Как исправить почерк? Почему у ребенка плохой почерк


«Если доктор выписал вам рецепт хорошим почерком, будьте осторожны — возможно, это не доктор». Мы шутим на тему почерка врачей, но вот если наш ученик или ребенок пишет плохим почерком, это становится проблемой. Мы просим писать разборчивее, не принимаем работы на проверку, а в начальной школе и подавно заставляем переписывать некрасивое слово целыми строками и даже страницами — «вырабатываем хороший почерк».


Обсудить статью (уже 26 коммент.)
Опубликовать свой материал

Плохой почерк школьника

Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений. В школе, скорее, предъявляются требования не столько к красоте почерка, сколько к его разборчивости и понятности для окружающих.

Обучение письму начинается в возрасте 6-7 лет в подготовительной к школе группе или 1 классе, при этом, как показывают исследования, для детей 6 лет письмо является более сложным упражнением, чем для детей 7 лет. Различия в скорости письма и мышечном напряжении наблюдаются у разновозрастных детей на протяжении первых трех лет обучения в школе.

В XVII веке каллиграфии обучали до обучения чтению, заставляя механически переписывать буквы, слоги, слова, а затем и целые предложения. Такие упражнения по формированию почерка длились месяцами, но их эффективность была невысока. Позднее методики обучения хорошему почерку совершенствовались, в частности, обучение письму и красивому почерку стало проводиться вместе с обучением чтению, то есть письмо стало осознанным.

Элементы механического обучения письму применяются до сих пор: дети учатся по прописям с готовыми образцами почерка: сначала дети обводят палочки-кружочки и отдельные элементы букв, затем повторяют образец. Позднее дети начинают работать в разлинованных тетрадях, в тетрадях с косой чертой — вспомогательные линии помогают детям сориентироваться на листе, соблюдать пропорции букв и соединений, что делает почерк красивым.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

  • слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;
  • ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);
  • написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
  • путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
  • слишком мелкие или слишком крупные буквы.

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

  • развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы;
  • развивать способности зрительного восприятия различных форм;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами;
  • укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка;
  • научить пользоваться ручкой;
  • научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.;
  • убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д;
  • сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Ошибки письма детей и взрослых

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку (шариковую или перьевую), без ребер, хорошие тетради, чтобы письмо было легким и приятным. (К сожалению, современные производители порой предлагают настолько некачественные письменные принадлежности и тетради, что писать в них одно мучение).

Как правильно держать ручку при письме

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев ("рисует") или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

  • расстояние между словами;
  • расстояние между буквами;
  • размер букв;
  • наклон;
  • нажим на бумагу;
  • ровность строк;
  • четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные);
  • стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т.п.).

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Плохой почерк

Исправление почерка

Чтобы лучше понять, что именно вы хотите изменить, посмотрите почерки других людей, готовые шрифты, попробуйте написать буквы и их элементы, подражая этим почеркам, попробуйте совместить их со своим. Что получилось? Довольны ли вы результатом?

Лучшие свои и чужие образцы можно распечатать и положить на видное место. Здесь также можно применить методы НЛП и аутотренинга, когда вы запоминаете почерк, закрываете глаза, расслабляетесь и воображаете, как пишете именно этим почерком. Говорят, помогает.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка подражательным методом требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.

Правда, существуют заболевания и особенности нервной системы, не позволяющие добиться блестящих результатов, в этом случае нужно проконсультироваться с врачом. Также отдельно стоит заметить, что проблемы с почерком, а, вернее, с письмом есть у людей, страдающих дислексией.

Курсы каллиграфии

Как и в любом виде обучения, если подходить к вопросу самостоятельно, много времени тратится на его изучение, поиск методик, советов, а само обучение происходит методом проб и ошибок. Но существуют групповые, индивидуальные и даже дистанционные курсы каллиграфии, на которых опытные специалисты, используя опробованные методики обучения каллиграфическому письму, поставят почерк и научат писать красиво. Такое обучение, конечно, будет более эффективным, нежели самостоятельное.

Но так ли нужен красивый почерк?

Люди старого времени говорят, что почерк — это визитная карточка человека, он должен быть красивым, понятным, и к тому же разборчивый почерк упрощает жизнь тех, кому вы пишете. Но так ли много мы пишем вручную в XXI веке? Сколько существует профессий, где нужно иметь красивый почерк? Раньше каллиграфы работали в ОВД и ЗАГСах и красиво оформляли паспорта, свидетельства о браке и о рождении детей, но и туда уже пришли компьютерные технологии — все документы выдаются в печатном виде. Даже открытки можно подписывать на принтере, используя специальные декоративные шрифты. Стоит ли "убиваться" за красоту почерка, стараться сделать его идеальным, каллиграфическим, ругать своих детей, доводя до нервозов постоянными переписываниями и исправлениями?

Читайте также:



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
25 kukanv1 • 12:02, 10.11.2015
Полезная статья. Очень жаль, что таких не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почти все недостатки почерка в статье были и у меня. В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня. А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара. Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 Смайл-1 • 17:42, 24.05.2015
Очень хорошая статья! Судя по комментариям нас много кто считает, что писать красиво нужно... Я знаю многих своих коллег, старой закалки, кто в начале урока даёт упражнения на чистописание... Убеждена, что это нужно... Разборчивый почерк, правильные и красивые мысли... И если почерк будет пусть не очень красивым, но разборчивым уже хорошо.
avatar
22 Маринчик3157 • 14:27, 03.02.2015
Да,почерк визитная карточка человека и даже по определению характерологических особенностей ,качеств личности.Можно определить даже круг некоторых заболеваний.Но выправление почерка не должно стать пыткой для ребёнка.Здесь дело нужно доверить професионалу.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 yu-lya-lya • 15:24, 02.02.2015
в любом деле нужна мотивация! научить старшеклассника красиво и понятно писать - невозможно, но возможно пробудить его интерес к этому! сколько всего можно поместить в классные стенды! в том числе и мотиваторы: современные, привлекательные, ТОПы "Самое нераспознаваемое слово" и т.п .
avatar
20 Мила5867 • 14:01, 01.02.2015
Учить ребенка писать элементы букв, буквы, их соединения должен учитель с 1 класса. Работа должна быть ежедневная, кропотливая. Ведь как с самого начала учитель правильно поставит ребенку руку при письме, так ребенок дальше и будет писать. А если не уделять особого внимания каллиграфии ребенка, то потом давать ему образцы для чистописания бесполезно. Ребенок будет писать так, к сожалению, как привык.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
26 kukanv1 • 06:18, 14.11.2015
Научиться красиво писать может каждый человек любого возраста, но с каждым годом это будет сделать всё сложнее.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 oksana-motova • 22:39, 30.01.2015
Очень жаль, что среди школьных предметов нет такого , как каллиграфия. А как было бы здоров, если бы дети писали работы чистым аккуратным почерком. В нашем городе в некоторых школах вводятся в начальных классах и продолжаются в среднем звене каллиграфические пятиминутки. Уверена, это хороший опыт.
avatar
18 redhotcshilipepers • 17:32, 30.01.2015
Очень актуальная тема. Старшие школьники считают, что почерк не играет никакой роли в обучении русскому языку. Больно проверять сочинение выпускника и с трудом понимать буквы. Начинать работать над исправлением почерка, конечно же, нужно с начальной школы. Спасибо за советы.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 Лаура8187 • 10:53, 28.01.2015
Работа интересная и содержательная. Статья написана в последовательной форме. Очень полезный материал для меня, как для учителя. Возьму себе на вооружение.
avatar
16 Markova_Ludmila • 18:35, 25.01.2015
Я работаю в школе более 25 лет и данная проблема становится всё более актуальной. Становление почерка у детей происходит очень сложно, так как у большинства из них к началу обучения практически не развита мелкая моторика. Дети приходят в школу не умея аккуратно, не заходя за контур, раскрашивать картинку; не могут вырезать из бумаги фигурку и т.д. Эти проблемы возникают по нескольким причинам: - Чрезмерная опека ребёнка взрослыми ( его и оденут и обуют, и уберут за него вещи, и всё ему позволят).
- Не дозированное увлечение разными гаджетами (ребёнок занят - родители рады).
- Нежелание многих родителей заниматься с ребёнком, развивать его (в школе научат), ну и многое другое...
Спасибо автору за содержательную статью, думаю прочитав её, можно сделать какие-то выводы как учителю, так и родителю.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
14 lvvastic • 12:25, 23.01.2015
С осени 2016 года в Финляндии отменят обязательное обучение в школах письму прописью, передала во вторник, 13 января, телерадиокомпания WDR. По мнению финского министерства образования, школьники должны больше времени проводить не над тетрадями, а за компьютером, набирая текст с помощью клавиатуры. В то же время, как сообщается, детей в Финляндии будут продолжать учить пользоваться при письме ручкой или карандашом. При этом на уроках школьники будут писать впредь печатными буквами.
В некоторых федеральных землях Германии, например, в Северном Рейне-Вестфалии, уже сейчас в начальной школе разрешено писать исключительно печатными буквами.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 Екатерина_Пашкова • 00:14, 24.01.2015
Интересная информация. А что Вы об этом думаете?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 nouvelle9556 • 20:12, 15.06.2015
Ну так да? А пять великих финнов назовете?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 Nata817548 • 12:52, 21.01.2015
познавательная статья.возьму себе на заметку.Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.
avatar
12 irulya80807501 • 19:23, 20.01.2015
Я работаю в старшей школе. Преподаю русский язык. Почерк ученика-это иногда просто беда. Страдает моё зрение, часто работы просто не читаемы! Наверное, в 5 классе нужно на каждом уроке минут на 5 давать работу по улучшению почерка. И с годами дети пишут только хуже. Это моё наблюдение!
avatar
11 оксана7438 • 12:32, 19.01.2015
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ СТАТЬЮ
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 оксана7438 • 12:32, 19.01.2015
Я С БОЛЬШИМ БЫ УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРОШЛА БЫ КУРСЫ КАЛЛИГРАФИИ. МОЕ МНЕНИЕ ,ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Учитель7059 • 20:08, 18.01.2015
Работа понравилась! Прочитала с большим и неподдельным интересом! Нам, словесникам, каждодневно приходится проверять и читать работы с неразборчивым почерком. Проверяя сочинения или изложения, перечитываешь несколько раз. Жду методическое пособие по формированию каллиграфии.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Екатерина_Пашкова • 20:31, 18.01.2015
Спасибо! Хороший материал можно найти здесь: http://pedsovet.su/load/238-1-0-44889
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 ZN • 15:46, 18.01.2015
Спасибо! Очень полезная информация.
avatar
6 romashka9663 • 08:14, 18.01.2015
Очень интересная и полезная статья!!! спасибо!!!!!!!
avatar
5 Anokhina • 01:26, 18.01.2015
Добрый вечер! Очень актуальная статья! Формат международных экзаменов по- английскому языку IELTS и FCE требует выполнения письменных заданий собственноручно, в то время как TOEFEL в печатном виде. Дети иногда приносят домашние задания в напечатанном виде и я их принимаю, особенно у тех, у кого почерк нечитаемый. Как быть? Очень хочется услышать мнение коллег по данному вопросу.
avatar
4 smirnowa2015 • 22:57, 17.01.2015
Замечательная статья, подробная, много практических советов, возьму на вооружение. Спасибо автору за материал!
avatar
2 Алина3257 • 17:49, 17.01.2015
Ищу интересные статьи на данную тему, хочется помочь ребятам писать красиво, дать совет родителям как помочь ребёнку. Спасибо Вам за интересные подсказки.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 20:41, 17.01.2015
Посмотрите вот этот материал: http://pedsovet.su/load/238-1-0-44889
avatar
1 Валери5870 • 08:59, 17.01.2015
Да, красиво писать могут не все.Считаю, что это зависит и от характера человека. Не каждый может быть усидчивым и старательным!