Екатерина Пашкова, 01.06.2012 29

Прохождение медицинского осмотра учителями : за чей счет «банкет»?


Учителя, воспитатели и другие педагогические работники как лица, работающие в детских учреждениях, должны проходить периодические медицинские осмотры за счет работодателя. На какие законы ссылаться, если директор вынуждает проходить медосмотр за свой счет?

Обсудить статью (уже 29 коммент.) Опубликовать свой материал
Учителя, воспитатели и другие педагогические работники как лица, работающие в детских учреждениях, должны проходить периодические медицинские осмотры не реже, чем раз в 2 года (лица в возрасте до 21 г. – ежегодно). Об этом сообщено в части второй ст. 213 Трудового кодекса РФ. Но часто в школах и детских садах возникает вопрос: а за чей счет должен проводиться медосмотр в школе: за счет работника или работодателя?
 
Закон дает на этот вопрос однозначный ответ: и предварительные, и плановые медицинские осмотры проводятся за счет работодателя (ст. 212 ТК РФ). Даже еще не принятые на работу сотрудники проходят обследование за счет работодателя. Работодатель обязан заключить договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, и передать ей список лиц, подлежащих медицинскому осмотру. Затем медицинская организация составляет календарный план медицинского осмотра работниками и согласует с работодателем.

Обычно в школах вывешивается информация о прохождении медосмотра учителями: адреса медицинских учреждений, график работы специалистов, телефоны, по которым можно позвонить.

Если для прохождения медосмотра работник вынужден не присутствовать на рабочем месте, за ним сохраняется его средняя заработная плата на период прохождения медосмотра (ст. 185 ТК РФ). Также работник не может быть уволен или переведен в другую должность (ст. 212 ТК РФ), и время прохождения медосмотра включается в стаж работы, дающий право на очередной отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Все устные распоряжения директоров пройти осмотр за свой счет незаконны, и каждый директор об этом знает. Работник не обязан проходить медицинский осмотр за свой счет и не может быть отстранен от занимаемой должности, если работодатель не обеспечил бесплатное прохождение обследования. В случае, если работника все-таки отстранили от работы, он может сообщить в Государственную инспекцию труда об этом факте, и в случае выявления нарушений со стороны работодателя работник будет восстановлен. Если работник не смог пройти медосмотр по вине работодателя, он не несет ответственности за последствия, вся тяжесть ответственности ложиться на работодателя.

Если в вашем учреждении директор склоняет вас пройти медосмотр за свой счет, не поддавайтесь на угрозы, попросите вежливо представить вам график прохождения медосмотра и адреса учреждений, с которыми заключены договора. Ни один директор не хочет разбирательств с ГИТ, и после вашей твердой просьбы предоставить информацию о прохождении медосмотра выполнит свои обязательства. В крайнем случае вы можете просто не проходить медосмотр, поскольку вам не обеспечили условия его прохождения.

_ _
 
Вы можете скопировать эту статью на свои сайты со ссылкой на первоисточник. Защитим свои права вместе!
_ _
 
Выдержки из ТК РФ:
ст. 185 ТК РФ
На время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.

ст. 212 ТК РФ
Работодатель обязан:
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
 
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

ст. 213 ТК РФ
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
29 pammi0137 • 18:35, 12.03.2020
Может ли учитель пройти по графику медосмотр не в бесплатной больнице, а в частной клинике? Мне сказали, что осмотр у бесплатных врачей оплачивается работодателем, а в частной клинике - нет. Если я принесу осмотр из частной клиники, примет ли его работодатель? (просто ходим туда всей семьей, нет очередей, очень хорошие вежливые врачи) Или придется проходить обследование второй раз в их медучреждении?
[Материал]
avatar
28 Комментарии • 11:07, 20.04.2019
Учителя, воспитатели и другие педагогические работники как лица, работающие в детских учреждениях, должны проходить периодические медицинские осмотры не реже, чем раз в 2 года (лица в возрасте до 21 г. – ежегодно). Это где такое написано про 2 года?
[Материал]
avatar
27 shigaevvitaly • 09:11, 10.09.2017
Сахалинская область я работаю в детском саду рабочим по комплексному ремонту оборудования мне 56 лет медицинскую комиссию у нас проходят раз в год и учителя также выходит что после 21 года медосмотр раз в два года правильно
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
26 Екатерина_Пашкова • 15:26, 21.08.2017
То есть вы в одном и том же месте проходили медосмотр? И стоимость для вас все равно остается прежней, но нет перезачета анализов?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
25 lekotja1981 • 10:12, 17.08.2017
У меня вот такая ситуация.директору школы по человечески сказала еще весной, что буду увольняться в конце августа, после отпуска, чтобы он на мое место нашел другого учителя.Но он по человески не хочет, чтобы я проходила мед.комисси. я в списках есть.все оплачено.начала проходить, поскольку я еще работник школы и имею право, на что он говорит обратное.позвонила в Гос.инспекцию Труда, мне объяснили, что он не вправе этого требовать.Я ему это сказала, а он угрожает мне трудовой..интересно..?Что он может сделать?Задним числом написать мне какой-то вымышленный выговор?.В общем, странный директор.Дорогие учителя, если Вы знаете, что закон на вашей стороне, то боритесь!!!!Есть много неправомерных и "зажравшихся" работодателей
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 Марта58 • 17:05, 30.05.2017
Добрый день. Хочу задать вопрос. Могу ли я самостоятельно пройти ежегодный мед.осмотр (я учитель) в организации по своему усмотрению, а не там, с кем заключила договор директор школы.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 Екатерина_Пашкова • 17:15, 30.05.2017
Да, но тогда Вам не возместят расходы. Главное, чтобы у Вас была медицинская книжка.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 vasilypigaltcov • 08:13, 21.05.2016
Статья 212 ТК РФ, как и другие правила, инструкция и их законы РФ и не только РФ, не обоснованы методикой, а обоснованы односторонне правилами зависимости от материальных ценностей и служат в первую очередь деньгам, а не производственному быту и качества. Построенные отношения на основе материальных ценностей без методик были и всегда будут непрактичны как и сами ценности, отсюда также как и их инструкция, правила, законы правовой нигилизм. Это не лицо Государства, а лицо и правила зависимостью обожествленной элиты /Спасибо/.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 Arina666 • 13:14, 18.04.2016
Все это слова,везде частники и им на плевать за сколько ты пройдешь медосмотр,и ни кто не вернет вам деньги,,,,скажите жалуйтесь,,пожалуйста вас просто уволят,,вот и вся правда
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 Екатерина_Пашкова • 13:33, 18.04.2016
На каком основании уволят?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
19 sonya5698 • 13:33, 03.06.2015
Мы тоже проходим медкомиссию каждое лето в период отпуска, потом дают 2 отгула за то, что проходили в период отпуска. Зак прохождение медкомиссии свои деньги не платим, но печать "К работе допущен" по итогам прохождения не ставят до тех пор, пока не перечислят деньги, но это не наши проблемы, вопросы оплаты решает администрация школы, роно. Т.к. многие учителя, работая в сельской школе, проходят психиатра и нарколога по месту жительства (т.е. в другой поликлинике), сначала мы оплачиваем свои деньги, а потом нам возвращают, как выходим из отпуска... Стоматолога мы тоже проходим... Обычно уходит 2, реже 3 дня на прохождение комиссии.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Kruglovasvet • 21:35, 02.06.2015
А мы медосмотр проходим каждый год. Это законно?
А диспансеризацию проходим всегда за свой счёт.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 Svetmoy • 18:52, 02.06.2015
У нас медосмотр, такое чувство, что для очередной галочки - все здоровы. Зато платит директор по полной.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Elvira • 18:18, 02.06.2015
Здравствуйте! у меня два вопроса. 1. Кто решает, каких специалистов надо пройти? 2. Стало обязательным прохождение психиатра и нарколога. Но справку можно получить только по месту постоянной прописки. Я уже 5 лет живу в другом регионе (очень далеко) по временной регистрации и мне приходится брать эту справку через друзей, родственников. В чём логика, если я живу далеко от места постоянной прописки и не могу быть поставлена на учёт доктором за несколько тысяч км?
[Материал]
avatar
13 anna_strelets • 20:40, 01.05.2014
ох уж этот медосмотр.... если мы проходим его летом, то 2 отгула дают.
[Материал]
avatar
12 [Материал] мара • 14:32, 26.11.2012
Здравствуйте. у меня такая ситуация я устраивалась на работу в мае, медосмотр проходила в апреле. Сейчас на работе у меня все проходят медосмотр и меня включили в списки. Правомерно ли это, ведь в этом году я уже проходила его. Кто-нибудь сталкивался с подобной ситуацией и могу ли я отказаться проходить сейчас осмотр? Назначен на декабрь 4. если это важно.
[Материал]
avatar
10 [Материал] Московские детсады • 15:33, 04.11.2012
Я воспитатель в детсаду Москвы. Заведующая выдала всем направление на психиатрическое освидетельствование, но говорит, что платить мы должны сами, так как у нее этих денег нет. Что делать? Не заплатишь - испортишь с ней отношения, и тогда будет хуже. А платить я не могу, с нас и так постоянно тянут деньги то на одно, то на другое. Надоело уже, не работа, а какая-то частная лавочка
[Материал]
avatar
Не ходите просто.
[Материал]
avatar
8 [Материал] Ксения • 06:59, 22.10.2012
В связи с переездом,я перешла в другое образовательное учреждение. Должна ли я заново проходить медосмотр в срочном порядке с занесением его в санитарную книжку,или можно не торопиться,если я ровно год назад его проходила? Меня обязуют его проходить за свой счет.
[Материал]
avatar
А книжка у вас осталась?
[Материал]
avatar
7 Alekseevna8170 • 19:53, 08.09.2012
Материал очень актуальный. Спасибо за ссылки на статьи ТК. В нашей школе проходим за счет работодателя, но во время каникул. Кстати, проблемы есть. Например, в поселке нет некоторых специалистов, поэтому выкручивались в этом году как могли. Привозили психиатра и нарколога к себе в школу. Я думаю, что все знают, что с этого года заключение данных специалистов обязательно. Еще и стоматолога (!?).
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 Kruglovasvet • 21:38, 02.06.2015
А стоматолога зачем?
[Материал]
avatar
У нас сказали всем,чтобы проходили платно за свои деньги,так как это дорого и денег на оплату медосмотра нет в районном образовании.
[Материал]
avatar
5 svetlana6482 • 15:43, 30.06.2012
Наш коллектив проходит медосмотр сначала в посёлке, затем в городе, до которого нужно ехать на поезде 5 часов.Уезжаем ночью, обратно приезжаем ночью и утром в 8.30 на уроки...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Kruglovasvet • 21:38, 02.06.2015
Дурдом.
[Материал]
avatar
4 [Материал] NINA • 09:36, 29.06.2012
А если школа в другом населенном пункте? График составлен таким образом, что врачи принимают только по 5 человек.Должен работодатель обеспечивать подвоз?
[Материал]
avatar
3 Залия • 00:38, 08.06.2012
Мы проходим мед. осмотр за счёт работодателя.
[Материал]
avatar
1 [Материал] Елена • 07:34, 04.06.2012
спасибо большое за предоставленный материал. Хочу узнать: если работник не смог пройти мед. осмотр по графику, могут ли его заставить проходить его платно в том же учреждении, где обычно проводится мед. осмотр
[Материал]
avatar
Думаю, что да.
[Материал]