Виды интересных творческих работ и заданий на уроках и в качестве домашних заданий
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.
Виды творческих заданий
Рисование
Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.
Можно сделать эту работу групповой.
Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее
Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.
Создание книги
Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.
Содержание любое: памятка «Реакции бензола», книжка по биологии «Кенгуру: что это за зверь?», сборник «Фразеологизмы со словом «Рука», иллюстрированный словарь по английскому языку на тему «Хобби», задачник по математике и т.д..
Научные проекты по предметам или интегрированные
Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.
Примеры исследовательских проектов:
- «Самая грязная поверхность в кабинете биологии».
- «Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью».
- «Самые популярные имена в нашей школе».
- «Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5-6 классов».
- «Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».
Примеры практико-ориентированных проектов:
- «Памятка Успевайки: правила тайм-менеджмента для ребят».
- «Словарь молодежного сленга нашего села».
- «Проект автомата для посыпания льда реагентом».
- «Разработка интерактивного теста для компьютерной диагностики знаний по теме «Водород».
- «Разработка смеси для кормления птиц зимой с учетом видов, встречающихся в районе нашей школы».
Сочинение-характеристика
Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:
- Что это (или кто)?
- Каковы его отличительные признаки («Квадратом называется только такой прямоугольник…»).
- Что о нем можно сообщить: свойства, отношения, теоремы, реакции, формулы, выигранные битвы, открытые законы, дружба или вражда с другими героями…
Сочинение-сравнение
И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.
Сочинение проблемного характера
Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:
- Устарело ли понятие чести?
- Можно ли было избежать революции в 1917 году?
- Атомная энергетика: за и против.
- Возможно ли изменение экономической ситуации в Сибири?
- Что случилось бы, если бы внезапно исчезли все цветковые растения на Земле?
Эссе в формате ЕГЭ
Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.
Буриме и другие стихотворные произведения
Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.
Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм
«Перевертыши»
Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.
Составление задачника или сборника упражнений
По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.
«Угадай, кто это»
Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.
Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:
- ученик пишет все, что может, про своего «героя», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными;
- одноклассники задают вопросы про загаданного человека или предмет, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет»;
- соревнуются две команды, а слово для загадывания определяется по жребию (путем вытягивания одной из заготовленных учителем карточек);
- иногда ученикам предлагается постоянно вести тетрадь-угадайку и писать в нее по одной загадке про любого персонажа или понятие из каждого параграфа.
«Шесть шляп»
Учащихся можно разделить на группы и предложить «приобрести» одну из шляп. Дальнейшее зависит от цвета шляпы.
- Белая шляпа требует конкретных безэмоциональных суждений.
- Желтая шляпа — приятные, положительные суждения.
- Черная — напротив, негативные: проблемы и трудности.
- Красная — эмоциональные суждения без обоснования.
- Зеленая — цитаты, эффектные, даже парадоксальные высказывания.
- Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд.
Пример:
- БЕЛАЯ В начале XIX века в русской литературе появилось новое направление — романтизм
- ЖЕЛТАЯ Он привлек внимание читателей к «жизни души» человека.
- ЧЁРНАЯ В том числе выпустил на волю подсознание с его тёмной составляющей.
- КРАСНАЯ «Романтизм — это душа» (В.А. Жуковский).
- ЗЕЛЕНАЯ Как развивалась бы русская литература, если бы на смену романтизму не пришел так быстро реализм?
- СИНЯЯ Иногда опасно заглядывать слишком глубоко даже в собственную душу и будить спящих там чудовищ, но полезно знать, что в твоей душе что-то есть.
Подробнее о приеме шесть шляп мышления.
РАФТ
Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:
- R — role (роль).
- A — audience (аудитория).
- F — format (форма).
- T — topic (тема).
Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.
Пример
- Роль: Репортер.
- Аудитория: Читатели журнала «Женская доля».
- Формат: Проблемная статья.
- Тема: Самоубийство Катерины Кабановой.
Подробнее об использовании РАФТ-технологии на уроках.
Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.
Читайте также:
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж ~ 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.