Марина Федотова, 30.05.2017 0

Фаза проектирования проекта: содержание, этапы, реализация. Пример проектирования учебного проекта на примере проблемы нежелания читать книги


По мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова — авторов книги «Методология» — любой проект (образовательный, исследовательский, художественный) включает в себя три основные фазы. В этой статье мы поговорим об одной из них — фазе проектирования проекта.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Основные фазы проекта

  • фаза проектирования проекта (концептуальная фаза, фаза формирования целей);
  • технологическая фаза (проведение исследования, выполнение целей);
  • рефлексивная фаза (контроль, оценка и рефлексия результатов).

Что входит в фазу проектирования проекта?

Фаза проектирования проекта содержит четыре стадии:

  1. Концептуальная. На этой стадии выявляются противоречия, формулируются проблемные ситуации и проблемы, определяются проблематика, цели, критерии оценки.
  2. Стадия моделирования. Исследователь строит разные модели, проводит сравнительную оценку альтернатив, выбирает оптимальный вариант.
  3. Конструирование модели (декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы).
  4. Технологическая подготовка реализации проекта.

Концептуальная фаза является первой и самой важной фазой проектирования. От постановки проблемы и правильного выбора цели зависит качество проекта.

Реализация концептуальной фазы

Разработка педагогического проекта начинается в тот момент, когда учитель начинает понимать, что его ученики могли бы лучше понять, усвоить и применять материал. В этот момент осознаются противоречия, преобразующиеся в проблему, решив которую, педагог может рассчитывать на повышение эффективности обучения учащихся.

При подготовке ученического проекта используются те же самые фазы проектирования. Эффективность повышается, если учитель является равноправным участником концептуальной фазы проекта, а ученики-участники занимают активную позицию. При этом учителю отводятся следующие функции:

  • грамотное формулирование цели и задач;
  • помощь в практической реализации проекта;
  • контроль реализации проекта.

Функции распорядителя заданий между участниками проекта отводятся лидеру группы. Для выявления проблематики вопроса (темы будущего проекта) применяется метод мозгового штурма. С его помощью участники высказывают различные варианты решения проблемы, определяют цели, задачи и способы их достижения.

Пример фазы проектирования проекта в школе

Часто учителя начальных классов озабочены тем, что дети не хотят читать книги, предназначенные для внеклассного чтения.

Концептуальная стадия

Концептуальная стадия начинается с выявления противоречий: недостаток свободного времени, неусидчивость, скучный процесс, замена «общения» с книгой компьютерными играми, активностью в социальных сетях.

Проблемная ситуация как ключевое противоречие может быть определена так: непонимание учащихся, для чего нужно читать книгу.

Проблемная ситуация перерастает в проблему, которая может быть сформулирована следующим образом: отсутствие интереса к литературному чтению у учащихся.

Для определения проблематики нужно охватить всех участников проблемы: учащиеся, родители, учителя. Каждый из них может положительно или отрицательно повлиять на решение проблемы. Важно мотивировать всех участников проблемы на вовлечение детей в чтение (особая роль здесь отводится родителям).

Следующий этап концептуальной стадии проектирования — определение цели проектирования на основе сформулированной проблемы и установленной проблематики. Это ответственный этап фазы, поскольку часто цель подменяется самоцелью, формулируется ошибочная цель или происходит смешивание нескольких целей. Обычно, цель является антиподом проблемы. В данном примере цель — научить ребенка проявлять интерес к чтению литературы.

Заключительным этапом концептуальной фазы, но не менее сложным, является формулировка критериев, т.е. оценок достижения цели: увеличение к концу учебного года количества прочитанных произведений каждым учащимся, повышение среднего балла детей по литературному чтению.

Стадия моделирования

На стадии моделирования учитель строит разные варианты (модели) достижения цели и выбирает наиболее подходящий (оптимальный) данному контингенту учащихся по возрасту, уровню интеллекта, образовательной программе.

Например:

  • увеличить количество обязательной к прочтению литературы (этот вариант может вызвать негативную реакцию школьников);
  • ставить оценки за каждую дополнительно прочитанную книгу (мотивирована будет небольшая группа учеников);
  • предложить выполнить литературный творческий проект по прочитанным книгам (возникнет интерес, который в процессе выполнения проекта перерастет в навык анализа прочитанного).

Оптимальной моделью является выполнение литературного творческого проекта.

Стадия конструирования

На этапе декомпозиции необходимо расчленить модель на составляющие элементы (создать пошаговое руководство для учеников):

  • прочитать книги,
  • написать отзыв,
  • ответить на вопросы,
  • оформить проект.

На этапе агрегирования учащиеся должны получить творческий продукт, который невозможен без прочтения, анализа прочитанного, наблюдения, размышления и авторского оформления работы.

На этапе исследования условий определяется, каким образом будет происходить создание проекта: где ученики возьмут книги, когда будут читать (после уроков, дома, летом), будут ли обсуждаться конкретные этапы работы с учителем и другими учениками, какая роль отводится родителям. Далее строится программа, включающаяся детальный план действий по достижению поставленной цели.

Технологическая подготовка реализации проекта

На этой стадии готовятся материалы (книги), методические разработки, программное обеспечение (можно показать тематический фильм, презентацию).

Например, требуется разработать проект по сравнению описания быта людей (характера людей) в разные (знаковые) исторические эпохи (царское время, советский период, современное время). Подходящие книги подбираются учителем. Задания, необходимые к выполнению:

  • Написать отзыв — впечатление от каждой прочитанной книги.
  • Ответить на вопросы: влияние технического прогресса на быт людей; влияние быта на характер людей, быт людей и ценности.
  • Проанализировать, какие особенности быта сохранились на протяжении столетий в жизни людей. Записать свои наблюдения.
  • Оформить все пункты в тетрадь. Приветствуется творческое оформление проекта с использованием рисунков, карикатур, фотографий.
  • Защита проекта.

Подготовка и реализация подобного педагогического проекта научит школьников критически относится к прочитанному, ставить вопросы и отвечать на них, рефлексировать. В итоге учащиеся начнут проявлять осмысленный интерес к чтению литературных произведений.

Об авторе: Федотова Марина Анатольевна, учитель математики и информатики.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: