Доклад на тему "Самостоятельная работа на уроках биологии


Выступление на городской конференции учителей Санкт – Петербурга 22.03.2011

«Самостоятельная работа на уроках биологии»

Смирнова Евгения Павловна

Учитель биологии

Высшая квалификационная категория

Гимназия № 446

Санкт – Петербург, Колпино, Заводской пр., д.18 корп.2



Введение



Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности. Как же эффективнее учить школьников? Задача учителя – не дать знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций, 450 г. до н.э.). Именно учитель создает условия для самостоятельной работы, обучает учащихся методам и приемам творческой работы. В результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.



Функции самостоятельной работы

  1. Самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение.

  2. Отработка практических умений и навыков, доведение их до уровня автоматизма, придание им творческого характера.

  3. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и продолжению образования.

  4. Воспитание у учащихся самостоятельности, познавательной активности, ответственности, активной жизненной позиции.

  5. Развитие мыслительных умений и навыков.



Изучение биологии возможно при использовании активных форм и методов обучения, где различные виды самостоятельных работ занимают важное место. Прочно и надолго усваивается то, что добыто собственным трудом. Данный вид работы сначала вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, думать, искать, выдвигать гипотезы, то есть в конечном итоге добывать знания. Учебный материал должен быть доступным для самостоятельного изучения его учащимися. Самостоятельная работа – это любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний (Кропотова, 2001).



Виды самостоятельной работы

  • работа с книгой: анализ рисунка, графика, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана ответа;

  • тренировочные упражнения;

  • решение задач;

* лабораторные и практические работы;

  • проверочные работы;

  • доклады, рефераты;

  • индивидуальные и групповые задания при проведении экскурсий;

  • домашние лабораторные работы;

  • наблюдения;

  • создание презентаций;

  • выполнение летних заданий;

  • групповое «написание» книги и др.;



Из опыта использования некоторых видов самостоятельных работ на уроках биологии

  1. «Написание книги»

Этот вид групповой самостоятельной работы мне показался интересным. Учащиеся заранее получают примерное название будущей книги и её глав, ищут дополнительный материал, оформляют на листах формата А-4 в одинаковом стиле, делают рисунки или подбирают иллюстрации, а потом защищают публично свои страницы, все материалы объединяются в одну книгу. Например, книга на тему «Человек»:

- глава 1 «Кто ты, человек?» (стихи, размышления);

- глава 2 Гипотезы о происхождении человека;

- глава 3 Ископаемые предки человека;

- глава 4 Социальные и биологические факторы антропогенеза;

- глава 5 Раса, нация и народность;

- глава 6 Расизм, социальный дарвинизм. Национальная политика на современном этапе;

- глава 7 Будущее человека (эволюционирует ли современный человек, каким он будет в будущем?).





  1. Выполнение летних заданий, оформление отчета по ним



В конце учебного года ученики получают как традиционные летние задания, предложенные авторами учебников, так и выходящие за рамки этого списка. В сентябре на первых уроках они проводят презентации своих работ. Интересными оказались работы, связанные с озеленением города, например, «Виды растений, используемых в ландшафтном дизайне города», подкрепленных красивыми фотографиями видов. Ученики узнают и запоминают названия растений, выращиваемых в парках, скверах, клумбах.



3. Организация и проведение лабораторных работ



Данный вид самостоятельной работы предусматривает широкое использование натуральных объектов – живых растений, гербарного или фиксированного материала, микропрепаратов и лабораторного оборудования. В рамках национального проекта «Образование» в наш кабинет поступило все необходимое оборудование для лабораторных работ и комплекты микропрепаратов. Поэтому проведение этого вида работ стало намного легче. Инструкции для проведения работ есть в каждом учебнике. Кроме выполнения традиционных лабораторных работ сейчас мы можем работать по – новому, т.к. кабинет располагает цифровой лабораторией «Архимед» и микроскопом Digital Blue QX5, применение последнего позволяет просматривать изображения объектов исследования с увеличением 10/60/200 и выводить с экрана монитора через мультимедийный проектор на большой экран для всего класса. Использование лаборатории «Архимед» расширило рамки лабораторных работ, это новое поколение оборудования. Работа с цифровой лабораторией вызывает интерес у учащихся, формирует навыки исследовательской работы. Также широкое использование она имеет во внеклассной работе. Используя руководство пользователя, были разработаны инструктивные карты, с использованием которых проводятся различные лабораторные работы и демонстрационные эксперименты:

- выделительная и терморегуляторная функции кожи;

- измерение объема легких;

- нарушение кровообращения при перетяжке;

- измерение кислотности (водородного показателя рН) различных напитков;

- испарение воды растениями разных экологических групп и др.







Использование лаборатории «Архимед» для измерения влажности







Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ

  1. Тесты

  2. Разные виды карточек (карточки – задания, карточки – помощники, разноуровневые карточки)

  3. Тексты биологических диктантов с пропущенными словами, терминами

  4. Листы индивидуальной работы

  5. «Немые» рисунки

  6. Незаконченные схемы.



Этапы урока на которых используется метод самостоятельной работы

  1. Проверка домашнего задания

  2. Подготовка к усвоению новых знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление

Использование разных видов самостоятельной деятельности учащихся повышает качество их знаний, умений и навыков, а также эффективность учебно – воспитательного процесса.













Список использованной литературы

1. Методические материалы к цифровой лаборатории по биологии и химии

2. Калинова Т.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. – М., 1989

3. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001

4. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск, 2005

5. Падалко Н.В. Методика обучения ботанике. – М., 1982

6.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М., 1998






































Полный текст материала Доклад на тему "Самостоятельная работа на уроках биологии смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Евгения Павловна  Эмма
25.03.2011 1 4988 625

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК