Оксана Филиппова, 15.10.2017 0

Математические диктанты: что они из себя представляют и как их проводить на уроке


Математический диктант — одна из испытанных временем форм активной самостоятельной работы школьников. Именно он позволяет включить в работу всех детей одновременно, выработать определенный темп. Такой вид деятельности формирует скорость, гибкость, глубину и точность мысли. Ученики овладевают терминологией, развивают воображение, внимательность и память. Как же правильно подготовить и провести математический диктант?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Диктант на уроке математики: что он собой представляет?

Математический диктант — короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность — 10-15 минут.

Как правило, школьникам проще разобраться с задачей, условие которой они могут прочитать. Но если диктанты проводятся часто, дети постепенно овладевают необходимым навыком.

Диктант — известная форма контроля знаний. Перед началом изучения новой темы стоит убедиться, что дети усвоили предыдущую порцию знаний. Целесообразно вместо опроса как традиционной формы проверки знаний провести математический диктант. Это будет более эффективно, поскольку большинству учеников устный ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить пройденный материал. Получается, что работают только несколько человек, а остальные дети пассивны.

Применяя математические диктанты, педагог:      

  • организовывает и управляет учебно-познавательной деятельностью школьников, включая в работу всех без исключения;
  • формирует и проверяет знания, умения и навыки;
  • реализовывает индивидуальный подход в обучении;
  • получает надежную информацию об уровне усвоения программного материала и возможность оперативно заполнить пробелы в знаниях;
  • повышает математическую культуру учеников;
  • способствует развитию математической речи школьников.

Особенности заданий математических диктантов

Каждое задание диктанта — независимая часть. Ребенок, который не справился с одним вопросом, должен иметь возможность найти ответ на другой.

Классификация заданий

Репродуктивные

Способствуют вырабатыванию основных математических умений и навыков. Выполняются на основе основных формул, теорем, определений, свойств математических объектов.

Они не столько развивают мышление детей, сколько формируют «плацдарм» для дальнейшего изучения предмета. Задания такого типа помогают решить более сложные упражнения.

Реконструктивные

Это распространенный вид заданий, который встречается на всех этапах учебной деятельности. В условии указывается общий принцип решения (решите графически систему линейных уравнений) или сопоставление с изученным материалом (решите задачу, составив систему уравнений).

Школьник справится с заданиями, если сможет реконструировать их, соотнести с несколькими более простыми, репродуктивными упражнениями. Их характерная особенность заключается в том, что ученику придется проанализировать общие пути решения, выделить отличительные признаки объекта. Это упражнения на построение графиков, составление уравнений, задания, которые требуют от ребенка умения правильно применить несколько алгоритмов, формул, теорем.

Вариативные

Чтобы справится с заданием, школьнику придется из всего арсенала математических знаний выделить те, которые необходимы для его решения. Ученику надо воспользоваться интуицией, суметь найти выход из необычной ситуации. Это упражнения на сообразительность, «с изюминкой».

Использование разных видов заданий способствует развитию детского мышления.

Типы математических диктантов

В основе классификации — дидактическая цель и форма заданий. Виды диктантов:

  • На проверку усвоения основных понятий или определений. Применяется во время проверки домашнего задания, первичного закрепления, формирования умений и навыков. Состоит из заданий, в которых нужно на место пропусков вставить нужные слова, знаки или символы.
  • На проверку сформированности умения выполнять графические изображения. Это набор заданий, в результате правильного решения которых получится диаграмма, рисунок или график.
  • На проверку усвоения некоторых этапов алгоритма решения задачи. Может состоять из заданий, в которых варьируется один шаг алгоритма. Второй вариант — первое задание проверяет умение применить первый шаг алгоритма, следующее — второй и так далее.
  • На проверку умения найти решение ключевой задачи. Состоит из заданий, предполагающих многократное повторение главных вопросов изучаемой темы.

Как провести и проверить математический диктант?

Технология проведения диктанта:

  • Педагог полностью читает текст. Ученики воспринимают задания, не делая никаких записей.
  • Учитель начинает с оптимальной скоростью диктовать задания. Каждое зачитывается несколько раз. Если технологическое оснащение кабинета позволяет, задания удобно спроецировать на доску.
  • После выполнения всех заданий, педагог снова их зачитывает с небольшими паузами. У детей появляется возможность дополнить или исправить какие-то ответы.

Целесообразно сразу же проверить диктант, заранее записав правильные ответы с обратной стороны доски. Если не сделать этого сразу, многие дети даже не заметят допущенных ошибок. В таком случае рациональные формы проверки — взаимопроверка и самопроверка.

Учитель контролирует процесс проверки: предлагает сверить ответ к первому заданию и поднять руку всем, кто с ним не справился. Если неправильных ответов много, а задание важное, он или кто-то из учеников делают необходимые пояснения. Таким образом сверяются ответы ко всем заданиям.

В силу специфики математических диктантов (восприятие вопросов на слух, лаконичность ответов) их педагогические возможности несколько ограничены. Эта форма работы позволит проверить, как ученики усвоили обязательный минимум знаний. Для глубокой проверки она не подходит. Было бы ошибкой полностью заменить диктантом другие формы контроля.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?