Стоит ли переводить ребенка в коррекционную школу?


После прохождения ПМПК родителям могут рекомендовать перевести ребенка в коррекционный класс или школу, и для многих это решение кажется неприемлемым: отношение к таким школам и детям пренебрежительное, да и как смотреть в глаза коллегам по работе!?


Обсудить статью (уже 9 коммент.)
Опубликовать свой материал

Признать наличие проблем у своего ребенка трудно, но удовлетворение собственных амбиций родителями может помешать их детям найти себя и свое место в жизни: особые дети требуют особого подхода.

«Много лет назад я впервые брала экспериментальный коррекционный класс. Там было всего 10 учеников. Да, им трудно давалось обучение. Но я знала причины. Давно уже эти детки стали взрослыми, но поверьте: они ничем не отличаются от своих сверстников. У них семьи, работа — все в порядке. Кто-то пишет стихи, кто-то работает в офисе, кто-то работает таксистом, кто-то служит в армии по контракту... Каждый нашёл себя. Я часто задумываюсь над тем, что бы их ждало, не будь своевременной помощи? «Хромали» бы они со своими «двойками» и «тройками» из жалости до 9 класса, с комплексами неполноценности, с низкой самооценкой, и неизвестно, как бы сложилась их судьба...».

Ирина Балаева, учитель начальных классов.

Стоит пояснить, что в России есть учреждения двух основных видов:

  • обычные, для ребят, у которых нет проблем со здоровьем и отклонений в развитии;
  • коррекционные, в которых учатся ребята, имеющие какие-то трудности: плохое зрение, отсутствие слуха, ЗПР и т.д

Коррекционные школы в свою очередь бывают семи типов:

  • I вида — для глухих детей.
  • II вида — для слабослышащих.
  • III вида — для слепых.
  • IV вида — для детей с остаточным зрением.
  • V вида — для детей с тяжелой речевой патологией.
  • VI вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • VII вида — для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
  • VIII вида — для детей с нарушениями интеллекта.

Что дает коррекционная школа по сравнению с обычной?

В коррекционных школах и детских садах (а также и в коррекционных классах и группах в обычных заведениях) для особых ребят созданы условия, помогающие им найти свое место в жизни, несмотря на определенные проблемы со здоровьем:

  • Обучение идет в классах с малой наполняемостью (не 25 человек, а 10-15 человек).
  • Все педагоги имеют специальное образование или прошли переподготовку для работы с такими детьми.
  • Обучение ведется по специальным программам, адаптированным для таких детей, нет «лишних» предметов и знаний: например, в коррекционных школах не изучаются производные, но изучается «швейное дело», чтобы девочки-выпускницы таких школ имели профессию и могли полноценно жить.
  • Благодаря тому, что никто не ставит завышенные требования, дети чувствуют себя комфортно, не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не имеют дополнительных причин для комплексов (я не такой, как все), уверены в себе.

Иногда школы, боясь потерять учеников, выставляют им удовлетворительные оценки, что означает, что ребенок справляется со школьной программой, успевает. Для обязательного направления на ПМПК школе нужно, чтобы у ребенка было хотя бы 2-3 «двойки» в четверти, и в то же время школы не заинтересованы в низких показателях успеваемости.

Коррекционное обучение может осуществляться в школах, имеющих специальную лицензию, учебную программу и в штате которых есть педагоги, обученные работе с особыми детьми. То есть в обычной общеобразовательной школе могут быть коррекционные классы или индивидуальное обучение детей по коррекционной программе, но больше условий для полноценной работы создано в специальных учреждениях.

С другой стороны, отдавать ребенка в коррекционную школу не всегда оправдано, если ребенок комфортно учится и успевает в обычной.

«Да уж, как нас психолог из  обычной школы отговаривала, уж так старалась: «Он у вас не потянет, он у вас замкнется, вы потеряете все, чего вы добились, да вы меня послушайте, да у меня опыт...» А он руку тянет на каждом уроке, его учительница постоянно хвалит. Он так раскрылся, я сама своего ребёнка не узнаю», — говорит Ирина, мама.

Кто принимает решение

Решение, переводить ли ребенка в коррекционную школу или оставить в обычной, принимают родители (законные представители) — ПМПК носит рекомендательный характер и не обязывает родителей переводить ребенка. Но стоит много раз подумать: Что ребенку важнее? Где ему будет лучше? Родителям стоит поговорить с учителями, с врачами и логопедами, посетить коррекционные школы недалеко от дома. В каждый случай требует индивидуального решения, и общих правил здесь нет.

Фото: Екатерина Пашкова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 damapz • 16:54, 25.05.2016
а я согласна с Rodnichok . у меня сын учиться в коррекционном классе 7-го типа, так туда ПМПК сваливает всех детей с девиантным поведением. а еще и из коррекционного детского дома ходили- тихий ужас. 6й класс прошел под знаком простого физического выживания. + не все учителя понимают что такое коррекция, у нас руссичка такая. она сама призналась что не понимает как с такими детьми работать и что ей трудно. в итоге пол урока педагоги успокаивают детей, а за остальные пол-урока что успеют дать?. в общем учебы полноценной нет и толку от этой коррекции тоже. и так "повезло" не только нам, а почти каждой школе фрунзенского района спб (кроме элитных и приблатненных)
avatar
Поддерживаю комментарйи-2Не согласен с высказыванием
8 Svetmoy • 08:07, 17.05.2015
У меня из класса в этом году 2 девочки ушли в коррекционный класс, тоже после ПМПК. Конечно, сначала были опасения, переживания. Мы долго беседовали с родителями, объясняли, затем сходили с родителями в коррекционный класс. Побеседовали с учителем, посмотрели условия и т.д. Девочки перешли, уже пол года учатся в коррекции. Рады и девочки и мамы.
avatar
Поддерживаю комментарйи-2Не согласен с высказыванием
7 Rodnichok • 22:39, 16.05.2015
Вы медом мажете. Как и на комиссии это делают. Да, коррекционные классы создают для помощи деткам. Но по факту в эти классы сгоняют из других школ детей "неугодных" (из неблагополучных семей, ассоциальных и проч.) обычной школе не нужны такие дети, с ними сложно и они портят показатели работы педагога и школы. На собрании перед 1 классом в школе, директор так и сказала. Что в данный момент выводят троих детей в другую школу, в коррекционный класс. Потому что они агрессивные, бьют одноклассников. Но ни слова не сказала, что они не осваивают программу и им нужно помочь. Я сейчас стою перед выбором, пойти в обычный класс или, как направляет ПМПК, в коррекционный. И как моя дочка (наивная и очень спокойная) будет учиться в классе где большое кол-во вот таких деток, которыми просто не хотят заниматься в обычной школе. Они будут бить других детей, главное чтоб не у нас в школе?
avatar
Поддерживаю комментарйи-2Не согласен с высказыванием
6 Екатерина_Пашкова • 00:01, 24.01.2015
Думаю, что в Вашем случае нужно действовать жестко: если избили Вашего сына, написать заявление в полицию, копию заверенного заявления взять себе. Тоже самое со школой и директором, написать заявление, изложить факты, заверенную копию взять себе. На встрече родителей вписать в протокол родительского собрания, что Вы обсуждали эту тему, вписать присутствующих на собрании членов администрации школы, указать выводы, к которым пришли родители. Все это поможет Вам в дальнейшем доказать, что Вы с данным вопросом в школу обращались. Директор не может оставить без внимания такой случай, если он зафиксирован.
Но именно обязать что-то сделать директора Вы не можете, и он, директор, тоже не может обязать родителей того ребенка что-то сделать. Поэтому, если к Вас в классе действительно крайне проблемная ситуация, действуйте пока обращением к директору, классному руководителю, полицию.
avatar
5 kamaryamansurova • 22:56, 22.01.2015
Материал статьи пригодится в работе, спасибо!
avatar
4 turjanskie • 18:13, 13.01.2015
Решение отдавать в коррекционную школу ребенка принимает сами родители и родители должны здраво оценивать своего ребенка.Я считаю, что проблемным деткам лучше учиться в коррекционных школах. Наполняемость классов сейчас большая у учителя не всегда есть возможность со всеми проработать материал урока.И по новым стандартам сейчас учитель объяснил, а дома закрепили. Проблемный ребенок не всегда поймет материал ему возможно потребуется его еще раз объяснить , но когда подходить к учителю уже надо бежать на следующий урок. У меня есть двоюродный брат и его история очень печально.У него нарушен слух. Мама его отдала в коррекционную школу ,где он хорошо учился до 8 класса ,ему было там психологически комфортно.Потом его мама решила,что он сможет учиться в нормальной школе ,отдала в обычную и с чем столкнулась он не дослышывал материал, его не совсем внятная речь вызывала смех ,он видел и понимал, что он отличается от всех, все это наложилось и в результате лечение в психбольнице. Нужно думать о своих детях, где им будет хорошо в классе где 30 человек или где 15 и есть индивидуальная работа с твоим ребенком?
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
3 SvetlanaPyataeva • 18:35, 24.11.2014
У меня учился ребёнок с ЗПР, вернее учится до сих пор. Он один занимался по индивидуальной программе, получая образование в форме интегрированного обучения в условиях общеобразовательного класса. Почему получал? По решению ПМПк в этом году он может учиться по основной программе. Думаю, это маленькая победа. И моя, и, конечно, Максима)))
avatar
Поддерживаю комментарйи-2Не согласен с высказыванием
2 натуся5476 • 16:27, 24.09.2014
Я согласна, что такого ребёнка нужно обучать в специализированных школах. Они изгои в обществе своих сверстников. Им тяжело не только в плане учёбы, но и в общении. А общение играет весомую роль в развитии ребёнка.
avatar
Поддерживаю комментарйи-2Не согласен с высказыванием
1 andronnikova_olg • 20:38, 04.08.2014
Очень нужная статья. Я за годы работы столкнулась с родителями, которые не хотят признавать очевидные вещи, идут наперекор решению комиссии, не понимая при этом, что обучение в обычном классе принесет такому ребенку серьезные психологические проблемы, (в основном это касается детей 7 и 8 видов). Таким детям нужен специальный педагог, который сможет помочь им освоить школьную базу знаний. Непонимание сути коррекционных классов, к сожалению, зачастую и приводит к таким проблемам.