Проект "Как правильно выбрать синтетическое моющее средство?"


Слайд 1
Как появилось СМС? Работу выполнили: ученицы 10а класса Бикеева Лилия, Комур Василиса Руководитель: учитель химии Корикова Елена Александровна
Слайд 2
 Двадцать первый век – время, когда информация стала тем фундаментом, на котором держатся все сферы человеческой жизни. Поэтому каждый человек должен быть уверен в том, что информация, которой владеет он – достоверная и не принесет ему и окружающим духовного или физического ущерба. Потоки информации доносятся до нас отовсюду, но основной источник – это СМИ. И зачастую даже образованный и умудренный жизненным опытом человек не может определить, пытаются ли нас обмануть, использовав рекламные уловки или только немного преувеличивают достоинства товаров, предлагаемых услуг. Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса».
Слайд 3
 Изобретение стирального порошка Начнем с того, что стиральный порошок появился сравнительно недавно, в отличие от того же мыла. Многие считают, что для мытья и стирки мыло стали использовать в конце VI века до нашей эры. Но, как выяснили исследователи древнеегипетских текстов, в то время применяли сапонин, его можно было получить из некоторых видов растений, и он образовывал обильную пену. Но все эти средства были далеки от стирального порошка. В шестнадцатом веке европейцами были найдены первые моющие средства в Индии. Но их попытки повторить нечто подобное провалились. Италия, Франция, Испания все они делали мыло из сала разных животных. В результате чего от мыловарне исходил ужаснейший аромат. Но именно благодаря нему во Франции в конце  семнадцатого века король издал указ, разрешающий варить мыло только из оливкового масла и золы, и именно в летнее время. А вот в 1876 г. химик Хенкель Фриц  на основе силиката натрия получил первый стиральный порошок и уже через два года он его улучшил в результате добавления отбеливающей соды. Стиральный порошок приобрел мгновенную популярность за счет низкой стоимости, а главное эффективности.
Слайд 4
 Появление синтетического стирального порошка Во время Первой Мировой войны резко увеличилась потребность в моющих и чистящих средствах, в том числе и в стиральном порошке, но сырья не хватало. Тогда немецкие химики вновь совершили чудо, в 1916 г.  Понтер изобрел стиральный порошок на синтетической основе. Это моющее средство планировали использовать в производстве и даже не предполагали, что его станут использовать в домах. Но в 1933 году компания "Procter & Gamble" произвела фурор в Америке благодаря синтетическому стиральному порошку "Dreft".          В России первый синтетический стиральный порошок  появился на витринах магазинов в 1953 г и носил название «Новость». Его производство было налажено на Казанском химическом комбинате, а спрос на данный стиральный порошок побил все рекорды.  
Слайд 5
 Развитие производства стирального порошка Резкий скачок в производстве стирального порошка пришелся на 2010 год, наступило активное развитие этой отрасли. Только в России было произведено почти миллион тонн различных стиральных порошков, ¼  от всего объема была вывезена в Казахстан, Украину, Беларусь.  Так же в 2000х годах начали производить «жидкий стиральный порошок». По исследованиям Нильсена разница в спросе на стиральный порошок для автоматической стирки значительно превышает спрос на стиральный порошок для ручной стирки.   Проведя небольшое сравнение чистящих средств, мы увидим следующие цифры:  2007г предпочтение стиральных порошков «автоматов»  составляло почти 70%, а в конце 2010г - чуть больше 80% . В 2000 г. жидкий стиральный порошок предпочитал лишь 1% пользователей, а на 2010 г. статистика насчитывает уже более 5%.  
Слайд 1
Как правильно выбрать синтетическое моющее средство? Работу выполнили: ученицы 10а класса Комур Василиса,Бикеева Лилия Руководитель: Корикова Е.А. учитель химии
Слайд 2
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: исследовать состав моющих средств используемых в быту, их влияние на здоровье человека, расширить представление учащихся и их родителей о химическом составе СМС, о вредных её компонентах.
Слайд 3
Задачи проекта:    • Выяснить из различных источников информации состав СМС. Выявить их плюсы и минусы. • Исследовать российский рынок по продаже СМС. • Сравнить состав СМС с Гостом. • Опытным путём определить физико–химические характеристики СМС, Ph растворов • Результаты исследования оформить в виде таблицы и диаграммы, сделать выводы. • Провести классные часы в нашей школе, На уроках химии и биологии привлечь внимание учеников к проблеме моющих средств. • Использовать материал данной работы на неделе химии и биологии в нашей школе.
Слайд 4
Объект исследования: товары бытовой химии – синтетические моющие средства.  Предмет исследования: свойства синтетических моющих средств. 
Слайд 5
Проблемные вопросы: Как появились СМС? (презентация)  Что такое стиральный порошок? Что входит в состав СМС? (буклет)  Как правильно отстирать различные пятна? (бюллетень)  Из чего самим можно изготовить безопасные моющие средства? (Web – сайт) 
Слайд 6
Способы оформления проекты: Презентация  Буклет  Web- cайт  Бюллетень 
Слайд 7
Социологический опрос учащихся и родителей 1.Каким порошком вы пользуетесь?  2. Дайте оценку порошкам по 10 балльной шкале 
Слайд 8
Каким порошком вы пользуетесь?
Слайд 9
Оценка порошка по 10 балльной шкале  В ходе опроса пользователям было предложено оценить по 10-балльной шкале качество порошка. Большинство пользователей довольны порошком, которым пользуются, мало кого порошок огорчил настолько, что это не позволило поставить менее 7 баллов. Тем не менее и высшей оценки в 10 баллов ведущие порошки не заслужили. Более подробно со статистикой ответов можно ознакомиться в таблице.
Слайд 10
Порошок Оценка Тайд 8,4 Ариэль 8,7 Миф 7,8 Зифа 7,1 Сарма 7,4 Ласка 7,5
Слайд 11
Российский рынок продаж СМС  ТОП-5 стиральных порошков, а именно Ariel, AOS, Tide, Deni, Tix представлены в основном зарубежными производителями Procter & Gamble и Henkel. Аутсайдерами по популярности среди пользователей в российском сегменте интернета, а именно по показателям поисковой системы Яндекс являются ледующие стиральные порошки: - Ворсинка - 81 запрос - Макс - 65 - Кашемир - 50 - Ять - 43 - Lumix - 0
Слайд 12
 Кто же входит в первый эшелон игроков российского рынка стиральных порошков? Американская компания Procter & Gamble (бренды – Tide, Ariel, "Миф", Dreft, Tix) занимает лидирующие позиции на нашем рынке. Ее доля составляет около 44 процентов. Немецкий концерн Henkel (бренды – Persil, "Ласка", Losk, Deni, "Пемос") удерживает долю российского рынка стиральных порошков в 26 процентов.
Слайд 13
 Так, по данным социологов и медицинских работников, уровень потребления моющих средств в различной товарной форме должен составлять не менее 7кг. в год. В России потребление на душу населения составляет около 4 кг. в то время как среднее потребление стирального порошка в Германии составляет 10–12 кг в год, в Великобритании – 14,2 кг, во Франции – 15,6 кг, в странах Северной Америки – 28 кг. Россияне потребляют 4 кг стирального порошка в год. Выпуском синтетических моющих средств в нашей стране занимаются около 70 предприятий.
Слайд 14
ОАО "Нэфис Косметикс" (бренды – BiMAX, AOS, "Биолан", Sorti) – крупнейший отечественный производитель. Компания занимает почти 10 процентов рынка стиральных порошков. Мультинациональная корпорация Reckitt Benckiser (бренды – Dosia, Lanza) с долей на рынке России в 5 процентов. Компания имеет у нас собственное производство в Клину, а популярность ее стирального порошка Dosia связана с ее слоганом, получившим у нас широкую известность – "Если не видно разницы, зачем платить больше?".
Слайд 15
ОАО "Сода" (серия стиральных порошков "Зифа") имеет около 5 процентов рыночной доли. В этом году предприятие приступило к выпуску порошков под новой маркой "Эколь". Это средство, как видно уже из названия, заявлено как экологическое, созданное на основе соды. ЗАО "Аист" (марки – "Кашемир", "Аист", "Ять", "Капель", Lumix) имеет около 4 процентов рыночной доли. Специализируется на продукции средней и низкой ценовой категории. ОАО "Невская Косметика" (марка – "Ушастый нянь", "Макс", "Индекс", "Сарма", "Ворсинка", "Лотос", "Обычный" и др.) занимает около 4 процентов российского рынка.
Слайд 16
СМС по ГОСТ Синтетические моющие средства, предназначенные для стирки изделий, подразделяются по следующим признакам: по агрегатному состоянию: твердые (в виде кусков — мыло хозяйственное), порошкообразные, разновидность — гранулированные; жидкие; пастообразные; по назначению: для разных видов волокон — универсальные; для хлопчатобумажных, льняных тканей и изделий из них; для изделий из шелка, шерсти, искусственных и синтетических тканей; для замачивания белья и хозяйственно-бытовых нужд; специального назначения. Синтетические моющие средства подлежат обязательной сертификации; синтетические моющие средства комплексного действия (с подсиниванием, подкрахмаливанием, антистатической обработкой и т. п.); по способу применения: с высоким (ненормируемым) пенообразованием для ручной стирки и в стиральных машинах активаторного типа; с пониженным пенообразованием — для стирки в автоматических и полуавтоматических стиральных машинах.
Слайд 17
Комплекс средств по уходу за бельем и одеждой включает, кроме синтетических моющих средств для стирки изделий — мыло хозяйственное, средства для отбеливания, подсинивания, подкрахмаливания, антистатической обработки изделий и др.  ГОСТы 25644-88, 22567.1-10-77, 22567.14-93 предусматривают требования к составу, внешнему виду, показателям качества. Средства должны иметь установленный цвет и запах, однородную консистенцию, хорошо растворяться в воде и иметь рН раствора 7,5-11,5. Порошкообразные средства должны быть однородными, рассыпающимися, сухими на ощупь, т. е. не должны содержать избыток влаги, чтобы не слеживаться, не комковаться. Пастообразные и жидкие средства не должны содержать посторонние примеси и иметь неприятный запах.  Фасуют СМС порошкообразные в картонные пачки массой от 450, 600, 900 г и выше или в полиэтиленовые пакеты; жидкие — в полимерные банки. Хранение СМС в сухих проветриваемых помещениях при влажности не выше 70%. Срок хранения от 6 до 12 мес.
Слайд 18
Опыт №1. Определение физико-химических характеристик стиральных порошков. Приготовление растворов порошков: На весах взвесили по 1г. порошка каждого вида, растворили их в 100 мл водопроводной воды, размешали до полного растворения порошка. 1.Оценили запах отдушек (проверили стойкость и специфичность запахов растворов порошков). 2. Измерили рН 3. Измерили высоту пены.
Слайд 19
рН растворов стиральных порошков Название порошка Значение рН Высота пены Тайд 12 4,6 Ариэль 12 4,7 Миф 10 4,7 Зифа 10 4,5 Сарма 11 4,4 Ласка 9 4,6
Слайд 20
 Измерениям подвергались две характеристики порошка. Первый показатель – уровень и устойчивость пены. Для машин автоматов чем меньше пены, тем лучше. В соответствии с ГОСТ 22567.177 (Средства моющие синтетические) показатели "уровень пены" и "устойчивость пены" регулируются в совокупности: если пена высокая, то у нее должна быть низкая устойчивость (то есть чтобы она сразу спадала), если пена низкая, устойчивость может быть высокая. Второй показатель – уровень кислотности или уровень pH. В соответствии с ГОСТ 22567.5-93 (Средства моющие синтетические и вещества поверхностно-активные. Методы определения концентрации водородных ионов) этот показатель находится в диапазоне 7,5 11,5. Чем ниже уровень pH, тем хуже стирает порошок. Чем выше его уровень, тем порошок более "агрессивен" по отношению к рукам и тканям (белье будет быстрее изнашиваться). Поэтому и в этом вопросе производителям приходится находить компромисс.
Слайд 21
Определение качества отдушек Название порошка Специфичность запаха Специфичность запаха через 5 минут Тайд Слабая, приятная Нет изменений Ариэль Сильная, неприятная Сильная, неприятная Миф Умеренная, приятная Отсутствует Зифа умеренная средне приятная Слабая, средне приятная Сарма Средняя, средне приятная Слабая, неприятная Ласка Слабая, приятная Нет изменений
Слайд 22
 Наличие сильного запаха свидетельствует о большом количестве отдушек. Если запах поменял свою специфичность, то это свидетельствует о плохом качестве отдушек. Победителем в этой номинации оказался порошок «Тайд», «Ласка», самые плохие результаты у «Сарма».  Определение рН растворов СМС показало, что среда их растворов щелочная: у «Ласки» – щелочная (рН=9), а у «Tide», «Ariel», – сильнощелочная (рН=12), а это отрицательно влияет на кожу рук
Слайд 23
Влияние СМС на здоровье человека Врачи предупреждают: Практически вся используемая нами бытовая химия негативно влияет на здоровье. Особенно опасна продукция, в состав которой входят хлор, фосфаты и ПАВ. «Поверхностно-активные вещества — наиболее агрессивны, вызывают нарушения иммунитета, поражения мозга, печени, легких, почек. Фосфаты могут привести к развитию раковых клеток. Хлор вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, атеросклероз, гипертонию и различные аллергические реакции. Вредные ингредиенты бытовой химии могут проникать в организм человека через кожные покровы, органы дыхания, желудочно-кишечный такт. Например, значительное воздействие на кожу человека бытовой химии, кремов и других синтетических средств часто проявляется развитием контактных дерматитов, количество которых увеличивается с каждым годом.
Слайд 24
Вдыхание химических средств, стиральных порошков способствует развитию бронхиальной астмы и бронхитов». На рынках Германии, Японии (1986), Бельгии (1991), Австрии (1995), Италии, Ирландии (2002), Нидерландов (1990), в 28 штатах США продаются только бесфосфатные моющие средства. Во Франции, Швейцарии, Великобритании, Испании, Греции содержание фосфатов в СМС строго регламентировано (не более 12%). Допускается содержание а-ПАВ не более 27%. В России с 2007 г. действует норма
Слайд 25
Фосфатные добавки не только усиливают проникновение аПАВ через кожу. Они настолько прочно «сцепляют» а-ПАВ с тканью, что даже 10-кратное полоскание одежды в горячей воде не удаляет из нее эти вещества. Сильнее всего держат ПАВ шерсть и хлопок. Потенциально небезопасные концентрации ПАВ сохраняются на тканях до 4 суток. Учитывая, что стираем одежду мы обычно чаще, стиральные порошки всегда «на нас». И мы сами создаем источник постоянной интоксикации организма. Прочно закрепившись на одежде, молекулы а-ПАВ при соприкосновении с кожей довольно легко переносятся на ее поверхность и всасываются внутрь, начиная свой разрушительный маршрут по организму. Аллергологи советуют максимально сократить время замачивания и стирки белья, максимально разводить порошки водой и исключить контакт незащищенных рук с раствором порошка. Тщательно (более 8 раз) выполаскивать выстиранные вещи в горячей воде…
Слайд 26
Рекомендации:    Более ответственно относитесь к выбору моющих средств и не позволяйте рекламам обманывать себя. Не забывайте о том, что на этой планете будут жить наши дети и внуки, и мы должны заботиться об их будущем и здоровье. С увеличением численности населения нашей планеты неизбежно возрастает количество и разнообразие моющих средств, которые пагубно влияют не только на человека, но и на окружающую среду. Мы надеемся, что в ходе прогресса будут изобретены белее безопасные моющие средства, которые будут иметь возможность полностью растворяться в воде, не образуя вредных химических соединений. Своей работой мы лишь хотим попытаться привлечь внимание людей к этой проблеме, показать, что довольно просто защитить свое здоровье и здоровье своих детей – руководствоваться простыми правилами техники безопасности при работе с моющими средствами и внимательнее относиться к выбору продукта. Проблема использования средств бытовой химии очень актуальна и может быть изучена в последующих исследовательских работах.
Слайд 27
 Результаты исследовательской работы: Кроме ПАВ в составе моющих средств имеются красители, стабилизаторы, консерванты, парфюмерная композиция, отбеливатели, энзимы и многое другое, однако на коробках полный состав не отображается. • На этикетках отсутствует надпись: «Беречь от детей. Остерегаться попадания в глаза». • Большое внимание уделяется на этикетке СМС рекламным данным. • При измерении рН растворов СМС было обнаружено, что среда их растворов щелочная: у «Ласка», – щелочная (рН=9,6), а у «Tide», «Ariel», – сильнощелочная (рН=12,23-12,28), а это отрицательно влияет на кожу рук. • Из результатов исследования видно, что все растворы СМС являются агрессивными.
Слайд 28
Выводы:  • Все проанкетированные нами люди сталкиваются в повседневной жизни с бытовой химией. • Популярность СМС, пользующихся наибольшим спросом, обусловлена только работой рекламных компаний, так как моющие средства схожи по своему составу. • Мы проанализировали информацию из различных источников и выявили, что не все моющие средства так безопасны, как о них говорится в рекламах и на упаковках. • Утилизованные сточные воды, содержащие остатки СМС, оказывают подавляющее влияние на рост и развитие биологических объектов, поэтому требуют предварительного сбора и хранения в отстойниках для дальнейшей дезактивации. Разработка и внедрение высокоэффективного оборудования, а также технологических приемов, позволяющих очищать сточные воды до требуемых параметров, является актуальной задачей в технологии водоочистки. • Попадание ПАВ в водоемы неблагоприятно влияет на органолептические (цвет, запах, вкус) и бактериологические показатели воды. Таким образом, недопустимо сбрасывать в водоемы сточные воды прачечных без предварительной очистки.
Слайд 29
Используемые ресурсы:  http://static.livescience.ru/moyushie/moyu shie.pdf Неволин Ф.В. Химия и технология синтетических моющих средств. М., 1971 Бухштаб З.И. Технология синтетических моющих средств. М., 1988

Полный текст материала Проект "Как правильно выбрать синтетическое моющее средство?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: ученики  Maiskii-guk
14.05.2013 2 5429 716

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК