Галина Шутова, 07.04.2016 2

Драмогерменевтика — это… Описание педагогической технологии, алгоритм работы, примеры использования приема на уроках


Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике. Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Если расшифровать сам термин — то в переводе с греческого drama  — "действие" и hermeneutikos — "толкование, разъяснение". То есть, получается, что драмогерменевтика — это "толкование через действие". 


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Если же рассматривать в прикладном аспекте, то прием драмогерменевтики лучше всего использовать при обучении учеников новым терминам, словам, понятиям.

Как работать с приемом драмогерменевтика на уроке: пример из практики

Полного обоснования и описания технологии пока нет. В методике есть лишь некоторые наработки из опыта учителей, которые еще ждут обобщения. Но в целом алгоритм работы предлагается следующий:

Этап №1. Блуждание по тексту

Вариантов работы на данном этапе много, главное — попросить учеников не увлекаться идеей, композицией текста, его членением на абзацы, анализа. Нужно буквальное понимание самого сюжета, фабулы.

Если речь идет о прозаическом тексте, можно попросить пересказать сюжет своими словами. Если текст поэтический — то можно, к примеру, попросить набросать рисунок, отражающий сюжет. Если ученики не умеют или бояться рисовать — то составить схему расположения главных героев.

Приведем пример использования драмогерменевтики на уроке литературы.

Так, при изучении стихотворения А. Пушкина "Узник", дети на этапе "блуждания по тексту" схематично изображали героев. Вариантов на практике получилась масса:

  • Тюремный двор, зарешеченное окно, голова узника в окне и улетающий орел;
  • Стены камеры, орел за окном, прикованный к стене и клюющий мясо, узник, смотрящий вдаль;
  • Два орла — один в клетке, другой — на свободе. И т.д.

Этап №2. Выявление странностей и многовариативности видения

 После того, как каждый ученик представил свое видение текста, детей можно объединить в группы по общности представлений. И предложить каждой группе отстоять свое мнение, обосновать — почему именно так расположены герои, почему орел внутри камеры/снаружи, прикован орел или свободен?

Каждое обоснование желательно подкреплять примерами из жизни, из прочитанного, из усвоенного на других уроках, увиденного по телевизору и пр.

Так, например, ученики на этом уроке вспомнили о том, что рассказывали им на уроках истории об охотничьих птицах — что их не держат на улице, а взаперти. То есть, ученики протянули смысловую цепочку от обычаев соколиной охоты до стихотворения Пушкина.

По той же схеме идет обсуждение каждого слова, предложения стихотворения. Например, в тексте есть строка: "Сижу за решеткой": Как сидит? На полу? На скамье? На нарах? О ком вообще речь? Кто этот узник? К кому он обращается? Кому рассказывает эту историю?

Следующая строка: "Вскормленный в неволе" — что это значит? Варианты: откормленный, сытый, сам возвращается к хозяину. Почем же тогда орел призывает убежать?

Далее — "кровавую пищу клюет и бросает". Вопросы: кто клюет? Узник или орел? Почему бросает, а не ест? Почему при этом смотрит в окно?

Таким образом, на данном этапе ученики учатся видеть нелепости, странности предъявляемой картины, образов. Учатся отсекать свои фантазии, видеть позицию автора, приходят к пониманию текста через прочувствование каждого слова.

Этап №3. Смена мизансцен

На данном этапе ученики приходят к собственному восприятию всего текста. Можно, например, предложить прочитать текст, обыграть его как в театре, сыграть сценку, изобразить в театре теней.

Возвращаясь к примеру со стихотворением Пушкина, на этом этапе было предложено прочитать стихотворение, представив себя в роли узника.

Ученики пытались прочитать по-разному: с пафосом, обыденно, прозаично, громко крича, с приблатненными интонациями, отрешенно. Кто-то предложил версию, что узник жаждет мести, другие настаивали на том, что узник уже смирился и вообще, свобода для него — это суицид, о чем он и задумывается.

Потом следовало обсуждение: в чем плюсы и минусы такого прочтения. Опять же, нет правильного или неправильного решения. Важно лишь, что каждый ученик открыл это произведение для себя с новой стороны, прочувствовал его, пропустил через призму своего видения. Потому и получилось такое разночтение на интонационном уровне.

Это лишь один из вариантов использования приема драмогерменевтики на уроке. Но каждый учитель может адаптировать прием для своего урока, основываясь на своем видении темы и предлагая свои варианты драматизации текста.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 bukatov • 17:27, 26.01.2018
Исходный материал: Букатов В.М. Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина (очерки: 6,7,8).
см: http://www.openlesson.ru/?p=779
http://www.openlesson.ru/?p=781
http://www.openlesson.ru/?p=783
его методика пересказана поверхностно и с ошибками
суть герменевтики и драмо/герменевтических процедур даны неверно
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 17:30, 26.01.2018
Вы можете написать свою статью или опубликовать другие ваши материалы. Для этого высылайте их на info@pedsovet.su с описанием и сведениями об авторе.
[Материал]