Елена Скобелева, 05.04.2017 1

Технология «Взаимообмен заданиями» как пример метода интерактивного обучения


Согласно требованиям  ФГОС в основе обучения лежит системно-деятельностный  подход, когда учащийся сам определяет пути достижения цели, планирует свои действия, осуществляет исследование и делает выводы. Технология «Взаимообмен заданиями»  предполагает учебную деятельность с целью обмена информацией, обеспечивает высокую интенсивность обучения, формирует потребность взаимодействия с окружающей образовательной средой.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Формы работы: индивидуальная и групповая (в парах и в малых группах).

Обзор методики: особенности, использование, проблемы

Методика, нашедшая широкое применение для первичного изучения элементарных задач, позволяет в полной мере применить интерактивные методы обучения, когда создаются ситуации взаимодействия учеников не только друг с другом, но и учителем. Выражена коммуникативная составляющая.

Использование

В педагогике зачастую термины «методика» и «технология» употребляются как синонимы. Однако следует отличать эти понятия.

Технология всегда представлена этапами. Первый этап любой технологии — диагностический, он предполагает четкое представление начальной стадии процесса: что дано, на каком уровне находимся. В зависимости от этого идет дальнейшее планирование.

Методика же рассчитана на усредненного ученика. Поэтому в случае конкретной разработки заданий, учитывая уровень подготовки класса,  можно говорить о технологии. Понимая более широко этот метод обучения, не конкретизируя этапы, мы ведем речь в целом о методике. Так вот методика взаимообмена предназначена для обучения решению стандартных, типовых задач. Используется на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов.

Алгоритм работы

  1. Выбирается тема или подтема.
  2. Материал дробится на куски. Каждая порция информации оформляется отдельно.
  3. Количество блоков может быть от 4 до 8. Структура различна. Но принцип один: образец + задания (три или два). Может быть алгоритм написания сложного плана или составления кластера и т.п.

Материал блока используется как элемент для вхождения в тему. Задание А — по образцу, Б — выполнить самостоятельно. Возможно задание В.

В некоторых вариантах оформляется пакет на тему, в котором иногда материал можно понять только, используя все карточки одна за другой. Тогда устанавливается последовательность изучения.

  1. Класс разбивается на подгруппы. Все они выполняют задания разных блоков. Учащиеся на полях пишут название и номер блока. Номер выполненной карточки зачеркивают. Такой учет помогает быстро ориентироваться при выборе упражнений для себя и для партнера, а преподавателю — при проверке тетрадей.
  2. Работа над первой частью А (по образцу, с консультацией, с помощью учителя).
  3. Упражнения под буквой Б и В выполняются самостоятельно.
    После проверки учителем группа готова обучить других, к чему и приступает.
  4. Учащиеся могут пересаживаться к другим участникам, искать пару, с которой будут работать дальше. Можно заменить членов группы  наполовину. Тогда вновь прибывшие, знающие свой материал, передают карточку первой группе, а сами начинают работу над карточкой «хозяев». Те объясняют материал под буквой А, контролируют выполнение материала под буквой Б, и дают возможность решить подобную задачу под буквой В. Потом роли меняются. И т. д. до полного усвоения всех карточек.
  5. В конце урока подводятся итоги.

Как работать в этой технологии? Примеры

Фрагменты учебной программы, планируемой для изучения с помощью методики взаимообмена заданиями, необходимо структурировать так, чтобы по каждому разделу можно было:

  • составить блок из задач разного типа;
  • выполнить любое упражнение независимо от других.

Например, при составлении заданий по теме «Внутренняя политика Николая I» создается блок из 5 подразделов:

  • Укрепление роли государственного аппарата.
  • Роль дворянства в жизни страны.
  • Попытки решения крестьянского вопроса.
  • Православная церковь и государство.
  • Усиление борьбы с революционными настроениями.

Предположим, первая и пятая группы готовят ответ в форме кластера, вторая и четвертая — в виде сложного плана, третья будет отрабатывать умение составлять таблицу.

Логическая связь между подразделами проявится при изучении отдельных вопросов и обобщении, когда нужно будет делать выводы об общей оценке внутренней политики. Проговариваются основные узловые моменты, их взаимосвязь и значение, при этом последовательность работы над подразделами значения не имеет. Учитель подчеркивает связь между укреплением госаппарата и улучшением материального положения дворянства, обращает внимание на церковь как опору государства.

Учащиеся получают карточки, где указан номер параграфа, подраздел, вопросы, относящиеся к полученному тексту. Таким образом, в одних группах будет отрабатываться прием «Составление сложного плана», в других — «Составление кластера». Алгоритм составления кластера, сложного плана и т. п. должен быть в карточке. Конечно, учащиеся уже знают об этих приемах, но повторение не помешает.

После изучения своих подразделов получится, что ученик 1 знает, почему Николай I поддерживал дворянство и составил сложный план по этому вопросу, а ученик 2 из другой подгруппы составил таблицу, в которой перечислил все попытки решения крестьянского вопроса. При этом, удостоверившись, что дан верный ответ, преподаватель, выслушав «посланца» разрешает группе научить других составлению плана по данному вопросу.

Далее участники, практикующие разработку сложного плана, меняются местами с теми, кто составлял кластер. Они напоминают  друг другу алгоритмы составления. Кроме этого, обучающие уже прошли экспертизу своей работы (таблицы, кластера, плана) у учителя. Поэтому легко заметят ошибки и подскажут дальнейший путь. После этого подгруппа, выполняющая до этого прием «кластер» делает работу над сложным планом.

Другой пример

На уроках математики следует отнести алгебраические задания в один раздел, а тригонометрические — в другой. Установить связь между темами. Упражнения оформляются на карточках как однотипные вопросы. Получается, что к группе подсаживается «специалист» по заданию А. Он объясняет, как его решить, и группа (или другой ученик, если работа в парах) под его руководством приступает к решению раздела под буквой Б. Можно предоставить еще одну часть под буквой В. Решение осуществляется самостоятельно, только проверка совершается «специалистом». Потом роли меняются. И уже группа или напарник учат того, кто учил их.

Трудности применения технологии взаимообмена заданиями

  • Требуются сдвоенные уроки для изучения материала из 4-5 блоков. Одного урока недостаточно.
  • Учащиеся, любящие трудиться над текстами в тишине, не воспринимают оживленные разговоры, и усвоение идет с трудом.
  • Группы заканчивают разбор материала в разное время, и учителю придется продумать приемы работы в такой ситуации (несложный кроссворд по теме и т.д.)
  • Выделяется гораздо больше часов на изучение темы, нежели лекция учителя. Однако выигрыш в случае лекционного изложения будет лишь во времени. Как показала практика, даже слабые ученики, чувствуя свою ответственность (ведь им придется уйти в другую группу и чему-то научить других), начинают включаться в процесс и стараются понять все вопросы.
  • Изготовление раздаточного материала учителем — достаточно трудоемкое занятие, т. к. требует предварительной диагностики уровня подготовки класса.

Технология весьма эффективна как метод диалогового взаимодействия. Такая форма урока нравится большинству учащихся, т.к. позволяет попробовать свои силы в качестве не только обучаемого, но и обучающего.

Об авторе: Скобелева Елена Леонидовна, учитель, стаж работы 25 лет. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 svetbalt64 • 14:35, 07.04.2017
Спасибо большое, Елена Леонидовна. Благодаря статье наконец-то поняла алгоритм действий.