Екатерина Пашкова, 15.02.2018 9

«Родительский терроризм»: родители кричат, угрожают, выражаются нецензурно. Кто защитит педагогов?


Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».


Обсудить статью (уже 8 коммент.) Опубликовать свой материал

«Родительский терроризм» схож с понятием «потребительский терроризм» — явлением, когда клиенты, вооружившись законами, злоупотребляют своими правами: пишут жалобы, обращаются в суд. Отличие от добросовестного клиента в том, что жалобы и претензии добросовестного клиента имеют реальную основу, а не надуманы. Есть еще понятие «добросовестно заблуждающегося», который считает нарушенными свои мнимые права. Настоящий же «потребительский террорист» действует осознанно, пытаясь получить компенсацию, бонусы, выплаты. Мы добавим, что родитель-«террорист» некорректно себя ведет: повышает голос, оскорбляет, угрожает.

В мае 2017 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.

Обращение родителей сопровождались угрозами:

  • жалоб в вышестоящие инстанции — 88 случаев из 114;
  • применить физическую расправу — 5 случаев.

Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:

  • криками и истерикой родителей — 62 случая;
  • нецензурной лексикой — 27 случаев;
  • хлопанием дверями — 48 случаев.

В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.

Камеры видеонаблюдения, на которые возлагались большие надежды, помогают не всегда: «Родители в  школе стали жаловаться очень часто. Иногда настолько надуманные претензии, что просто диву даешься. Ребенок сочинил историю о том, как в столовой подрались мальчики, кровь лилась рекой, вызывали скорую, милицию, чуть ли не МЧС. Родители в ужасе прибежали в школу. Учительница удивилась такому происшествию, о котором никому неизвестно, показала им видеозапись, где четко видно, что ребенок сидит и ест за столом, учительница стоит рядом, все — как обычно. Папа стал настаивать на том, чтобы ему показали записи за предыдущие дни. Показали. Ушли неудовлетворенные со словами: "Наш ребенок нам не врет. Вы бы лучше признались...". Учительница развела руками — не смогла убедить. А потом от обиды плакала весь вечер».

По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.

Большая часть жалоб связана с:

  • неудовлетворенностью выставленной оценкой («почему снизили оценку»);
  • требованиями выполнения домашних заданий, чтения («слишком много/мало задают»);
  • частотой и качеством опроса («моего ребенка не спрашивают»);
  • пересадкой на другую парту («посадите моего ребенка за первую парту»);
  • отсутствием индивидуального подхода к ребенку («вы не любите моего ребенка»);
  • задержкой ребенка после уроков для занятий с ним;
  • замечаниями учителя к ребенку (об отсутствии, опоздании и проч.);
  • высоким темпом урока («мой ребенок не успевает, вы должны дополнительно заниматься с ним после уроков»).

Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:

  • людей, кто стал свидетелем или пострадал от действия или бездействия школы, педагогов, сотрудников. К сожалению, случаи такие нередки: избиения детей, антисанитария, оставление без присмотра, нарушение правил перевозки и т.д, и т.п. Такие случаи, как правило, рассматриваются полицией или прокуратурой, часто есть показания свидетелей, заключение медиков и т.п.
  • «добросовестно заблуждающиеся» — как правило, родители, которые «лучше всех» знают, как обучать и воспитать детей. Примеры их жалоб: снизили оценку за исправления, много (или мало) домашнего задания, «придирки» и «замечания» ребенку за опоздания и пропуски уроков, не так смотрят, не то говорят, учатся не по тому учебнику, не те методики и т.д.

С такими родителями можно говорить, и часто из «врагов» учителей и школы они могут стать «друзьями» и первыми помощниками.

«Всегда призываю родителей к сотрудничеству. Практика показывает, что сначала родители встают в позу, обижаются, потом приходят с просьбой о помощи и сами начинают помогать», — пишет учитель за 50, который очень часто сталкивается с жалобами родителей.

Зачастую жалобы и проблемы «добросовестно заблуждающихся» и не проблемы вовсе, а просто неинформированность и неумение нормально построить свои отношения со школой, маневрируя между молотом (своими вопросами и претензиями) и наковальней (боязнь репрессий по отношению к ребенку). Такие жалобы и претензии можно и нужно уметь если не предотвращать, то минимизировать: опытные педагоги и директора знают, какие вопросы волнуют родителей из года в год и могут заранее разъяснять их. Большую роль играет анкетирование, целенаправленное построение отношений с родителями.

Директор школы, пользовательница Pedsovet.su, советует: «Надо заниматься воспитанием родителей, чтобы на шею не садились, с первого класса. Заниматься просвещением: открытые педсоветы устраивать, круглые столы, семинары и выставки "Семья и школа — партнеры". Сейчас для этого много возможностей через попечительские и управляющие советы. А директору вполне можно давать интервью и писать заметки в местную районную прессу, где бы объяснялись цели и задачи школы, место родителей и школы в системе учебно-воспитательного процесса. Мы все: учителя, ученики и родители — участники образовательного процесса, задача учительского корпуса инициировать создание диалога. В рамках диалога родители себя должны чувствовать равными партнерами. Эти задачи большинство школ не решает, а все обсуждение скатывается к мелкоделию без какой-либо системной работы в этом русле».

Однако часть родителей забывает о собственных обязанностях, пытаясь полностью переложить всю ответственность за воспитание детей на школу/сад, предъявляя массу вопросов и требований. В большинстве случаев все эти проблемы ложатся на плечи конкретных учителей: ни школа не защищает учителя, ни управление образованием — школу. «Такая школа — социальный инвалид. Ничему она не научит, ничего не даст. Дело не в защите учителя, а в том, что на всех участников образовательного процесса распространяется вся мощь законодательства в сфере образования, семьи и молодежи, охраны детства», — продолжает директор.  

  • настоящие представители касты «родительских террористов», для которых важен процесс и эффект разборок: в отличие от магазина у школы деньги порой не отсудишь, но можно реализовать себя как активного родителя, разрядиться, выплеснуть энергию, почувствовать себя уважаемым человеком, почувствовать свою власть. «Собака выглядела настолько жалко, что ее хотелось пнуть», — вот, видимо, такие же чувства испытывают родители, думая об учителях и школе. Директора и чиновники от образования поддакивали: «Родитель всегда прав, а мы (учителя) всегда виноваты, даже если не виноваты. И даже если на учителя прямо клевещут, директор разбираться не будет, скажет, что я не следственный орган, чтобы улики собирать, а вы, учитель N, его сами спровоцировали».

«Мама ученицы записывает на диктофон все разговоры с учителем и родительские собрания, а потом "цепляется" к каждому слову, по любому поводу звонит директору школы в любое время суток», — пишет учитель за 40 со стажем работы более 20 лет — налицо «родительский терроризм».

«Неработающая мама ходит в школу почти ежедневно и терроризирует учителя и воспитателя уже четвертый год. Повесила ребенку на руку какой-то записывающий браслет, каждый день учиняет "разборки", оскорбляя воспитателя словесно, угрожая уволить, выгнать всех из школы... Явно неадекватна. Но отпора не получает, поэтому распоясывается все больше», — сообщает еще один учитель-стажист старше 50 лет.

Вечное признание родителей правыми, потакание их необоснованным жалобам и придиркам и есть провоцирование подобных жалоб. Школа, директор, учитель должны максимально грамотно выстроить свою работу и не давать повода жалобщикам предъявлять требования и претензии. Именно поэтому многие сейчас подстраховываются: требуют с родителей письменный отказ от вакцинации, вызывают на родительское собрание письмом с описью и уведомлением, записывают телефонные разговоры, хранят контрольные работы, листочки и т.д. Вся документация образовательного учреждения должна быть в идеальном порядке и должна соответствовать действительности: в уставе, должностных инструкциях и договорах должны быть прописаны все мелочи, на которые могут не обратить внимание большинство родителей, но обязательно придерутся профессиональные жалобщики. Правда, договора и уставы необходимо неукоснительно соблюдать и самим работникам учреждения.

Но важно не только, чтобы школа выполняла возложенные на нее функции, часто нужно просто «не выносить сор из избы», а внутри пусть происходит что угодно: «Родителям разрешили жаловаться на учителей, очень часто вопрос решается не в пользу учителя, даже если учитель подтверждает свою правоту документально. Как правило, ответ вышестоящих организаций следующий: "Вы не смогли решить/замять этот конфликт сами, поэтому будете наказаны». Главное замять. Главное наказать (самого беззащитного), а остальное уже неважно.

Отсутствие полноценного разбирательства по жалобе, заведомое признание учителя/школы виновными во всех возможных ситуациях — слабость руководства.

«…Сейчас учителя никто не собирается защищать от полицейского и чиновничьего произвола потому, что абсолютно бесправным стал руководитель образовательной организации, которого в любой момент можно уволить без какого-либо обоснования. А незащищенный учитель проявляет рабскую психологию и подло мстит ученикам… До тех пор, пока наше государство не возьмет на себя ответственность за подрастающее поколение, до тех пор, пока в государственной думе и других властных структурах не перестанут перекладывать ответственность за все неудачи и преступления на школу, учителя не смогут достойно выполнять свою работу. А хуже от этому всем нам и каждому в отдельности», — сказал в своем интервью Педсовет.су профессор, д.п.н. Николай Борытко.

«Мне кажется, что таким образом родители пытаются загладить свою вину перед ребенком. Работа, усталость, нехватка времени — все это приводит к тому, что родители почти не видят своих чад. К тому же в школе сейчас работает много случайных людей (государство сделало все, чтобы талантливые люди уходили из школы)», — говорит учительница со стажем больше 20 лет, и добавляет: «Я бы в первую очередь разобралась в себе. Что-то, возможно, сделано не так. Я — взрослый человек, специалист, но допустила такую ситуацию».

Подчас мы ждем, что родители сами по себе, по своим внутренним побуждениям и мотивам будут разговаривать вежливо, корректно. Но в качестве зарисовки приведем статистику РИА Новости:

  • 36 тысяч женщин ежегодно терпят побои мужа;
  • 20 тысяч детей ежегодно становятся жертвами родителей;
  • 12 тысяч женщин ежегодно гибнет от домашнего насилия;
  • 2000 детей ежегодно кончают жизнь самоубийством, пытаясь избежать домашнего насилия;
  • 10 тысяч подростков ежегодно убегают из дома.

  

Нажмите для увеличения

Сколько наших учеников и их родителей среди этих семей? Кто к нам приходит учиться, на беседу? Подчас эти дети и сами родители выросли в отсутствии нормальных человеческих отношений и не знают, что такое спокойный разговор, диалог, уважение, любые слова они принимают на свой счет и сразу начинают «защищаться» и проявлять агрессию.

Усугубляет дело отработка «анонимок», когда полные отчеты запрашиваются по заявлениям от вымышленных имен, в которых содержатся неполные и недостоверные данные.

«На нашу школу пишут жалобы и уже не одну, пишут и подписываются вымышленным именем. Пишут о том, что нужно организовать проверку, что в школе есть педагоги с недостойным поведением и т.д.».

«Понимая, что сами не выполняют во многом родительские обязанности, они сразу начинают угрожать — позвоню... напишу... вам покажут... нажалуюсь.... И ведь действительно, не хочется связываться с такими родителями, т.к. замучаешься потом писать объяснительные. Если бы на анонимные жалобы не реагировали вышестоящие организации, да еще и привлекли бы к ответственности за необоснованные жалобы, тогда бы можно было говорить, что учителей тоже защищают власти. А пока получается, что родители всегда правы...».

Видимо, проблема жалоб сейчас настолько остро стоит в различных инстанциях, что в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» внесли поправки: с теми, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам по одним и тем же вопросам, переписку можно приостанавливать, также было расширено понятие «анонимная жалоба».

В целом обращение органом не рассматривается, если:

  • оно является нечитаемым;
  • в обращении содержатся угрозы или нецензурная брань;
  • на аналогичные обращения давались неоднократные письменные ответы по существу;
  • обращение является анонимным.

Тем более не стоит давать пояснения и начинать разбирательства с родителями, некорректно обращающимся к учителю по телефону или лично. Все спорные вопросы лучше вести в присутствии третьих лиц, с завучем, а разговоры записывать на диктофон.

Также стоит знать, что родители могут «злоупотреблять правом», то есть осуществлять гражданские права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, заведомо недобросовестно осуществлять гражданские права и действовать в обход закона (см. 10 ГК РФ). В определении Верховного суда РФ по делу № 32-КГ14-17 было дано следующее разъяснение: «Злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность». Родителям, действующим недобросовестно, мешающим полноценной работе школы и педагогов, забывшим о своих собственных обязанностях в отношении ребенка, можно напомнить о такой статье ГК РФ и при необходимости обращаться в суд.

Что вы думаете о родительских жалобах? Какие случаи были в вашей школе? Поделитесь в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
7 tair1558 • 17:45, 02.03.2018
Я бы еще добавила и про учительский терроризм, ибо с ним столкнулась...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Екатерина_Пашкова • 20:30, 02.03.2018
Вы можете написать свою статью, выслать на info@pedsovet.su
avatar
6 tbm • 11:37, 25.02.2018
Я считаю, что в любом конфликте виноваты обе стороны. В том числе в столкновении учителей и родителей. Причем ни одна из них не собирается уступать. В итоге страдает ребенок.
НЕ всегда родители бывают не правы. Нередки и ситуации, когда учитель ведет себя недостойно, или преподает слабо. Или вообще отыгрывается на детях из-за своих собственных проблем. Конечно, в идеале, нужно составить диалог, выяснить все вопросы мирным путем. Но если этого не получается, то одной из сторон нужно просто уйти. Либо ребенка перевести в другую школу, либо учителю перестать работать в этом классе.
avatar
5 Звездочка1839 • 21:40, 23.02.2018
Я думала, что это проблема только Украины. Что в этом хаосе, в котором находится вся страна, что-то перевернулось с ног на голову: родители учат учителей, как правильно учить их детей и оценивать их знания, обвиняют учителей во всех грехах и позволяют себе агрессивно высказывать свою точку зрения, часто переходя все допустимые нормы общения.Действительно, невозможность учителям доказать свою правоту,безнаказанность родителей приводят к тому, что волна неконструктивных жалоб растет, а учителя, недопускающие по отношению к себе неподобающего поведения уходят из школы.Слишком много прав у родителей, а учителя превращены государством в слуг, в обязанности которых входит доставление удовольствия родителям и их самым чудесным в мире чадам. Обязанности родителей не контролируются,а обязанностей учителей становится в каждым годом все больше. Дети, являющиеся в данной ситуации сначала зрителем, видят, что родительская власть сильнее, а значит разрешено грубить учителям, не подчиняться их требованиям, а своими наговорами иногда доводят до того, что учителей увольняют из школы. Страшно представить, что за поколение детей мы с вами вырастим, если сейчас норма унижение учителя снимать на телефон. О каких знаниях может идти речь? Кто из нормальных учителей останется работать в школе или надумает в неё пойти работать как молодой специалист?
avatar
3 маус3526 • 19:23, 16.02.2018
Вся статья - это просто констатация 100% существующего факта. Факта родительского терроризма, нарастающего как 9-й вал. Верю в ваш портал и надеюсь, что дадите рецепт - как эту волну "слегка" погасить... Учитель
avatar
2 nnk3137 • 17:43, 15.02.2018
Я больше 25 лет работаю в школе, и только в период "оптимизации" образования появилась эта тенденция, когда главное требование администрации к учителям, касающееся общения с родителями, полностью соответствует фразе из "Грозы" Островского: "Милые, не рассердИте, голубчики, не рассердИте!"
Появилось особое родительское развлечение - угроза написать в департамент, в прокуратуру, мэру (нужное подчеркнуть). Есть и еще одно веяние времени - родительские чаты, где в словах никто не стесняется. Учитель теперь, словно кусок мяса в лавке: не понравился этот - дайте нам другого, третьего. Школа же обязана нам!
К сожалению, практически утрачено желание понять учительскую позицию. Есть, конечно, и в нашей среде те, кто достоин родительского недоверия. Но об этом нужно разговаривать, а не угрожать и унижать.
avatar
1 tair1558 • 15:42, 15.02.2018
Я не педагог, "клиент", как теперь принято. Или, как в этой статье "добросовнстно заблуждающийся" родитель. Только меня никто так и не поигласил к диалогу....
Я согласна с многим в статье, в первую очередь, с необходимостью корректного диалога...
НО!
Мой опыт показывает, что нет этого диалога. Задаешь вопрос -в ответ тишина... Что ж удивляться, что кто-то начинает истерить,писать и т.п...
Школа глубоко больна, в этом причина многого. Да, учтитель на переднем плане, и ему достается. Но ведь и он зачастую отыгрывается на учениках или просто действует по схеме: "презентация-тест-2". И уставшмй родитель в ночи пытается что-то растолковать своему чаду, пользуясь невообразимо отвратительным учебником... Это не так? Я пишу только то, с чем сталкивалась сама и вижу в своем окружении... Результат такого образования: тотальное незнание ничего, бесконечное репетиторство и ненависть к школе... А что еще может быть при таком подходе? Даже страшнее - опустошенность, ощущение безнадежности у подростков (у вас же на сайте об этом!). А дальше -топор? Суицид?
Все это - тоже школа. Моя старшая дочь -одна из лучших учениц сильной школы выпуска 2001(я вообще никак не вмешивалась и не контролировала, может, пару раз что-то объяснила) не желает близко подойти к своей школе, внучка учится на СО...
А младшая недавно сказала: "Что толку, мама. Учишь -2, не учишь тоже. Не могу я написать за 10 минут тест из 16 вопросов по профилю истории.." К слову, курс у нас, типа базовый, но учебник -профиль, потому что "остальные еще хуже". Задают по 3-6 параграфов, потому что "не успевают". В этом кто виноват-дети, родители? Я понимаю,что не учителя составляют программы. Но и не вижу, чтобы с их стороны что-то делалось, чтобы этот кошмар изменить. Вот и идет негатив...
Врагу не пожелаешь учиться в наших школах. Это не учеба, а бесконечная каторга!
При этом после современной школы, "дающей навыки", выходит тотально неграмотная и незнающая молодежь (работаю среди молодых, вижу. Элементарно числительные не умеют писать, проценты не знают... Все хорошисты-отличники, студенты и молодые специалисты).
После "советской зубрежки" ситуация была как-то лучше... И учителей я своих помню и благодарна им...
Так за что любить современную школу? Закончить и забыть как непрерывный кошмар.
Извините за резкость, но все - правда.
А родители просто не знают, как защитить своих детей, вот и пускаются во все тяжкие...
avatar
4 магаданка6560 • 20:57, 16.02.2018
Учителя - всего лишь СТРЕЛОЧНИКИ, вершины айсберга, видимые на поверхности... За все приходится расплачиваться им... Увы! Впрочем, как и врачам, -людям которые отдают себя в оказании помощи другим людям, их так же оскорбляют, бьют, унижают, судят! Все теперь знают, как учить и лечить... А какие инструкции и указы спускаются сверху, никого не интересует.