Татьяна Нужная, 15.03.2017 0

Прием «Цветок Лотоса» на уроке: что это такое и как его использовать


Методика «Цветок Лотоса» пришла к нам из восточного религиоведения, духовных практик. Лотос на Востоке — магический цветок, созерцание которого наводит на размышления, обобщения, стимулирует формирование расширенного мировоззрения. В практической педагогике этот прием, без его магической окраски, является примером образного структурирования материала.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Материал по любой дисциплине, представленный в виде сплошного потока информации, притупляет внимание и остается практически не осознанным.

Уместно привести пример из личной студенческой жизни. Нам посчастливилось. Историю главенствующей в те времена партии у нас преподавал ветеран войны, утративший зрение после ранения, педагог от Бога. История партии была не самым увлекательным предметом, но наш преподаватель подавал ее структурированными блоками, разбивая тему на подтемы, в каждой из которых присутствовало множество пунктов и подпунктов. Результат превосходил все остальные результаты изучения схожих дисциплин гуманитарного блока, например, философии. Теперь я понимаю, что такое структурирование является, по сути, воплощением методики цветка Лотоса.

Эта методика подразумевает вычленение главного блока (ядра) в любой теме. На востоке особое отношение к числам.

  • В связи с этим авторы рекомендуют изобразить гипотетический лотос в виде 9 квадратов (3 по вертикали, 3 по горизонтали). Каждый из этих квадратов нужно также разделить на 9 маленьких (3 на 3).
  • Центральный квадрат — сердцевина цветка. Вокруг находятся лепестки (8 квадратов).
  • В центральный квадрат сердцевины рекомендуют вписать главную мысль темы.
  • Вокруг следует в каждый квадратик (маленький лепесток) вписать 8 аргументов (свойств, характеристик) центрального тезиса.
    • В гуманитарных дисциплинах это могут причины или предпосылки события.
    • В химии структурные особенности главного характеризуемого вещества.
  • Затем аргумент из этих восьми квадратиков следует перенести в центральный квадратик окружающих «лепестков».
  • Вокруг перенесенного аргумента в каждый маленький лепесток вписать 8 факторов (свойств, качеств, причин), характеризующих центр «лепестка»

Результаты применения приема

  • Наличие незаполненных ячеек будет стимулировать умственную деятельность учеников. Видя пустое место, каждому захочется его заполнить.
  • После заполнения всех квадратиков получится зрительно легко запоминающаяся картинка.
  • Учитывая, что методика пришла с Востока, авторы дополнительно уверены в магическом влиянии цифр и формы цветка Лотоса на усвоение материала, стимулирование креативного мышления.

Особенности использования приема в наших школах

  • Необходимо подавать информацию ученикам в структурированном виде.
  • Хорошо, если структурирование будет отображено в образах. В каких-то классах, на определенных уроках это могут быть цветки Лотоса. У младшеклассников это может быть цветик-семицветик. Учитель самостоятельно выберет образ, наиболее близкий и понятный конкретным ученикам.
  • «Зацикливаться» на построении квадратиков именно такого количества и формы, наверное, не целесообразно. Излишняя формализация учебного процесса никому пользы не приносила.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?