Применение информационных технологий в преподавании различных дисциплин


В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно – коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии.


Обсудить статью (уже 9 коммент.)
Опубликовать свой материал
Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно – коммуникативных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:

 

  1.     Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе, - традиционные задачи всеобуча.
  2.     «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей – предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.
  3.    «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.
  4.  «Трансформация школы». Его главная задача – введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.

Анализируя опыт МОУ СОШ №96 по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что І этап информатизации образования в нашей школе освоен. Одна из самых важных задач, которая очень продуктивно решается,  - это организация преподавания непрерывного курса информатики во 8-11 классах. Я, как учитель информатики, изучила различные варианты программ и, опираясь на этот опыт и конкретные возможности нашей школы, взяла за основу своей программы  примерную программу «Информатика и ИКТ в 8-11 классах», авторами которой являются Л.А. Бачурина, Л.В.Листрова, В.Н.Нестерова, А.С. Протасов, В.Г.Хлебостроев, Н.В.Ярчикова.

Информатика – это наука, которая развивается быстро и неудержимо, и, конечно, школьная информатика также не стоит на месте. Практически содержание курса информатики меняется каждый год на 15-20%. Поэтому программа курса информатики постоянно должна дорабатываться, корректироваться, особенно в части информационных технологий, сохраняя при этом обязательный минимум содержания образования.
Второй важнейшей задачей, без решения которой невозможно было двигаться вперёд, является задача обучения учительских кадров. Компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть, и как основной инструмент в учебном процессе. Это уже не роскошь – это необходимость. Учитель должен уметь пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. В нашей школе основную задачу мы видели в том, чтобы учитель -  предметник владел компьютером и использовал его так же, как использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Это непростая задача. Некоторые учителя осваивали методику работы на компьютере непосредственно в нашей школе, но большая часть преподавательского состава прошли курсы в ВОИПКиПРО. На сегодняшний день в нашей школе практически все учителя – предметники владеют компьютерной техникой и информационными технологиями.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса на ІІ этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы информационно– коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность каждого учителя – предметника, чтобы они стали неотъемлемой органичной частью любого урока. Это совершенно новое направление в школьной педагогике, почти неизученное. На практике собирались крупицы педагогической мудрости, шел поиск форм, методов, приёмов использования ИКТ, которые помогли сделать образовательный процесс более эффективным, осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, добиться высокой степени его дифференциации. В настоящий момент наша школа уверенно освоилась на ІІ этапе информатизации. В школе практически в каждом кабинете установлен компьютер,  7 кабинетов оборудованы видеопроекторами, в 4  кабинетах установлена интерактивная  доска, имеется очень хороший компьютерный класс, в котором находится 8 компьютеров, подключенных к интернету, а также компьютерами оборудованы учительская, библиотека, кабинет директора.

Использование ИКТ на школьных уроках – дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса школы, их совершенствование, разработка новых методик и программ актуальны на сегодняшний день, именно компьютер поможет школьникам оживить сухие строки учебника, наглядно представить явления, наблюдение которых невозможно организовать в школе по техническим или природным условиям. Удачная учебная программа заставит ученика занять активную позицию исследователя, а не наблюдателя, почувствовать значимость изучаемого предмета для его жизни. Все это стало предметом исследования педагогов МОУ СОШ №96.

Главной задачей ІІІ этапа, как уже отмечалось выше, становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет наряду с традиционными методами обучения использовать моделирование, проектирование и программирование, которые способствуют межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность школьников. Так я, учитель информатики, физики и математики, применяю для решения физических задач численные методы, основанные на программировании решения. А внедрение возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных средств ведения диалога намного повышает эффективность использования ИКТ, предназначенных для организации и проведения лабораторных и практических работ, расширяет сферу их внедрения за счет способности воплощения с их помощью экспериментально - исследовательской деятельности. По мнению экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30%. В настоящее время наша школа  взяла курс на активное внедрение информационных технологий в учебный процесс. Мультимедийные презентации, выполненные с использованием приложения PowerPoint и содержащие текст, формулы, рисунки, анимации, звуковые и видеофрагменты, позволяют рационально организовать урок, сделать его более наглядным и насыщенным, активизировать познавательную деятельность учащихся. Были созданы презентации : «День космонавтики», «История математики», «Великие математики», «Давление в природе», «Физика вокруг нас», «Тригонометрические формулы», «Устройство компьютера» и другие. Учащимися 8 класса нашей школы был разработан сайт « Мы против компьютерных пиратов», а также наши ребята второй год подряд принимают участие в международном конкурсе по математическому проектированию.

Внедрение новейших информационных технологий в учебно– воспитательном процессе позволяет преподавателям воплотить свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность без помощи других выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп исследования тем, систему тренировочных заданий и задач, методы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса личного стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

Автор:
Фарион Елена Александровна
учитель информатики, физики и математики
МОУ СОШ №96, г. Воронежа

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
9 Nadegda-vera • 00:16, 05.07.2011
Здравствуйте,Елена Александровна! С интересом прочитала Вашу статью.Во многом согласна с Вами. Я преподаю физику и довольно часто применяю в работе ИКТ. Однако,согласитесь, что в некоторых случаях эффективней объяснения учителя нет ничего. Поэтому стараюсь не увлекаться КТ. С уважением ,Надежда.
avatar
8 TatyanaChuposheva • 15:42, 11.04.2011
Большое спасибо за материал.
avatar
7 СладкаяКошечка • 16:49, 19.03.2011
Спасибо, поддерживаем всё о чём Вы написали. Успехов всем нам.
avatar
6 Julija70 • 13:26, 11.02.2011
Спасибо за интересный материал. Для меня, как учителя информатики все эти вопросы очень актуальны. Вы своими наработками к урокам не хотите поделиться? )))
avatar
5 Васюша • 15:07, 10.02.2011
Очень нужный материал. Спасибо!
avatar
4 птичка • 09:12, 03.02.2011
Елена Александровна, спасибо за прекрасную статью. Полностью согласна, что сегодня в процессе обучения необходимо использовать коммуникативные технологии и в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Я широко использую модульный метод обучения. Часто дети из-за болезни не посещают занятия. В этом случае УЭ высылаю им по электронной почте, что помогает им самостоятельно усвоить учебный материал.
avatar
3 taran • 08:39, 30.01.2011
спасибо за материал, хотелось бы чтоб рамки применения ИКТ не ограничивались несколькими предметами, а применялись на всех, тогда и детям будет легче воспринимать материал.
avatar
2 Lybacha • 17:26, 24.01.2011
Большое спасибо за интересный и нужный материал. Успехов вам!
avatar
1 delfin • 17:16, 20.01.2011
Большое спасибо за Ваш материал. Сейчас как раз готовимся к методическому семинару по этой теме.