Статья "Развитие социально успешной личности при обучении физике".
Стенькина Ираида Владимировна
МОУ «СОШ № 151» г. Омска
учитель физики
Развитие социально успешной личности при обучении физике.
В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в первую очередь говорится об обновлении образовательных стандартов: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований. В число таких требований помимо базовых знаний должны войти компетентности опережающего развития, все то, что понадобится и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни». Д. А. Медведев поставил задачу «построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию». [1] Чтобы выпускники школы могли сознательно и активно участвовать в реализации программы экономического развития страны, в экономии всех ресурсов, у них необходимо сформировать элементарные экономические представления и развивать экономическую культуру. Данное направление является одним из важнейших аспектов работы школы по формированию социально успешной личности. Немалый вклад в это может внести обучение физике. Перед учителем встает задача рассматривать физические явления, законы и теории с позиций экономики. Реализация этого «на практике воплотится в понимание школьниками механизма функционирования экономической системы, позволит им предлагать альтернативные решения и организовывать их выполнение в условиях конкуренции». [3:4]
Целью развития экономической культуры является формирование социально успешного человека, который «способен понять сущность происходящих политических и экономических процессов в обществе. А это, в свою очередь, позволит ему избежать многих проблем и занять должное социальное положение». [4]
В соответствии с этим перед учителем физики встает ряд задач:
изучая физические принципы действия того или иного технического объекта, рассматривать его устройство, технологию изготовления и применение с позиций экономики;
подчеркивать необходимость сбережения материальных и трудовых ресурсов;
раскрывать перед учащимися основные технико-экономические проблемы, которые решаются на основе достижений физической науки.
Учебно-воспитательному процессу по физике можно придать экономическую направленность, используя следующие основные способы:
- иллюстрацию теоретического материала примерами из области экономики производства и труда, фактами экономической деятельности;
- установление связи изучаемого материала с трудовой практикой и опытом экономической деятельности;
- реализацию интеграционных связей при усвоении экономических понятий (производительность труда, эффективность производства, трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость и др.);
- организацию самостоятельной работы учащихся (подготовка сообщений, рефератов, докладов, участие в конференциях).
Поставленные задачи легко реализуются при решении физических задач. Среди физических задач с экономической направленностью выделяются:
Задачи, связанные с анализом физических основ повышения КПД, мощности и других характеристик, являющихся технико-экономическими показателями применения машин и механизмов.
Например: Для повышения КПД трансформатора его сердечник делают из отдельных пластин. Почему КПД при этом повышается?
Задачи на определение величин, характеризующих физические принципы и условия действия технического объекта, сравнение которых имеет экономический смысл.
Например: В двухлитровом электрическом чайнике мощностью 1000 Вт вода закипает через 20 мин, а в чайнике мощностью 3 кВт – через 5 мин. Каким из них пользоваться выгоднее?
Задачи на расчет физических величин (массы, времени, энергии, мощности и др.), предполагающие выполнение элементарного экономического анализа.
Например: Какое количество каменного угля можно сэкономить за год, если уменьшить суточное потребление электроэнергии всего на 1 кВт·ч?
Задачи на моделирование и конструирование.
Например: В результате магнитной обработки воды значительно уменьшается количество накипи в котлах. Найдите способ магнитной обработки воды, текущей по неметаллическим трубам (почему трубы должны быть в этом случае неметаллическими?).
Излагая школьный курс физики, можно дать детям ряд экономических сведений. Так, в 7 классе на уроке, посвященном строению вещества можно обратить внимание на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве, в том числе и вода. После обсуждения предложений по экономии воды сообщить, что если из неисправного водопроводного крана вода лишь только капает, то за сутки ее утечет 60л. [2:18]
При изучении темы «Тепловые явления» рассказать, что из резервуара темного цвета в 5–10 м3 за год может испариться более 200кг горючего. Для уменьшения потерь резервуары должны быть окрашены в светлые тона. Бензин нельзя заливать в автоцистерну открытой струей. С 1м3 воздуха, вытесняемого из цистерны в атмосферу, улетучивается 2–3кг бензина. При изучении двигателей внутреннего сгорания ребята узнают, что накипь на радиаторе толщиной более 1,1мм приводит к потерям 7-8 % горючего. Трактор работает вхолостую - теряется 2кг горючего за 1-2 ч. [2:37]
Дети с интересом узнают, что если зря будет гореть в течение 10 ч лампочка мощностью 100 Вт, то будет впустую истрачено 1 кВт·ч энергии (тема «Электрический ток»). Можно дать задание: Высчитать стоимость «потерянной» энергии в школе, если предположить, что в каждом кабинете без пользы горит 1 час лампочка в 100 Вт.
При изучении реактивного движения можно выяснить, почему экономически выгоднее запускать с Земли космические спутники в направлении на восток. Изучая трение, давление, инерцию и другие вопросы, полезно рассмотреть такие понятия: «вредное» и «полезное» трение, использование энергии рек и ветра, повышение мощности и КПД оборудования и влияние этих факторов на эффективность производства.
Уместны вопросы экономического содержания к лабораторным и практическим работам. Например: Что вам известно об экономичности электрического двигателя? («Определение КПД установки с электрическим двигателем»). Из каких экономических соображений для изготовления соединительных проводов обычно используется алюминий и медь? («Определение удельного сопротивления проводника»).
Полезны будут подготовка и обсуждение рефератов на экономическую тематику. Например: «Эксплуатация сверхмощных машин», « Перспективы развития электроэнергетики нашей страны». Вопросы экономического характера можно обсуждать при различных формах организации учебной деятельности, в том числе и на конференциях по темам физико-технического характера: «Освоение космического пространства», «Механика и механизация производства», «Тепловые двигатели» и т. д.
Развитие экономической культуры школьников способствует формированию у детей чувства ответственности, делает их бережливыми, аккуратными и дисциплинированными. У детей вырабатывается рациональное отношение к используемым ресурсам, повышается их организованность при выполнении порученного дела.
Становление таких качеств личности в будущем повысит конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, позволит «каждому найти свое место в мире, реализовать свои возможности». [4] Таким образом, развивая экономическую культуру ребенка в процессе обучения, мы формируем социально успешную личность.
Список использованных источников:
Медведев Д.А. Россия, вперед! // Интернет-издание Газета.ру. – 10.09.2009
Грачева Е. Энергосбережение для всех и каждого. Челябинск: ОГУП «Энергосбережение», 2002. 112с.
Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./ Автор-составитель Б.И. Мишин; Министерство образования Российской Федерации. - М.: Вита-Пресс, 2000. 240с.
Ступина Е.Е., Ступин А.А. К вопросу об экономическом просвещении младших школьников // Электронная газета Интерактивное образование. – 2009. -№ 21
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стенькина Ираида Владимировна
→ ИСтен 03.12.2011 1 2842 521 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.