Применение ИКТ на различных этапах урока


В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.


Обсудить статью (уже 27 коммент.)
Опубликовать свой материал
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями,  учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими  условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В школе также есть мобильный класс, оснащенный 20 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, так и в организации внеклассной, воспитательной работе.
Информационные технологи используются на разных этапах урока.

Пример организации проверки выполнения домашнего задания.

С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1.    мультимедиа технологии:

  • презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint); 
  • презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint); 
  • презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

 

 

2.    раздаточный материал:

 

  • тесты (Excel) (Word);
  • карточки (Word);
  • кроссворды (Excel);
  • самостоятельные работы (Word);
  • контрольные работы (Word).

 

Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ.
 

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем:
1.    мультимедиа технологии:

  • презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
  • видеофрагменты фильмов;
  • презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
  • слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
  • изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
  • коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
  • видеоклип  - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)

2.    компьютерные технологии:

  • диаграммы (Excel);
  • схемы (Excel);
  • таблицы (Word) .
Пример организации закрепления и систематизации знаний.
 

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем:

  1.     мультимедиа технологии:
  2.     презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
  3.     мобильный класс:
    • работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
    • выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
  4.     Интернет-ресуры: 
    • для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
1.    мультимедиа технологии:

  • презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
  • презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.

2.    компьютерные технологии:

  • стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);
  • буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
  • брошюра  - сборник дидактических, методических материалов (Word);
  • плакат, заголовки  - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
  • открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
  • анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
 

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
  • оформление портфолио проекта (Word);
  • создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word ), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.

Пример использования сети Интернет на уроках:
Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

  1.  Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
  2.  Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

  •  написание рефератов,
  •  сбор материала по теме,
  •  иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
 

Список литературы

1.    Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с.
2.    Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
3.    Журнал «Школьные технологии» - 2003 – 2005 г.
4.    Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
5.    Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
6.    Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации"
7.    Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.
8.    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000
9.    Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
10.    Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
11.    Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа:  http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
12.    Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.
13.Ictsport.wehse.ru/.../VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNOLOGIY_1228126672.doc
14. pedsovet.org/.../Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.
15. festival.1september.ru/.../513744/

Кудрявицкая Наиля Шавкатовна
преподаватель-организатор ОБЖ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5», г. Оренбург

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 katya-arina12090212 • 15:17, 16.06.2015
Спасибо! Интересные применения и использование ИКТ на наших уроках.
avatar
26 dem4enkolara • 16:18, 03.12.2011
Замечательная статья! Спасибо!
avatar
25 Наннат • 15:38, 23.10.2011
Спасибо за познавательную статью! Соглашусь с коллегами, что IT-технологии выводят нас на новый, более качественный уровень преподавания как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Работая учителем русского языка и литературы особенно ценными считаю виртуальные экскурсии по заповедным местам, работу с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ и тренажёры. Дальнейших Вам творческих успехов!
avatar
24 Natali1539 • 14:10, 02.06.2011
Замечательная статья! Спасибо! Удачи Вам!!
avatar
23 Helen_Mac • 12:10, 01.05.2011
Не смотря на то, что в современном образовании активно используются компьютерные технологии на различных этапа обучения, Ваша статья полезна и интересна. Спасибо.
avatar
22 Татьяна • 23:50, 20.03.2011
хорошая статья. Я думаю, что Ваши презентации тоже интересные, жаль, что это не внесено в работу.
avatar
21 стрелец2040 • 14:17, 27.02.2011
Как бы мне хотелось давать с помощью ИКТ хотя бы новый материал. Но, к сожалению. в школе у меня такой возможности нет.
avatar
20 Бежта • 00:14, 19.02.2011
Все это замечательно. Но не каждый учитель имеет в кабинете компьютер,проектор,.....
avatar
19 Lubasha8915 • 15:55, 18.02.2011
Спасибо. Нужная и интересная статья
avatar
18 Васюша • 15:15, 10.02.2011
статья хорошая, нужная, только жаль, что не каждый учитель может применить ИТ-технологии на уроках.
avatar
17 СЕГ • 14:27, 09.02.2011
Все это замечательно, если бы каждый учитель имел в кабинете компьютер, сканер, мультимедийный проектор, принтер и т.д.
avatar
16 vmv74 • 16:23, 08.02.2011
Спасибо за интересную статью.
avatar
15 irina1979 • 19:04, 07.02.2011
Действительно, актуально в наше время бурного внедрения ИКТ в образовательный процесс! Спасибо за статью, многие моменты приму к сведению. Я преподаватель школы искусств и активно использую мультимедийные презентации на своих занятиях. Готовлю презентации сама для проведения теоретических дисциплин, а также как вид домашнего занятия для учащихся. В результате повышается интерес ребят и , следовательно, качество знаний тоже.
avatar
14 Ольга7398 • 10:24, 07.02.2011
Спасибо за статью. Именно эти аспекты использую в своей работе.
avatar
13 snegur • 09:14, 05.02.2011
Спасибо за хорошую статью.
avatar
11 polyackova79 • 19:52, 03.02.2011
Уважаемая Наиля Шавкатовна, Ваша статья очень актуальна в настоящее время, когда уроки уже нельзя проводить по старинке, а необходимо творить и создавать новый урок, чтобы дети с радостью шли к вам на уроки. Именно используя и применяя на уроках ИКТ учитель может добиваться поставленных целей и задач очень легко. Спасибо за эту статью!
avatar
12 Ялен • 17:01, 04.02.2011
Спасибо за оценку моей работы. Не представляю уроки без ИКТ, только не хватает подключения к Интернету в кабинете, сколько возможности упускаем!
avatar
10 гулягуля • 19:02, 30.01.2011
Спасибо за статью. Мне понравилась.
avatar
9 shnuro4ek • 22:33, 24.01.2011
1040
avatar
7 Lybacha • 14:40, 24.01.2011
Спасибо за статью. Всё очень хорошодоступно написано.
avatar
8 Ялен • 17:10, 24.01.2011
Спасибо за добрые слова!
avatar
6 delfin • 17:21, 20.01.2011
Спасибо! Интересная статья. Хорошо освещены возможности программ пакета Office.
avatar
4 Ялен • 10:37, 20.01.2011
Эти программы указаны в связи с тем, что именно они были использованы в моей работе, или работах детей. Конечно, применение программ может быть намного шире.
avatar
Для работы с таблицами предназначен Excel, а не Word. Это как для накладывания супа в тарелку использовать ложку, а не половник: наложить можно, но не удобно, долго и т.д.
Но для небольших таблиц можно использовать и Word.
avatar
Мне не понятно, почему в скобочках указаны именно эти программы.
К примеру: "таблицы (Word)".
avatar
2 Ялен • 11:40, 19.01.2011
Спасибо за оценку работы!
avatar
1 sito85 • 23:12, 18.01.2011
хорошая статья! действительно IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Думаю, что большинство учителей активно их используют.