Елена Сафонова, 09.11.2018 2

Игры с мячом на уроке: обзор игр и рекомендации педагога. Отрабатываем навыки, доводим применение правил до автоматизма и делаем физкультминутку


Учитель может быть строгим или снисходительным, веселым или серьезным, молодым или не очень, эмоциональным или сдержанным. Он не может только одного: быть скучным. Скука убивает жажду знания и погружает интеллект в сон. А потому педагоги стараются сделать свои уроки увлекательными. И помочь в этом может игра. Ведь не зря В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Мы предлагаем варианты игровых заданий с использованием мяча, которые будут уместны на любом уроке.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Как можно использовать мяч на уроке

Мяч может стать прекрасным помощником для учителя. Даже рутинная отработка устного счета или подбора однокоренных слов превращается в захватывающую игру, стоит взять в руки мяч. Какие же существуют способы использования мяча?

Строго говоря, их можно разделить на несколько групп заданий:

  • «Цепочки».
  • «Бросалки».
  • Собственно игры с мячом.
  • Использование в качестве символа.
  • Вместо игральной кости.
  • Для демонстрации чего-либо.

Какие мячи использовать?

Поговорим обо всех вариантах. Но сначала несколько слов о самом мяче.

Наиболее безопасно использовать небольшой надувной «пляжный» мяч. Если им попадут в окно или чью-то голову, ничего не случится: мяч мягкий и легкий.

С обычным мячом лучше играть на улице.

Для «цепочек» или применения в качестве символа можно использовать мягкий матерчатый мяч. Его можно сшить самостоятельно или поручить это ребятам, набить можно наполнителем для мягких игрушек (продается в магазине для рукоделия; можно купить самую дешевую подушку с синтетическим наполнителем и использовать ее содержимое), неплохо внутрь положить немного сухого гороха или фасоли.

Демонстрация (учебное пособие)

Это довольно специфическое применение, главным образом на уроках окружающего мира или физики. Мяч можно использовать в качестве учебного пособия при изучении свойств газа или жидкости, можно пытаться мячик утопить, сжать, бросать его об стенку, постигая суть физических законов.

Можно с помощью мячика и карманного фонарика демонстрировать вращение Земли вокруг Солнца.

Можно описывать мяч или игру с ним на уроке русского языка (темы: «Описание игрушки», «Описание действий», «Инструкция» (правила игры)).

Но все же это применение очень специфично и годится не для каждого предмета. Однако если в кабинете есть мячик, почему бы не воспользоваться им и в таком качестве?

Символ

Мяч может выступать символом в дискуссиях и каких-либо играх, где надо «пометить» одного из участников.

Например, он может помечать главного в командной игре. Или в дискуссии —  того, кому предоставлено слово. Может быть маркером для нового игрока.

Один из вариантов игры таков.

Ребята встают в тесный круг лицом внутрь. Водящий встает в середине. Ученики за спинами передают друг другу мячик (естественно, маленький — такой, который легко взять одной рукой, теннисный, например). Водящий говорит «Стоп», и тот, у кого в руках в этот момент оказался мячик, должен задать водящему вопрос. Или ответить на вопрос водящего. Или продолжить определение (формулировку теоремы, таблицу умножения, правило и т.п.). Потом другой ученик становится водящим.

Квест

«Бродилки» очень популярны сейчас в школах. Но, конечно, если это настоящая игра, хотя бы в рамках параллели, она охватывает не один кабинет, а несколько. И тогда розыгрыш хода можно проводить в коридоре с помощью мяча (или нескольких мячей). Это станет одновременно небольшой разминкой и разовьет ловкость и меткость.

Розыгрыш хода можно провести, например, так. Из плотной бумаги сложить и склеить треугольные призмы (для этого надо лист картона сложить поперек четыре раза, чтобы получились четыре полосы; затем крайние полосы накладываются друг на друга и склеиваются). На одной стороне написать количество очков или ходов. Представитель команды с некоторого расстояния катит мяч с таким расчетом, чтобы сбить одну из призм.

По желанию, можно ставить призмы так, чтобы игрок видел или не видел цифру. Эта цифра может означать количество ходов по игровому полю или количество баллов, которые игроки получат в случае правильного выполнения задания.

В начальной школе можно выдать каждому игроку по маленькому мячику и предложить по очереди кидать их в большую корзину; сколько будет попаданий, столько баллов (ходов) получит команда. Это разовьет командный дух. Но если есть неловкие, неповоротливые ребята, тем более дети с двигательными нарушениями, лучше, наверное, предложить ребятам самим выбрать, кто из них будет кидать мяч (может быть, нескольких представителей), чтобы такие дети не стали аутсайдерами.

«Цепочки»

Существует огромное количество «цепочек», которые очень популярны среди учителей и учеников. Для их проведения мяч, строго говоря, не является необходимостью. Но использование мяча придаст игре больше динамики и веселья, сделает ее более «игровой», станет элементом физического воспитания, небольшой разминкой.

Играя в «цепочку», мяч не кидают, а передают друг другу по очереди. При этом можно выполнять любые учебные действия, лишь бы устно.

Вот несколько примеров.

«Завиральная история»

Первый ученик произносит первую фразу сказки. Передает мяч второму ученику, который произносит вторую фразу и так далее. Цель — придумать смешную или поучительную (кому как нравится) «завиральную историю». Истории хорошо бы записывать на диктофон, чтобы потом в спокойной обстановке прослушать и обсудить.

Если играют две и более команд, они соревнуются на время и (или) по качеству придуманной «завиралки»: насколько интересная, необычная, не было ли повторов одних и тех же элементов разными учениками и т.п. Очевидно, что в этом случае запись необходима. Если мяч уронили, надо его поднять и передать следующему в цепочке человеку. На это уходит время, поэтому надо действовать быстро, но аккуратно и быть внимательным.

«Назови еще»

Это «цепочка» на повторение терминов, формул и т.п.

Первый ученик называет, например, формулу кислоты и получает от учителя мяч; мяч он передает второму ученику после того, как тот назвал другую формулу и так далее. Выигрывает тот, кто назвал формулу последним (у него в руках остается мяч).

«Вопрос – ответ»

Чаще всего эту игру используют на уроках иностранного языка. Первый ученик задает вопрос (по-русски или на иностранном языке) и передает мяч другому. Тот отвечает и задает свой вопрос третьему, передавая ему мяч и так далее по кругу, так что первый отвечает на вопрос последнего и может снова задавать вопрос второму, если учитель считает, что надо пройти два круга.

Именно на иностранном языке такая форма удобна, так как дает возможность каждому ученику собраться и подготовиться. На других предметах в аналогичной ситуации используют чаще «бросалки».

«Бросалки»

Это многочисленные любимые детьми игры, в ходе которых учитель или ученик задает вопрос, а отвечать на него должен тот, кому вопрошающий бросил мяч. То есть времени на подготовку мало: поймал мяч — и отвечай.

«Бросалки» создают обстановку веселой суматохи и небольшой неразберихи, дети роняют мяч, вскакивают, иногда нарочно кидают его мимо, смеются, подбадривают игроков или ругают их за неловкость и медлительность.

Кроме всего прочего, «бросалка» — великолепная обстановка для наблюдений за коллективом. Или возможность констатации его отсутствия, когда дети разобщены и относятся друг к другу с ревнивым раздражением. Можно выявить аутсайдеров и наиболее популярных в классе ребят (первым мяч не кидают, а вторым — кидают чаще других). Прямо в игре можно и корректировать поведение ребят: например, запретить подгонять или ругать, обязать аплодировать любому, кто дал правильный ответ, благодарить за интересный вопрос и т.п. Учитель может и своим поведением показывать, как надо себя вести: он может болеть азартно, радостно, «вкусно» восхищаться ответами, заражая школьников своим энтузиазмом.

Опрос

Как правило, «бросалка» — это быстрый и веселый фронтальный опрос. Учитель задает вопрос и кидает мяч конкретному ученику. Если тот не знает ответа, перекидывает мяч тому, кого укажет учитель. Потом мяч возвращается к педагогу, задается второй вопрос и так далее. Какой опрос можно провести? Абсолютно любой. Вопросы формулирует учитель, он же выбирает ученика, которому, на его взгляд, стоит этот вопрос адресовать.

Перекрестный опрос

Этот вариант интереснее, но требует определенной готовности самих ребят. Учитель задает лишь первый вопрос и кидает мяч первому ученику. Если тот отвечает правильно, он сам задает следующий вопрос и сам кидает мяч, кому хочет. Если не отвечает, сам же перекидывает мяч тому, кто, по его мнению, может ответить. Именно в такой ситуации учитель, находясь в стороне от процесса, имеет неоценимую возможность наблюдать за детьми.

Назови еще

Так же проводится вариант игры «Назови еще», только вопрос один на всех, а ребята, перекидывая мяч по своему желанию, перечисляют что-либо: теоремы, формулы, неизменяемые приставки, детали швейной машины, органоиды клетки и т.д.

В чем преимущество «Бросалок» перед «Цепочками»? Игра проходит веселее и динамичнее; опрос, к примеру, по таблице умножения можно провести в течение трех-пяти минут. Это одновременно полноценная физкультминутка. Развивается ловкость, быстрота реакции, умение понимать партнера по игре.

Минусы тоже есть. Не все дети в силу особенностей темперамента могут отвечать в предложенном темпе, для них это может стать стрессом, а в недружном классе — основанием для насмешек. Не всегда при ответе на вопрос требуется скорость — иной раз лучше подумать несколько секунд. Материал бывает слишком трудным для «бросалок», которые все-таки лучше использовать для отработки тех знаний и навыков, которые должны быть доведены до автоматизма, а не для ответа на вопросы, требующие рассуждения. Не стоит поощрять необдуманные, поспешные ответы на проблемные вопросы.

Собственно игры с мячом

Это игры, которые изначально были играми с мячом, а затем их приспособили под педагогические нужды. Большинство из них лучше проводить на свежем воздухе, иначе под угрозой окажутся окна и плафоны на потолке. Но в некоторые можно играть и в классе мягким мячом.

«Съедобное — несъедобное»

Эта игра из детского садика с новым наполнением переходит в начальную и даже среднюю школу. Как известно, в классическом варианте водящий называет существительное и бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать, если это съедобное, и не прикасаться к мячу, если несъедобное: например, «хлеб» поймать, а «табуретку» проигнорировать.

По тому же принципу можно провести игру с любым учебным материалом, который возможно поделить по дихотомическому принципу: четное и нечетное, живое и неживое, З или С на конце приставки, растворимое или нерастворимое вещество и так далее. Игра проходит весело и динамично. Ошибаются обычно все, так что никто ни над кем не насмехается.

«Я знаю пять…»

Тоже известная «детсадовская» игра. Ребенок чеканит мячом о землю и произносит: «Я знаю пять названий городов: Москва — раз, Питер — два, Вологда — три, Саратов — четыре, Чебоксары — пять». Естественно, города у всех получаются разные: кто какой знает. Затем «…пять имен девочек», «пять имен мальчиков», «пять деревьев» и так далее. Вполне можно использовать эту игру для повторения материала по географии, биологии, русскому языку (например, «пять частей речи») и т.д. Играть лучше на улице или на первом этаже, а мяч потребуется настоящий, такой, который хорошо отскакивает от пола.

«Скажи скорее»

Это игра на скорость. Один ученик задает вопрос и подбрасывает мяч вверх. Ответить на вопрос надо, пока мяч не коснулся земли. Или, как вариант, пока его не поймали. То есть вопросы должны быть «быстрые»: сколько будет восемью девять, поверочное слово к слову «река», в каком году было Бородинское сражение и т.п.

Вариантов применения мяча на любых школьных уроках предостаточно. Игры с мячом разнообразят арсенал дидактических приемов учителя, помогут сделать материал более захватывающим, а урок — более динамичным, снимут страх учеников перед устным ответом и помогут сплотить коллектив. И все это — при минимальных затратах времени и сил.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Laska5495 • 07:12, 15.11.2018
Спасибо за напоминание. Некоторые игры использую на уроках, дети довольны.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 lyuba2105 • 19:03, 13.11.2018
Интересная информация. Благодарю автора за идеи.