Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?


Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешительны и отзывы родителей в интернете: зачастую комиссия проводится в некомфортной для ребенка обстановке, когда специалистам важно «поставить диагноз», и, кажется, что судьба ребенка их не волнует. Стоит ли бояться комиссии и как она проходит, читайте в нашей статье.


Обсудить статью (уже 9 коммент.)
Опубликовать свой материал

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Ирина Балаева, учитель начальных классов.

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Злоупотребление ПМПК

К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

Фото: Екатерина Пашкова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Леся9048 • 14:16, 23.05.2016
Здравствуйте, что за балаган у вас там происходит? С поликлиники невропатолог дал направление на комиссию, приехали на 1-ую, оттуда отправляют в 3- ью, а оттуда во 2-ую!? У ребенка в 6 лет сложности с речью, нужен логопед. В поликлинике нашей его нет, а на частных у меня денег нет! И что нам теперь делать?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Екатерина_Пашкова • 15:53, 23.05.2016
У нас на сайте балагана нет. Разбирайтесь с вышестоящей организацией Вашей поликлиники.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 ghjnjgjg77 • 13:19, 05.04.2016
А я видела в работе ПМПК формализм, ни кто не разбирается почему ребенок не ответил переволновался он или не знает, ответа потому что в его среде это не обсуждается, не учится, пословицы для ребенка, которых нет сейчас в нашей речи практически вообще, как он должен на них реагировать?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 larisaer197 • 11:51, 23.11.2015
Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 taicia49 • 15:01, 20.11.2015
Моему ребёнку нужен интернат по зрению но в комиссии ПМПК Будённовска не дают направление хотя есть и рекомендация ВТЭК врачей и вторая группа инвалидности
avatar
4 Svetmoy • 18:42, 16.01.2015
Действительно, комиссии бояться не нужно. Но порой так трудно убедить родителей, что ты не враг их ребёнку. Ведь ребёнок то не виноват, что у него какие-то проблемы (медицинские). Ему нужно помочь, а как??? Родители сами не знают и ПМПК боятся. Как правильно сказала автор статьи, все назначения носят рекомендательный характер. Решать-то всё равно родителям!
avatar
3 Степанова4373 • 19:10, 05.01.2015
Я согласна с автором статьи, не стоит бояться комиссии. Так же я уверена не стоит и бояться классов коррекции. Ведь именно в таких классах можно оказать помощь детям. В таких классах наполняемость не более 12 человек, дополнительные занятия и с учителем, и с логопедом, и с психологом школы. Многие дети, потом по результатам той же комиссии, возвращаются в массовые классы
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 katerinachausova • 17:17, 19.12.2014
У меня двое детей: дочь, учится в первом классе - пришла в школу читающей, пишущей прописными буквами, считающей; и есть сын пяти лет - аутист. Поэтому я не понаслышке знаю, что такое ПМПК. Нам она нужна только для того, чтобы мы не платили за сад (так как наличие инвалидности не даёт право бесплатного посещения детского сада. Большего смысла в её работе я не вижу. Диагноз и всё остальное ставит психиатр, ПМПК читает же по амбулаторной карте и даёт заключение посещения определённого вида детского дошкольного учреждения.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ujkjgtlJD • 20:20, 27.11.2014
Со случаями перегиба я не встречалась, а вот с неадекватностью родителей очень часто. Многие родители не понимают, что обучение в некомфортных условиях, где у ребенка не будет успеха, обречено на неуспех и отрицательные эмоции.