11.12.2011 6315 2

Раннее изучение иностранного языка


Статистика показывает, что в последнее время возрастной порог для обучения детей иностранному языку все больше снижается. Четырехлетний ребенок считается уже вполне подготовленным к урокам, а некоторые родители даже трехлетних детей отдают в группы, изучающие английский язык. Как относиться к такому поведению родителей, с какого возраста стоит начинать обучение?


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал
Давно известно, что возможности детей раннего возраста в изучении иноязычной речи поистине уникальны, ведь еще К. Ушинский писал: «В несколько месяцев дитя так приучается говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет».

Все понимают: знать иностранные языки необходимо, причем, их количество имеет престижное значение. Поэтому некоторые родители стараются обучать своих детей с младенчества, стремятся отдавать их как можно раньше педагогам, чтобы выучить один или несколько иностранных языков. Наиболее благоприятным периодом для изучения иностранного языка считается возраст от 4 - 8 лет. Пластичность природного механизма овладения речью, независимого от наследственных факторов, помогает ребенку овладеть иностранным языком более успешно. Но с возрастом данная способность постепенно угасает, поэтому обучение детей старшего возраста второму языку вызывает целый ряд трудностей. Также у детей дошкольного возраста более гибкое и быстрое мышление, что обеспечивает лучшее запоминание языкового материала. Кроме того, дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке. Итак, со скольки же лет нужно начинать обучение иностранному языку?

Многие психологи рекомендуют начинать разговаривать с малышом на разных языках еще до рождения - так слух будущего ребенка подготовится к восприятию новых впечатлений. Хорошо, если он будет слышать не только разные голоса, но и музыку разных жанров. Нельзя, однако, путать общее развитие слухового аппарата с развитием речи, родного языка. Одна сторона обучения – обогащать слуховое восприятие многообразием звуков, другая – обучать языку. Для того чтобы речь ребенка развивалась успешно, мало просто говорить - нужно называть предметы, имитировать издаваемые звуки, добиваться звукоподражания, соединять действие со словом, задавать вопросы и давать образцы правильных ответов и т.д. Рассказывать о жизни, открывать окружающее, используя язык – вот важнейшая задача взрослых, занятых социализацией малышей. Именно поэтому даже простое слушание иноязычной речи без специальных упражнений, конечно, не даст усвоения языка, но будет способствовать лучшему восприятию иностранных слов в будущем.

По мнению старшего преподавателя кафедры логопедии ИСПиП Нищевой Н.В., обучение иностранному языку в дошкольном возрасте обычно происходит гораздо легче и быстрее, чем в возрасте 7-8 лет и позднее. И этому есть объяснение - сензитивный период развития речи падает на первые 3-4 года жизни малыша. Однако многие психологи являются сторонникамии пятилетнего возраста как наиболее подходящего в психологическом и физиологическом плане для начала учебной деятельности, поскольку в этом возрасте ребенок готов к продолжительной концентрации внимания, он овладевает определенным лексическим и речевым запасом, необходимым для коммуникации и у него возникает способность к целенаправленной деятельности. У детей пятилетнего возраста формируется чувство смешного, поэтому ролевые игры носят сложный характер. Как правило, у детей к пяти годам создаются предпосылки для сознательного овладения языком. В связи с этим становится однозначным то, что обучение детей иностранному языку более продуктивно осуществляется в дошкольное время.

В чём же состоят особенности обучения в дошкольном возрасте? Исследования как отечественных, так и зарубежных педагогов и лингвистов (Е.Ю. Протасова, А. Сэйфти, Дж. Галамбос) показали, что при раннем овладении вторым языком ребенок опирается на те же механизмы, что и при усвоении родного языка. Было доказано: раннее начало обучения второму языку формирует у детей металингвистические способности, языковую интуицию, способствующую творческому развитию. На ранних стадиях онтогенеза овладение родным или первым языком происходит снизу вверх: от образования слогов и других элементарных механизмов к высшим уровням владения языком и сознательному применению в речи. Изучение второго языка в более поздний период, после овладения родным, происходит «сверху вниз». Этот процесс начинается с сознательных операций над языком, а затем через произвольный выбор языковых средств переходит к полной автоматизации речи.
 
Как заметил Л.С. Выготский, если развитие родного языка начинается от свободного спонтанного пользования речью и завершается осознанием речевых форм, то развитие иностранного языка начинается с осознания языка и произвольного овладения им и завершается свободной спонтанной речью. Психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и психолингвистами Б.В. Беляевым, И.А. Зимней установлено, что речевые механизмы переносятся с родного на другой язык по-разному. Например, механизмы восприятия звуков иноязычной речи требуют своего обязательного развития, а механизмы внешнего функционального оформления речи, такие как ритмика, артикуляция и интонирование, функционируют по другим программам, отличным от родного языка. Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка его подготовке к участию в жизни общества. И этот период является важным подготовительным этапом для следующей степени – школьного обучения.

При обучении ребенка иностранному языку необходимо ориентироваться и на индивидуально-личностный подход. Как гласит народная мудрость: «Что подчас хорошо для одного, плохо для другого». Если один ребенок может приступить к изучению иностранного языка в 4 года (хотя по данному вопросу приводятся точки зрения разных психологов), тогда как для другого возраст 5-7 лет более целесообразен. Иными словами, ребенок должен сам дозреть до желания изучать иностранный язык, иначе его отношение к изучению иностранных слов и грамматики будет как к тяжелой повинности, навязанной ему взрослыми. И вполне естественно, что это не вызовет у ребенка никакого энтузиазма. Поэтому овладение иностранным языком в дошкольном возрасте должно происходить, безусловно, в игровой форме, и носить спонтанный характер. И к этому дети должны быть готовы как психологически, так и физически. Как правило, такая готовность наступает примерно к пяти годам.

Главное же различие между ребенком дошкольного возраста и школьником – это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве – игра, в школьном – учение. По выражению А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст – это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции и формируются сложные виды деятельности, например, игра и общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников могут решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка .
 
Кононова Анна Николаевна
учитель английского языка
МБОУ "Основная общеобразовательная Обуховская школа"
Старооскольского городского округа.

 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Kalisto-Milagros • 20:15, 03.03.2012
Лично я против раннего (до 7 лет) обучения и/я, пускай лучше дети на родном языке учатся правильно говорить , а и/я подождет до 7-8 лет.
avatar
1 theacherIRENE • 22:07, 16.12.2011
Дети осваивают иностранный язык очень хорошо, но при условии индивидуального обучения. В группе скорость и качество овладения материалом значительно снижается