Что ФГОС грянувшие нам готовят? Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения

ФГОС второго поколения: основные особенности
Словосочетание новые образовательные стандарты не сходит с уст педагогов и родителей в последние годы. Но все ли имеют исчерпывающую информацию об этом явлении в школьной жизни? Все ли знают, как изменилась жизнь участников образовательного процесса с приходом к «власти» новых школьных законов? Что такое ФГОС нового поколения и чем они отличаются от прежних стандартов? К чему нужно быть готовым родителям? Каков он – портрет ученика школы новых стандартов? Об этом и пойдет речь в статье.

Обсудить статью (уже 13 коммент.)
Опубликовать свой материал
Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.

Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.

Итак,

Что такое ФГОС нового поколения?

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:
  • к результату обучения
  • к способу построения образовательной деятельности
  • к условиям осуществления стандартов

Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:
  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми
Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Требования к способу построения образовательной деятельности

Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.

Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.

Для этих целей в процессе образования необходимо:
  • использование современных технологий;
  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
  • обмен опытом между образовательными учреждениями.
Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в  школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты - отличия старых и новых ФГОС:
 
  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки.  Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь  к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности. 

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 sarosa • 20:41, 07.10.2015
Ребенок во 2 классе. И все, что я могу сказать о ФГОС-как я счастлив, что учился в СССР. ФГОС это бред неучей и маразматиков. Вы сначала научите читать и писать бегло а потом уже все остальное. Ну как? Еще не умеет писать, а уже неси проект? (1 класс). Бред сивой кобылы...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 tanon • 00:40, 22.02.2015
Новые ФГОС учат только тому, чтобы дети учились сами, а преподаватель становится только контролером на уроках, т.к. преподавателю из 45 минут урока отводится на объяснение мизерное количество времени, около 7-10 минут, остальное время обучающиеся должны самостоятельно выполнять различные универсальные учебные действия. Что это? Принижение роли учителя или усложнение их работы? При подготовке нужно подготовить все материалы к универсальным учебным действиям обучающихся, разбить их на виды. Откликнитесь педагоги, как вы считаете, это все хорошо или очередная головная боль для нас учителей?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 sarosa • 20:43, 07.10.2015
Правильно. Учитель отчитает текст, а родители сидят до вечера и разъясняют ребенку, что такое написано в учебнике. Это развал образования и деградация.
avatar
10 romashka9663 • 08:41, 18.01.2015
Полезная статья! Спасибо!!!
avatar
9 Лия8970 • 16:46, 11.01.2015
Спасибо за информацию - коротко и ясно.
avatar
8 эколог9942 • 16:09, 10.01.2015
О новых стандартах говоря и пишут очень много. Да они необходимы на данном этапе обучения, но ведь осознание этих стандартов самими учителями еще по моему мнению не произошло ( сужу по своей школе, особенно это хорошо прослеживается среди учителей средней школы. )Кроме того ведь не созданы условия в школах в малых городах для введения внеурочной деятельности. Дети получаются перегружены. Вообщем много но......
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 zaremba-om • 19:41, 30.11.2014
По новым стандартам работать нужно и необходимо, изменения в обществе не могут бесследно проходить для образования.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 abashka • 20:32, 24.11.2014
Я считаю, что многие учителя не готовы работать по новым стандартам.Если работать. как предполагают новые стандарты, то каждый урок надо готовить, как спектакль.Учителя едут на курсы по внедрению ФГОС, а и преподают то, что очень далеко от "ФГОС".
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 ЛексС • 07:47, 19.08.2014
Очень полезная статья! Можно рекомендовать для изучения родителям!Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 руфь2608 • 21:19, 16.08.2014
Цели будут достигнуты только при совместной деятельности и старании не только учителей, но детей и что особенно важно, родителей.
avatar
3 anna_strelets • 19:58, 01.05.2014
сложно пока все это новое воспринимается...
avatar
2 Nadi2 • 16:36, 16.04.2014
"Благие цели ФГОС" во многом будут "загублены на корню" в самих же образовательных учреждениях. Да, можно ввести в обучение новые компьютерные технологии, ЦОРы, снабдить учителя необходимым методическим обеспечением. Но вспомните идеи РО Эльконина, Давыдова, Занкова, которые были не приняты многими педагогами. А новые стандарты базируются на этих идеях...
avatar
1 LVV • 17:43, 02.04.2014
Хотели как лучше, а получается как всегда!