Соколов Михаил Юрьевич, 11.12.2011 2

Инновационные подходы в повышении социальности детского досуга


Цель данного раздела вовсе не в том, чтобы показать как вреден профессиональный спорт, а в том, чтобы продемонстрировать необходимость осознанного, тщательно взвешенного решения родителей о занятиях детей профессиональным спортом, так как оно несет в себе очень большую ответственность за все области жизни ребенка.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал
Проблематика спортивного бального танца

 

 

Бальные танцы сегодня - незаменимый атрибут разнообразных торжественных мероприятий: вечеринок, свадеб, концертов, балов и фестивалей. Они способны внести необыкновенный фейерверк чувств и эмоций в любой праздник. Как прекрасны элегантные движения танцующих пар, как легко оны кружат в вихре танца! Все это вызывает чувство глубокого эстетического удовлетворения всех категорий зрителей.

Помимо зрелищности, высокого эмоционального накала, преимущество бальных танцев в отсутствии явных противопоказаний для большинства занимающихся на начальном этапе. Занятия бальными танцами даже рекомендуют как щадящий вид танцевальной нагрузки в оздоровительных целях.

Но по прошествии лет вчерашний новичок начинает выступать на профессиональных спортивных соревнованиях, совершенствует и усложняет свою программу, увеличивает нагрузки. И вот тут, на пороге "большого" спорта он сталкивается с негативными факторами занятий спортом. Высокие физические нагрузки могут привести как к нарушениям функционального характера (постоянные боли в позвоночнике, ногах, патологическая деформация суставов), так и к спортивным травмам (ушибы, вывихи, растяжение мышц, разрывы связок и т д.). При соблюдении правил тренировок такие экстренные ситуации, как переломы и серьезные травмы можно свести к минимуму, а вот ежедневная ломота в стопах, сведение икроножных мышц из-за высокого каблука танцевальной обуви, боли в области позвоночника и другие, на первый взгляд, незначительные болевые ощущения, на которые порой просто не обращают внимания, могут привести к хроническим нарушениям в жизнедеятельности организма.

К сожалению, большинство тренеров не предупреждают заранее родителей о возможных профессиональных травмах. А ведь в любом виде спорта профессиональная спортивная деятельность на определенном этапе для достижения нужного результата требует особых форсированных движений и действий от организма в целом, которые неизбежно приводят к проблемам, связанным с искривлениями в позвоночнике, проблемами с суставами и правильным формированием мышечного корсета.

Совсем иная ситуация в ансамбле. Дело в том, что здесь изначально несколько другие требования: синхронность, точность, музыкальность. Поэтому танцор не доходит до того момента, когда ему приходится "ломать" свое тело для достижения результата.

Еще одно крайне важное отличие спортивного бального танца от ансамблевого – возможность разностороннего развития ребенка. Для того, чтобы быть успешным спортсменом, надо отдавать себя спорту полностью, спортивные бальные танцы имеют свойство постепенно занимать ВСЕ свободное время, они не терпят небрежного отношения или длительных перерывов (даже начинающему танцору необходимо заниматься не менее двух часов каждый день и каждые выходные ездить на турниры). В ансамбле же у ребенка есть возможность сочетать различные виды деятельности, развиваясь и в других направлениях, и, главное - полноценно заниматься образованием.

 

 

Актуальность темы

 

 

Бальные танцы в последнее время вызывают все больший и больший интерес со стороны зрителей во всем мире - как в качестве спортивных танцев, так и танцев для отдыха, развлечения. Огромное количество родителей записывают на занятия своих детей - сейчас детей записывают в танцы уже с 3-х лет, и их сразу начинают тренировать как спортсменов. Спустя год большинство из них уходят разочарованными. Причинами становятся необходимость обязательного посещения спортивных соревнований, индивидуальных занятий и пошива костюмов, постоянно занятых турнирами выходных дней и высоких финансовых затрат. Многих родителей расстраивает также то, что у детей отсутствует творческая составляющая.

Но, по большей части, танцы бросают девочки - из-за нехватки партнеров. Теоретически у девочек есть возможность начать сольные выступления, но это настолько неполноценное зрелище, что долго они не выдерживают. Кроме того, и девочки, нашедшие себе партнера, все равно в скором времени сталкиваются с проблемой расставания в паре - к сожалению, это естественная составляющая бальных танцев. А каждое расставание в паре - это, помимо серьезной психологической травмы в довольно молодом возрасте, еще и существенный тормоз в развитии танца, так как на поиски нового партнера, как правило, уходит от полугода до года.

В итоге, складывается следующая ситуация: в бальных танцах масса девочек, зачастую неплохо подготовленных, которые вынуждены бросать танцы, имея при этом горячее желание продолжить. И здесь хорошей альтернативой может стать танцевание в ансамбле. Но, к сожалению, даже в обычном спортивном ансамбле бального танца могут принимать участие только пары мальчик-девочка.
Все вышесказанное привело к идее создания ансамбля, в котором могут танцевать только девочки, полноценно продолжая свое развитие в танце, но при этом не связанных спортивными ограничениями и обязательствами.

 

 

Преимущества танцевания в ансамбле

 

 

  1.  Физическое здоровье. 
    • Как отмечалось выше, родители зачастую не осведомлены и не предупреждены тренерами о возможных профессиональных травмах. Однако известно, что любой вид спорта на определенном этапе профессиональных занятий требует усиленных движений, нагрузок на конкретные части тела, которые обязательно приводят к проблемам с позвоночником, суставами, мышечным корсетом. Приоритет иных критериев при оценке ансамблевого танца (синхронность, точность, музыкальность) не вынуждает танцора доходить до момента "ломки" своего тела в угоду результату.
  2.  Психическое здоровье.
    • Обучаясь и выступая в ансамбле, ребенок воспитывает в себе трудолюбие, умение добиваться цели, вырабатывает волю в психологически комфортных условиях. В единоличном же конкурсном первенстве - постоянный стресс от результата от выступлений, постоянной "вражды" со своими одноклубниками, смены танцевального партнера. В ансамбле складывается коллектив, благодаря чему ребенок учится свободно общаться, реализует себя в творчестве, приобретает друзей и любимое дело, воспитывает командный дух. Авторские композиции гарантируют полноценное участие каждого ребенка в постановке вне зависимости от наличия пары, что позволяет избежать травмирующей ситуации при ее смене. В процессе занятий корректируются психические особенности ребенка – излишняя возбудимость или замедленная реакция, замкнутость и т.д., а не наращиваются комплексы.
  3.  Физическое и творческое развитие
    • Программа обучения в ансамбле рассчитана на возрастные особенности детей, а не на танцевальные классы (Н, Е, Д, С, и т.д.). Таким образом, она не зацикливается на движениях бального танца, установленных конкретными классами обучения, как в конкурсном танцевании, а видоизменяется в зависимости от возможностей группы в целом и каждого ребенка в отдельности. В программу подготовки танцоров для ансамбля, кроме бального танца, входят элементы классического экзерсиса (для правильного формирования мышц и осанки), историко-бытовая программа (для формирования культуры и разностороннего музыкального восприятия), а также используются элементы современного эстрадного танца, что позволяет ребенку развиваться быстрее, чем "скованному" ограничениями спортсмену.

 

 

Занятость

 

 

Для достижения хорошего результата спортсмену необходимо принимать участие в соревнованиях еженедельно. Они могут проходить как в Москве, так и в других городах. Помимо общих занятий спортсмен должен тратить время на отработку информации, полученной на индивидуальном занятии. В ансамбле же ребенку для полноценного танцевального развития достаточно нескольких занятий в неделю. Кроме того, выступления ансамбля проходят по индивидуальному графику: перед каждым выступлением заранее формируется его состав в зависимости от занятости обучающихся.

 

 

Финансы

 

 

Помимо стоимости за общие занятия, деятельность спортсмена очень сложно представить себе без еженедельных индивидуальных занятий, что, разумеется, приводит к дополнительным затратам. Кроме того, профессиональная деятельность включает в себя затраты на костюмы, поездки, взносы за участие в соревнованиях. При танцевании в ансамбле отсутствует необходимость индивидуальных занятий и других вышеперечисленных трат.

 

 

Предмет исследования

 

 

Почему же не существует ансамблей бального танца только для девочек? Ответ прост - никому просто не интересно заниматься разработкой методики обучения такого ансамбля. Большинство тренеров довольны "потоком" детей за год, из которого остаются крупицы танцоров-спортсменов. Кроме того, в бальных танцах обучение спортсменов до сих пор не выстроено грамотно и системно, где уж там думать о направлении, которое не будет востребовано в спорте.

А ведь существует большое количество коллективов народного, классического или эстрадного танца, где нет спортивных соревнований, где танцуют только девочки, где развитие идет ради творческой составляющей, а не ради первого места. Так почему же не может быть такого ансамбля бального танца, ориентированного на художественную деятельность, а не на спортивную?!

Дело в том, что мы психологически воспринимаем бальный танец как совместное действие именно мужчины и женщины, но, если уж рассмотреть остальные составляющие танца, то мы увидим что:

  •  в бальных танцах поддержки и акробатические движения запрещены, поэтому необходимость в силе партнера отсутствует;
  •  основные позиции в паре в латиноамериканской программе: закрытая, открытая, веер, променадная позиция и теневая вовсе не накладывают ограничений на пол партнеров (исключение составляет лишь позиция в европейской программе, но за счет того, что ограничения в ансамбле отсутствуют, мы можем несколько изменить эту позицию для более универсального обучения);
  •  техника исполнения шагов одинакова для обоих полов;
  •  в спортивном танце строго ограничено время танцевания раздельно, не в паре, а здесь мы можем решать, что и как танцевать произвольно - в зависимости от уровня, возраста танцоров и сложности композиции;
  •  большинство движений являются одинаковыми, исполняемыми параллельно, зеркально противоположно, или со смещением в полтакта;
  •  появляется возможность использовать движения из народного, классического и других видов танца, что существенно обогащает восприятие ансамблевой постановки зрителем.

Таким образом, ничто не мешает девочкам, танцуя друг с другом, развиваться в бальных танцах, образуя яркие, красочные номера, получать от этого положительные эмоции и реализовывать свою любовь к бальному танцу.

 

 

Особенности обучения

 

 

Более подробная информация о движениях разрабатывается в готовящейся в настоящее время автором данной работы авторской программе обучения. В этой части я постараюсь отразить лишь общие отличия программы обучения танцу в ансамбле и некоторые особенности обучения пар девочка-девочка от спортивной программы обучения.

Программы обучения ребенка спортивному танцу или групповому очень сильно различаются, практически не возможно готовить детей по обоим направлениям сразу. Поэтому, конечно, у программы обучения в ансамбле есть свои особенности. Начнем с того, что все движения и упражнения построены таким образом, чтобы они могли удобно исполняться и красиво смотреться при исполнении девочками (как соло, так и в паре). Такой подход дает большую универсальность в обучении. Даже при наличии в группе мальчиков программа обучения для них и для девочек едина. Мальчики же при этом также получают полноценное танцевальное развитие, т.к. большинство движений в бальных танцах универсальны.

С того момента как ребенок впервые пришел на занятия и до его первого участия в групповом танце проходит четыре этапа (подготовка, развитие, осознание, практика). В зависимости от возраста, прохождение этих этапов занимает разное время, но, как правило, у детей от 7 лет это занимает около года, а у детей младше 7 – около двух.

Наиболее приемлемой и любимой детьми стартовой формой обучения является музыкально–танцевальная игра, изучение несложных бальных массовых танцев. Постепенно программа усложняется и вводится работа над сценическими композициями. Танцевальные композиции первых этапов обучения рассчитаны на большое количество участников, с относительно простой геометрией и игровым элементом.

I ЭТАП

Так как на танцоров в ансамбле не накладывается спортивных требований, то обучение начинается не с тяжелой и довольно нудной работы над техникой, а с веселых детских танцев-игр (слоненок, макарена, стирка, полька, попуасы, топ-хлоп). На начальном этапе эти танцы направлены на развитие у ребенка чувства ритма, умения слышать и чувствовать музыку, согласовывать с ней свои движения, умения различать характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер, динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато), строение музыкальной речи (длительность звука, такт, фразу и предложение), на развитие танцевальных данных (гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), а главное – на развитие у ребенка интереса и любви к танцу. Позднее эти танцы станут прекрасным отдыхом во время изучения более сложных вещей.

II ЭТАП

На втором этапе дети изучают основные элементы простых бальных танцев (основной ход, нью-йорк, спот поворот, рука к рука, алемана из танца ча-ча-ча, медленный вальс) и упражнения, специально составленные таким образом, что при их объединении в дальнейшем образуются основные движения (основной ход, основной ход вперед, основной ход в сторону, основной ход на месте) из танцев джайв и самба. Одновременно с этим постепенно увеличивается скорость движений, доходя до нужных стандартов каждого танца.

III ЭТАП

На следующем этапе движения можно уже исполнять в паре (причем как в паре мальчик-девочка, так и в паре девочка-девочка), изучаются первые парные позиции, добавляются небольшие технические составляющие для более четкого определения характера каждого танца. Уделяется большое внимание развитию танцевального (умения анализировать, раскладывать и объяснять движения) и пространственного мышления (умения ориентировать движения относительно любой точки зала).

IV ЭТАП

И, наконец, на последнем этапе подготовки к ансамблевому выступлению дети учатся объединять движения между собой, выстраивать из них геометрические движения и перестроения. К концу этого этапа дети уже могут исполнить свой первый групповой танец.

Со второго года обучения эти дети уже скоординированы, выносливы, могут выполнять сложные движения, что следует учитывать при построении учебного процесса таким образом, чтобы подросток мог активно проявить себя и утвердиться в этом направлении деятельности. Далее начинается работа над групповыми ансамблевыми постановками и совершенствованием в них танцевального мастерства детей.

 

 

Практическая значимость

 

 

Практическая значимость работы состоит в разработке методики обучения танцевальных пар в новой форме их состава, в повышении массовости бального танца, в развитии новых форм выражения бального танца. Результаты могут использоваться в спортивных секциях, в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования для детей школьного возраста для создания ярких, зрелищных, массовых номеров без жесткой привязки к полу танцующего.

Список литературы

1. «Подготовка спортсменов-танцоров и актуальные проблемы развития спортивных танцев». РГАФК., Кафедра спортивной режиссуры, Москва 1998г.,
2. «Материалы Научно-методического совещания по проблемам развития спортивных танцев». РГАФК., Кафедра спортивной режиссуры, Москва 2000г.,
3. «Особенности психологического развития детей школьного возраста». Нина Рубштейн, Москва 1999г.,
4. «Как вырастить чемпиона». Нина Рубштейн, Москва 2001г.
5. «Пересмотренная техника европейских танцев». Алекс Мур - Перевод и ред. Ю. С. Пина. С-П., 1993 г.,
6. «Пересмотренная техника латиноамериканских танцев». - Лондон. Имперское общество учителей танцев. Перевод и редакция Ю. С. Пина. С-П., 1992 г.,
7. «Перспективные направления и формы обучения танцам». - Перевод и ред. Ю. С. Пина. - М., С-П., 1995 г.,
8. «Комплектование пар в спортивных бальных танцах» - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Жаворонковой И.А., Москва, 2007 г.

 
Соколов Михаил Юрьевич,
педагог дополнительного образования
ГОУ ЦДЮТ "Бибирево",
г. Москва

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 Lokki58 • 19:46, 16.12.2011
Уважаемый Михаил Юрьевич. Спасибо за интересный материал и поднятую в нем проблему: дифицит мальчиков в коллективах бальных танцев. Хочу поделиться с Вами информацией. Я живу и работаю В Санкт-Петербурге. Педагогами бальных танцев в нашем ДДЮТ тоже был создан ансамбль спортивного бального танца четыре года назад. Вы очень убедительно доказали пользу и значимость таких коллективов. Спасибо. Приятно встретить на страницах этого сайта единомышленников.
[Материал]
avatar
2 СоколовМ • 15:17, 21.01.2012
С удовольствием бы обменялся сВами опытом работы надо ансамблем, ведь аналогов то совсем единицы
[Материал]