Семь типов необычных заданий для урока математики в средней и начальной школе


Скучная и «сухая» наука… К сожалению, именно так большинство школьников относится к математике. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных заданий. Ситуацию можно исправить: практика показывает, что применение на уроках математики необычных заданий не только снижает утомляемость, развивает творческие способности детей, но и мотивирует их на обучение. Это не значит, что изучение математики должно стать бесконечной чередой игр и забав. Но каждый учитель может, используя фактор занимательности, приобщить детей к творческому поиску, вовлечь их в активное сотрудничество, пробудить любознательность.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Примеры необычных заданий для уроков математики

Математический кроссворд

Применение кроссвордов — один из методов, помогающих запоминанию математических терминов. Человек лучше усвоит материал, который вызвал его интерес. Детям нравится разгадывать кроссворды, поэтому сложные понятия запоминаются как бы сами по себе, произвольно, в результате волевой и умственной деятельности во время поиска правильных ответов.

Кроссворды на уроках математики используются при повторении и закреплении материала, для индивидуальной и фронтальной работы с учениками на разных этапах урока.

Рекомендации по применению кроссвордов:

  • Кроссворды бывают цифровые и текстовые. В первом случае необходимо, решив примеры или задачи, записать результат вычислений в подходящие клетки. Второй вариант состоит из вопросов по математической теории. В обоих вариантах предполагается, что значения в пересекающихся клеточках будут совпадать.
  • Не делайте слишком сложные задания. Все вопросы должны быть предельно понятны, но не элементарны.
  • К одному и тому же кроссворду задания можно написать несколько разных вариантов заданий.

А также:

  • При разгадывании кроссвордов нужно учитывать индивидуальные особенности учеников (возраст, уровень подготовки). С карточками, которые состоят из одних вопросов, справятся сильные ученики. Более слабым школьникам предлагаются те же вопросы, поданные в зрительной форме с опорой на наглядность.
  • Работа с кроссвордом может быть фронтальной. В таком случае сетка чертится на доске или выводится на экране. Дети по очереди выходят и вписывают нужные термины в клеточки.

Интересные задачи

Занимательной считается задача, содержащая необычные элементы или в форме подачи задания, или в сюжете, или в методе решения, или в наглядном материале к задаче. Иногда необычность заданий для уроков математики заключается в неожиданном ответе или создании игровой ситуации во время ее решения.

Простые, необъемные задачи используются в начале урока или в конце занятия. Их цель — сконцентрировать внимание, создать положительный настрой в детском коллективе.

Типы  необычных задач на уроках математики

  • Задание со сказочным героем. В урок вводится какой-либо персонаж, который ищет решение задачи, показывает фокус и так далее.

Задания со сказочным героем

Помоги Незнайке решить задачу.
Источник презентации, автор Коровина Ирина Николаевна

  • Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты.
    • За 1 минуту через человеческий мозг протекает приблизительно 750 мл крови. Сколько крови протечет через мозг за сутки?
    • Глоток воды — это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщина?
  • Нестандартная запись, чертеж, схема.
    • «Магические» квадраты. Это квадратная таблица, построенная из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой диагонали равны одному и тому же числу (выражению). Читайте также: Как решать магические квадраты.

Магический квадрат 

Один из вариантов магического квадрата

Магические квадраты можно разнообразить: использовать не просто числа, а костяшки домино; изобразить квадрат на фоне какого-то животного или предмета: например, на панцире черепахи или парусе судна, а также изобразить рядом с квадратом какого-то мага или волшебника.

  • Задачки на сообразительность.
    • Как с помощью 5 единиц и одного математического знака записать число 100? (Ответ: 111 – 11 = 100)
  • Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи.

Презентация математического понятия

Учитель предлагает детям интересно и связно рассказать об изученном математическом термине. Такое задание целесообразно давать только во время повторения изученного материала. Задание можно использовать на уроке любого типа.

Пример «Презентация симметрии»

Я — в цветке, я — в мотыльке, я — в кристалле. Я — в музыке, архитектуре, живописи, скульптуре. С моей помощью сделано много открытий: частицы — античастицы, электрон — позитрон. А Герман Вейль сказал обо мне, что я элемент красоты, с помощью которого на протяжении столетий люди пытались объяснить и создать порядок и совершенство.

Дидактические игры

На уроке игра выполняет те же функции, что и необычная задача. Они обучают, воспитывают и развивают.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока неодинакова. Если дети усваивают новый для них материал, то возможности игровых занятий значительно уступают более традиционным формам обучения. Разумно организовать игру при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Математическое лото

В специальном конверте детям предлагается набор карточек (одна большая и остальные маленькие). Как правило, маленьких карточек с упражнениями больше, чем изображено ответов на большой карточке.

Школьник достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз.

 Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя между рядами, легко оценит результат работы ребенка.

Викторина

Викторина — это игра, во время которой дети отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

Игра проводится в начале урока — при отработке навыков устных вычислений, в середине урока — при проверке усвоения нового материала, в конце урока — при проверке знаний и умений учеников. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности ребят.

Если кабинет математики оснащен проектором, то задания удобно показать на экране. Более трудоемкий процесс — подготовить карточки с таблицами или чертежами.

Ответ на вопрос дается сразу. При оценивании учитывается не только правильность, но и скорость решения.

Детям, ответившим на вопрос, учитель может выдавать жетоны или медали, также медали можно выдать и в конце урока. Дети, набравшие большее число жетонов за время игры, получают положительные оценки.

Интерактивные презентации

Презентации с элементами игры хорошо использовать на уроках закрепления и обобщения знаний, а также в качестве разминки в начале урока открытия новых знаний.

Интерактивные презентации-тренажеры можно использовать на уроках отработки знаний и навыков: в игровой форме детям гораздо проще и интереснее выполнять однотипные задания.

Где взять интересные задачи по математике?

Математика — это тот предмет, по которому занимательные задачи можно найти и в книжных магазинах, и в периодической печати, и на интернет-сайтах.

Вот только некоторые книги по теме:

А какие интересные задачи на своих уроках используете вы? Поделитесь вашим опытом работы с коллегами в комментариях.

Необычные задания для уроков математики не позволяют школьникам овладеть предметом «легко и просто». Такие упражнения — это возможность сделать учебный процесс интересным для детей. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Amazon • 20:26, 25.04.2016
Все новое - было известно и обкатано сто раз сорок лет назад...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 20:32, 25.04.2016
Статья и не претендует на новизну. Просто обобщение. А вот если Вы знаете что-то действительно интересное или новое, то, пожалуйста, поделитесь в комментариях или опубликуйте статью. Будем очень рады!