Лилия Чмелик, 30.09.2014 3

Дети с умственной отсталостью. Типы и причины умственной отсталости


Торможение развития умственных способностей и отклонения в психике в медицине диагностируется как умственная отсталость. Не всегда дети с таким недугом рождаются в неблагополучных семьях. Первичными причинами заболевания может явиться множество факторов.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

Причины врожденной и приобретенной УО у детей

Абсолютно невозможно предупредить четкие проявления болезни на раннем этапе. Более того, иногда заболевание появляется в последствие физического воздействия травматического характера.

  1. Тяжелая наследственность.
  2. Генетический сбой развития.
  3. Инфекционные или хронические заболевания матери во время беременности.
  4. Преждевременные или тяжелые роды, которые привели к асфиксии.
  5. Безответственность родителей по уходу и кормлению ребенка и недостаточное участие в его развитии.
  6. Тяжелая психическая или физическая травма.

В зависимости от источника заболевания, специалисты прогнозируют тяжесть запущенности отсталого состояния интеллекта.

Уровень УО шифруется F70 — F79: чем выше цифра, тем тяжелее степень отсталости ребенка.

Виды умственной отсталости

  • F70 — легкая форма заболевания, при которой дети приобретают навыки жизнедеятельности: способность общения и поддержания разговора, ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (принятие пищи, умывание и одевание). Основной особенностью является неуспеваемость в обучении. Детям затруднительно вникнуть и запомнить школьную программу.
  • F71 — умеренная степень умственной отсталости, характеризующаяся особыми признаками: медленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания.  При таком диагнозе ребенку требуется внимание квалифицированных специалистов, обучение в обычной школе практически исключено. В будущем люди с умеренной формой УО способны на легкий труд, обладают физической активностью и признаками социального развития.
  • F72 — тяжелая форма отсталости интеллектуальных способностей, подразумевающая: запущенные дефекты речи, глубоко выраженные нарушения моторики. Излишне говорить, что приспособленность таких детей к окружающему миру мизерна. Можно достичь определенных положительных результатов, но только посредством специальных занятий с педагогами, психологами и психиатрами.

Особенности развития детей с умственной отсталостью

Наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Среди признаков умственной отсталости ребенка:

  1. Безразличное отношение к окружающему миру.
  2. Отсутствие интереса к предметам и людям.
  3. Не наблюдается нормальная зрительная и физическая активность.
  4. Заторможенность освоения речевых навыков.
  5. Поздние и неуклюжие попытки самостоятельной ходьбы.
  6. Излишняя замкнутость или нежелание общения.

Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить последствия заболевания.

В случае несвоевременного начала лечения, умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.

Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Отсталые дети используют один и тот же игровой процесс, а длительность игр не превышает 10-20 минут. Проявление интереса к продолжению игры или изменение в действиях — показатель улучшений интеллектуальной деятельности.

Диагностика умственной отсталости

Большинство родителей, ослепленных любовью к ребенку, не замечают болезнь на ранней стадии. Основные признаки наличия отклонений в развитии детей выявляют педагоги детских садиков и школ. Для точной диагностики умственной дети направляются на психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК).

На ПМПК:

  1. Проверяется логика мышления и память.
  2. Тестируется умение пользоваться речью.
  3. Наблюдается моторная реакция на определенные действия.

Читайте подробнее в статье Что такое ПМПК? Как пройти комиссию?

Воспитательный процесс

Родители больных детей, предпринимающие всевозможные попытки лечения и терпеливо занимающиеся с малышами, герои. Особенно трудно приходится мамам и папам при уходе за детьми с глубокой формой умственной отсталости. Неприспособленность к жизнедеятельности обрекает родителей на доскональный уход за детьми и усиленное внимание.

Не только квалифицированная помощь медиков дает улучшения состояния и положительную динамику развития, но и заботливое воспитание детей с умственной отсталостью имеет свои плюсы. Каждодневные занятия с родителями тренируют память ребенка и развивают процесс мышления. Чаще всего, благодаря безмерным стараниям со стороны семьи, дети начинают распознавать взаимосвязь предметов и лучше ориентироваться в обстановке и пространстве.

Постоянные повторения слов и звуков более эффективно воздействуют на восприятие речи больным ребенком. Немаловажную роль в развитии маленьких детей играет общение. Навыки социальной приспособленности закладываются, в первую очередь, в семейном кругу: с детьми необходимо играть и чаще разговаривать, а не оставлять в одиночестве. Частые прогулки и возможность общения детей со сверстниками дает надежду на способность нормальной жизнедеятельности в будущем.

Умственной отсталости у детей — это не всегда окончательный приговор для изоляции от общества и невозможности полноценной жизни. Повседневное обучение и усиленное внимания обезоруживают любую болезнь.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 kamaryamansurova • 21:37, 22.01.2015
Очень полезный материал. В работе с такими детьми очень ценны рекомендации узких специалистов. Поэтому хотелось бы, чтобы конкретные методики работы были бы описаны более подробно.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 osipovigor69 • 15:50, 02.10.2014
Особенно важно как в физическом так и в интеллектуальном развитии обучение профессиональному труду(слесарное, столярное, швейное, строительное дело). Только приходиться "выпрашивать" новое оборудование.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 arylakhova • 19:04, 30.09.2014
Чаще всего умственно отсталые дети не имеют навыков межличностного общения в среде нормальными детьми. Социализация таких детей затруднена еще с низкой самооценкой и негативным восприятием других людей. Работа с этими детьми, скажем, очень кропотлива и требует от педагога огромного терпения.
[Материал]