей, создав для этого рабочие группы (1-4 кл., 5-9 кл) 2. Проводить индивидуальные тематические консультации(социальный педагог, психолог, логопед, школьный инспектор по делам несовершеннолетних). 3. Классным руководителям использовать в работе положительный опыт воспитания в семье. 4. На родительских собраниях придерживаться профессионального правила: не оглашать отрицательные 9 стороны протекающего процесса
Слайд 10
Спасибо за внимание! 3/23/18 10

Полный текст материала Доклад "Личностное развитие школьника через развитие семьи и школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синёва Наталья Александровна  yfnflkl
05.10.2015 0 4169 500

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0