22.01.2019 0

Семь принципов создания правил для учеников


Некоторые учителя считают, что жестко установленные правила поведения в классе и на уроке ограничивают свободу учеников, и не используют их. На самом деле, правила являются частью управления классом на уроке и они всегда существуют, выразили ли их явно или нет. Какими должны быть правила и как разработать и обнародовать такие правила?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

У каждого учителя есть свои правила и свое понимание того, что допустимо на уроке, однако если эти правила не выражены явно, ученики выявляют и осваивают их методом проб и ошибок, тестируя то или иное поведение на уроке и получая замечания и комментарии учителя. Таким образом, создаются лишние проблемы в классе: выяснения отношений, разборки, препирательства, потеря времени урока, а значит, страдает эффективность обучения. Если правила задать заранее, многих проблем удастся избежать хотя бы потому, что при спорной ситуации можно обратиться к правилам. Ученики знают, чего от них ожидают, и ответственность за свое поведение (нарушение правил) несут сами.

Как ни странно, но правила помогают и учителям относиться ко всем ученикам одинаково: часто случается так, что «умненькому», прилежному ребенку позволяется больше в то время, как к слабому или трудному ученику предъявляются повышенные требования. Если правила известны всем ученикам, то и все в равной степени должны их соблюдать.

Правила должны выполняться, а значит, если кто-то их нарушает, то учитель должен отреагировать на это и применить санкции согласно правилам. Если выполнение правил не контролируется или разные ученики по-разному выполняют правила, рано или поздно правила перестают быть теми границами, в рамках которых действуют ученики, правила обесцениваются.

Правила в классе — это не способ потешить самолюбие учителя или возможность обрезать крылья ученикам, это те поручни на лестнице, которые создают комфортную и безопасную среду для достижения главной цели — максимально эффективного обучения всего класса.

Как разработать правила?

Правила не должны быть ни слишком жесткими, ни слишком мягкими — ни тотальное подчинение, ни расхлябанность не способствуют продуктивному обучению в классе.

  • Создавайте правила, которые способствуют обучению детей, помогают им учиться, а учителю — преподавать.
    • Не перебивать учителя во время объяснения.
    • Поднимать руку прежде чем ответить.
    • Не перебивать учеников, когда те отвечают у доски.
    • Не «сидеть» в телефоне и не чатиться на уроках.
  • Регламентируйте в правилах те ситуации, с которыми вы уже сталкивались.
  • Формулируйте правила позитивно, не используйте частицу «не».
    • Вместо «Нельзя шуметь в классе» используйте: «В классе нужно вести себя тихо».
  • Все пункты правил должны быть выполнимы. Используйте только такие правила, которые вы сможете отследить, проверить и реально обеспечить их выполнимость. Пусть будет меньше правил, но они будут беспрекословно выполняться, а ученики будут испытывать уважение к ним, чем включить пункты, которые вы не сможете гарантировать и которые обесценят правила в целом.
  • Оговорите последствия, которые последуют, если правила будут нарушены. Здесь можно проконсультироваться с администрацией школы или вынести вопрос о наказаниях на общешкольный педсовет, чтобы наказания были приемлемы для школы и чтобы заручиться поддержкой администрации, чтобы постараться унифицировать требования разных учителей на одинаковые ситуации школьной жизни (не всегда приемлемо).
    • Два опоздания — звонок родителям.
    • Первое невыполненное домашнее задание — предупреждение, второе — оценка в журнал.
  • Учитывайте состав класса:
    • возраст (правила нужны и для детей, и для взрослых);
    • особенности учеников (аристократическая школа или школа в районе поселения цыган и мигрантов будут иметь разные правила и способы воздействия на учеников).
  • Разрабатывайте правила «под себя». У каждого преподавателя свой стиль работы и свои требования к себе и ученикам. Выработайте те правила, в которых комфортно работать именно вам, не нужно бездумно копировать чужие правила и пытаться работать по ним. Здесь нет правильных или неправильных предписаний: если правило работает на класс, на качество обучения, значит, оно верное.

Как ученики узнают о правилах? Они были просто названы или вы придумали и сформировали их вместе? Они были озвучены один раз в начале года или висят на стене? Это просто список (текст) или симпатичная инфографика?

Ученики имеют склонность забывать правила, поэтому стоит напоминать в контексте происходящих событий (нарушений или выполнений), а лучше и зафиксировать на бумаге и закрепить в классе или разработать вкладыши в тетрадь/учебник/дневник. Время от времени правила стоит пересматривать и вносить необходимые коррективы с учетом ситуации в классе.

Нужно не только наказывать за нарушение правил, но и поощрять за их выполнение. Ведите учет нарушений учеников и отмечайте тех, выполнял правила.

А какие правила используете вы? Как вы их обнародуете? Принимают ли участие ученики в разработке правил? Поделитесь в комментариях.

Адаптация и перевод статьи: http://www.tesolclass.com/classroom-management/classroom-rules/ 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий: