Возможности IT-технологии для организации учебного процесса

svg282009@mail.ru

21 век - это не только век информационных технологий, но и век непрерывного образования (самообразования). В связи с внедрением в учебный процесс школы информационных технологий, изменились и образовательные цели, которые в значительной степени направлены на формирование и развитие способностей учащихся.


Обсудить статью (уже 24 коммент.)
Опубликовать свой материал
Прежде всего, современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и учащихся, улучшает эффективность образовательной системы в целом. IT-технологии находят свое применение в различных предметных областях, на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.

Процесс информатизации системы образования представляет иные требования и к педагогам школ в области повышения компетентности каждой личности в интеллектуальной, общественной, экономической, информационной и других сферах деятельности.

Возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств IT-технологий в образовательное пространство школы. Появление новых информационных технологий влечет существенные изменения в работе учителей. Самым простым вариантом является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия. Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока важно использовать мультимедийный проектор. Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства.

Создание такого пространства преследует две основные цели:
  1. организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;
  2. интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования.

Новые информационные технологии способны открыть огромнейшие возможности. Интерактивные доски становятся все более доступными для наших школ. Они стали сферой внедрения ИКТ в учебный процесс, которая вызывает много вопросов. Мнения педагогов разных стран об интерактивных досках разделяются: кому-то они нравятся, кому-то – нет. Большинство же российских учителей находятся в лагере сторонников их внедрения.

Внедрение интерактивных досок – прекрасная стратегия для убеждения учителей в том, что использование ИКТ на уроках вполне доступно и просто для всех. Что уж говорить о возможности сделать процесс обучения более увлекательным. В западных странах же начинают отказываться от их частого использования на уроках, в связи с тем, что дети воспринимают работу с ними как элемент игры, переставая воспринимать материал как учебный. Доступность компьютеров для детей и перспективы, когда каждый школьник скоро будет иметь свой собственный компьютер, – требует определения новых стратегий их использования в будущем. Производители интерактивных досок, понимая это, включают в программное обеспечение, поставляемое с доской, программы-менеджеры управления классами, появляется все больше цифровых образовательных ресурсов по различным предметам.

Станут ли в будущем интерактивные доски «белыми воронами»? Скорее нет... Потому что есть некоторые роли, которые они могут исполнять достаточно хорошо на уровне школы. Например, использование в большой аудитории при демонстрации работ детей для родителей и сообщества. В некоторых средних школах ее используют как интерактивное средство вещания, на ней еженедельно транслируется подборка новостей и сообщений. Возможна организация взаимодействия с мобильными технологиями, когда у большинства детей имеются мобильные телефоны с камерами. Организация мгновенных мобильных опросов с использованием доски дает каждому ученику ощущение участия в общественной жизни школы.

Современное образование невозможно без применения инновационных методов коммуникации между преподавателями и обучающимися. Одна из последних новаций – развитие систем видеоконференцсвязи (ВКС), которая делает процесс обучения более эффективным, позволяет снизить школе издержки, фактически выводит на новый уровень идею дистанционного обучения. Сегодня системы ВКС становятся одним из конкурентных преимуществ для образовательного учреждения, и неудивительно, что многие  школы начали использовать эту инновацию в образовательном процессе.

Видеоконференцсвязь в последние годы бурно развивается, в том числе – как составляющая часть образовательного процесса. Фактически, это дистанционное обучение в режиме, не отличающемся от очного, но со значительным снижением издержек – не нужны аудитории и дополнительные помещения, все наглядные материалы в электронном виде, резко уменьшаются организационные расходы на приглашение преподавателей и экспертов из других городов и стран.

Внедрение в образование новых информационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Компьютеры в образовании постепенно превращаются из инструмента для преподавания в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса. Задачи сегодняшнего этапа информатизации в школе – это переход от вариантов проникающей информационной технологии к варианту монотехнологии, когда всё обучение, мониторинг, диагностика, управление ОУ опирается на применение компьютеров.

Рахматуллина Светлана Геннадьевна,
Башкирия, г.Уфа,
МОУ СОШ 116,
учитель информатики

 

 

 

 



По теме статьи материалы:

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка".
Статья "Использование информационных технологий на уроках технологии"

На фото: урок английского языка "Как хорошо быть здоровым".

 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 alex12571 • 13:36, 02.07.2015
Как радует, что только не в Москве внедряются технологии. Хороший учитель не может быть против улучшения учебного процесса.
avatar
23 delfin • 17:31, 20.01.2011
Спасибо! Доклад очень помог при подготовке к методическому семинару.
avatar
22 Казаков • 17:23, 15.01.2011
Статья очень интересная. Использование компьютера на уроке - это не дань моде, а лишь одно из средств которое позволяет активизировать образовательный процесс, познавательную деятельность, увеличить эффективность труда.
avatar
21 Игнавал • 19:47, 30.11.2010
Что бы сегодня не говорили об ИКТ, а современный урок без этого не провести! Я уже третий год вплотную работаю с интерактивными досками, презентациями, тренажерами и считаю, что это огромное подспорье в нашем труде. Это и детям интересно, и сам чувствуешь себя не отстающим от времени. Я сегодня уже и не могу без ИКТ. пусть это отнимает у мепня много времени, но мне это очень интересно. А значит, мой урок будет интересен и моим ученикам. а что еще нужно?
avatar
20 chertik_maksyd • 00:18, 24.11.2010
Спасибо за работу! Очень понравилось! Я пишу доклад о современных технологиях обучения иностранным языкам!
avatar
19 Tataka • 16:44, 21.11.2010
А никто Вам и не даст универсального ответа. Это дело сугубо личное: Какая аппаратура у вас есть и как вы умеете с ней работать, но живое слово учителя ничто не заменит, хотя я и не против ИКТ. Использую огромное количество сайтов для работы с языком, например English-German.ru, детские сайты, но для этого нужен интернет. Увлекаться этим не стоит, но минут 15-20 урока вполне можно посвятить тесту online или путешествию по Дрезденской галерее.
avatar
18 sofino • 15:57, 21.11.2010
Вот адресок, где программа для on - line видеоконференций ооVоо, которую можно скачать по адресу: http:www.oovoo.com/Download.aspx
Опыт применения этой программы даже внутри школы дает ощущение создания информационного пространства без границ.
avatar
17 яфчысвма • 13:47, 21.11.2010
Работа очень помогла при подготовке к аттестации,спасибо.
avatar
16 РСветлана • 10:27, 19.11.2010
На новый межаттестационный период выбрала тему "Использование ИКТ
как средства активизации познавательной деятельности обучающихся
на уроках математики ". Так что это нужный для меня материал.
avatar
15 Павел • 11:58, 18.11.2010
'Это наше настоящее и будущее.
avatar
14 Спесивцева С.Н. • 09:37, 18.11.2010
Считаю, что применение электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка является необходимым. Это повышает мотивацию учеников к изучению предмета, делает процесс обучения интереснее и увлекательнее. Будем надеяться, что в ближайшем будущем все школы и все классы будут снабжены необходимым оборудованием.
avatar
ИКТ - это здорово. Времени приходится не жалеть, чтобы что- получилось.Хотелось бы больше практического обмена между преподавателями спецпредметов и производственного обучения.
avatar
12 BELARA • 21:09, 17.11.2010
Конечне ИКТ это хорошо. Но каждый день устанавливать проекторы в кабинет тоже не из приятных. Были бы встроенные, было бы лучше. Но а ноутбуки нам подарили.
avatar
11 наташа7777 • 23:57, 14.11.2010
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. ОЧЕНЬ ПОМОГЛА МНЕ.
avatar
10 nezhenka2008 • 21:36, 14.11.2010
В декабре буду защищать проект на аттестациипо использованию ИКТ на уроках английского языка.Сейчас готовлю материал.
avatar
9 ШМВ • 12:15, 10.11.2010
Коллеги, я могу поделиться своими разработками, в частности презентациями к урокам географии, различными формами контроля знаний с использованием ИКТ, могу показать детские презентации. Заходите ко мне на страничку, в ближайшие дни выложу.
avatar
8 валентина5174 • 11:54, 10.11.2010
Действительно, интерактивные доски делают процесс обучения наглядным, мобильным доступным для понимания учащихся, что значительно повышает интерес к урок и лучшему усвоению материала.
avatar
6 Aletca • 21:54, 09.11.2010
Мечты, мечты... спуститесь с небес на землю. Чтобы использовать в учебной деятельности компьютер по данным критериям необходимо наличие компьютера или ноута на уроке у КАЖДОГО, а сейчас во многих школах доступа к ним просто нет (кроме учителей информатики). О каких ИКТ в школах может идти речь?
avatar
7 Залия • 00:06, 10.11.2010
Есть школы, где в каждом кабинете стоит компьютер. У меня есть и проектор, и интернет. Была бы скорость нормальная, можно было бы и через веб камеру одновременно с уроком учить детей, которые находятся дома из-за болезни.
А ,когда у меня не было всего этого, я из дома свой ноутбук возила на уроки. Сейчас хочу организовать работу через программы мгновенных сообщений и свой сайт работу с одарёнными детьми.
avatar
5 Ученик • 19:01, 09.11.2010
А мне статья, в целом, очень понравилась.
avatar
4 Залия • 17:43, 09.11.2010
В работе каждый учитель применяет что-то конкретное исходя из программного обеспечения на рабочем компьютере. Из всего что есть интересное и новое можно взять в фотошопе и корел дров. А остальное -всем известные презентации и ворд. Хотя, есть бесплатные читалки даже голосовой движок, но на уроках из-за "корявой" речи его лучше не применять.
Статья мне понравилась. я её себе сохраню.
А программ в своей работе можно использовать целое море- но стоять они будут только на личном компьютере и учитель сам должен захотеть ознакомиться с ними.
avatar
3 olgab • 23:18, 08.11.2010
Согласна со всеми!
avatar
1 lika22 • 13:23, 08.11.2010
В принципе ничего нового... Об этом пишут, издано много книг, например Комплексные модели информатизации образования. Хотелось бы почитать о реальном опыте внедрения ИКТ в образовательный процесс
avatar
Да, полностью с вами согласна. В 2010 году хочется прочитать не только названия форм использования ИКТ, но и что-то конкретное, что можно применить в работе.